
Автоэксперты молчат: вот простая проверка, которая сразу покажет, почему стартер не крутит двигатель
Вы поворачиваете ключ зажигания, слышите характерный щелчок, но двигатель остаётся неподвижным. Знакомая ситуация? Чаще всего это указывает на неисправность втягивающего реле стартера. Разберёмся, как работает этот узел, почему он выходит из строя и как проверить его самостоятельно.
Как устроено втягивающее реле и почему оно так важно
Стартер — это электродвигатель, который раскручивает коленвал при запуске мотора. Но чтобы он начал работать, необходимо выполнить два действия:
- Выдвинуть бендикс (шестерню стартера) для зацепления с маховиком двигателя.
- Замкнуть силовые контакты, подающие ток на электромотор.
Эти функции выполняет втягивающее реле (правильнее называть его тяговым). Когда вы поворачиваете ключ зажигания, на его обмотки подаётся напряжение. Возникающее магнитное поле двигает якорь, который:
- толкает бендикс вперёд;
- замыкает контакты, включая электродвигатель стартера.
Если реле неисправно, стартер не получит питание — отсюда и щелчки без вращения.
Основные причины, по которым стартер щёлкает, но не крутит
Прежде чем винить реле, стоит исключить другие возможные проблемы:
Севший аккумулятор
Если батарея разряжена, её может хватить только на срабатывание реле, но не на запуск двигателя. Проверьте:
- Напряжение на клеммах (должно быть не менее 12 В).
- Не гаснут ли лампы на приборной панели при попытке запуска.
Плохой контакт
Окисленные клеммы АКБ или ослабленные провода могут мешать прохождению тока.
Если же с аккумулятором всё в порядке, проблема, скорее всего, в самом стартере:
Неисправность втягивающего реле
Одиночный щелчок — возможен износ контактов или обрыв обмотки.
Многократные щелчки — не срабатывает удерживающая катушка.
Проблемы с электродвигателем стартера
Износ щёток, замыкание обмоток или заклинивший подшипник.
Как проверить втягивающее реле
Проверка на автомобиле
Поставьте машину на нейтраль (или Parking для АКПП).
Снимите тонкий провод с управляющей клеммы реле.
Замкните отвёрткой управляющую клемму и силовую (от АКБ). Если стартер заработал — неисправна цепь управления (замок зажигания, проводка).
Замкните две силовые клеммы на реле. Если стартер крутится — реле неисправно.
Проверка демонтированного реле мультиметром
Прозвоните втягивающую и удерживающую обмотки.
Проверьте замыкание контактов при нажатии якоря.
Можно ли отремонтировать реле
В большинстве современных автомобилей втягивающее реле неразборное. Попытка вскрыть его часто приводит к повреждению корпуса, поэтому лучше сразу заменить деталь.
Важно! Если у вас нет опыта в авторемонте, лучше доверить диагностику и замену специалистам. Неправильные действия могут усугубить проблему.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru