Ключ в замке зажигания
Ключ в замке зажигания
Антон Василюк Опубликована вчера в 20:49

Тишина под капотом может оказаться криком о помощи: что машина пытается вам сказать

Проблем с запуском двигателя не всегда означают поломку

С ситуацией, когда автомобиль отказывается заводиться, сталкивался, наверное, каждый автовладелец. Чаще всего это происходит в самый неподходящий момент: нужно срочно ехать на работу, забрать ребенка из сада или на важную встречу. Особенно обидно, когда проблема настигает в морозное зимнее утро, но и в теплое время года от подобных сюрпризов никто не застрахован.

Основные причины проблем с запуском двигателя

Перед тем как паниковать и звонить в сервис, стоит проверить несколько простых вещей. Иногда причина оказывается банальной, и её устранение занимает всего пару минут.

Селектор АКПП не в положении "P"

Для владельцев машин с автоматической коробкой передач это одна из самых распространенных и досадных оплошностей. Если при предыдущей парковке вы оставили селектор в режиме "D" или "R", то при попытке запуска двигатель не отреагирует. Вместо этого на приборной панели обычно загорается предупреждающий индикатор или сообщение. Решение простое: переведите рычаг коробки в режим паркинга "P" или в нейтральное положение "N", и проблема будет решена.

Разряженный аккумулятор

Эта неприятность лидирует в списке причин, особенно в холодный сезон. Низкие температуры негативно сказываются на химических процессах внутри батареи, что приводит к падению её ёмкости и тока холодной прокрутки. В результате у аккумулятора просто не хватает сил, чтобы провернуть коленвал через загустевшее моторное масло. Летом разряд может произойти, если вы забыли выключить фары, габариты или салонный светильник.

Как распознать севший аккумулятор? Звук работы стартера становится медленным, тягучим и "уставшим". В критических случаях вы услышите лишь серию быстрых щелчков, а все индикаторы на панели приборов будут сильно тускнуть.

Сравнение решений для разряженного аккумулятора

Способ Суть метода Плюсы Минусы
"Прикуривание" Запуск от АКБ другого автомобиля с помощью проводов. Быстро, если есть второй автомобиль и провода. Требует наличия донора, есть риск повредить электронику при ошибках.
Зарядное устройство Полноценная зарядка батареи в домашних или гаражных условиях. Восстанавливает заряд полностью, продлевает срок службы АКБ. Требует много времени (несколько часов), необходимо снимать клеммы.
Пуско-зарядное устройство (ПЗУ) Компактный бустер, дающий кратковременный мощный ток для запуска. Автономность, можно завестись в любом месте без посторонней помощи. Требует периодической подзарядки самого бустера.

Как завести машину с севшим аккумулятором

  1. "Прикуривание". Найдите автомобиль-донор с исправным АКБ. Соедините проводами клеммы батарей согласно инструкции (плюс к плюсу, минус к минусу). Заведите двигатель донора, дайте ему немного поработать, а затем попробуйте завести свою машину.
  2. Использование ПЗУ. Подключите портативное пуско-зарядное устройство к клеммам своего аккумулятора, соблюдая полярность. Включите ПЗУ и произведите стандартный запуск двигателя.
  3. Снятие и зарядка. Если время терпит, снимите аккумулятор и отнесите его для полноценной зарядки стационарным зарядным устройством.

Неисправность стартера

Если с аккумулятором всё в порядке (приборная панель ярко светится при повороте ключа), но двигатель не крутится, виновником может быть стартер. Характерные признаки:

  • слышны лишь щелчки, но сам стартер не крутится — вероятная проблема в тяговом реле;
  • слышен высокооборотный звук жужжания, но мотор не схватывает — возможно, сломался бендикс (обгонная муфта).

Что делать? На автомобилях с механической коробкой передач можно попробовать проверенный дедовский способ — завестись "с толкача". Однако это лишь временная мера. После остановки двигателя проблема вернётся. Наиболее правильное решение — доставка автомобиля в сервис на буксире или эвакуаторе.

А что если…

Если машина не заводится после мойки или сильного дождя? Если вы столкнулись с такой ситуацией, возможно, влага попала на элементы системы зажигания или на электрические контакты. Откройте капот и осмотрите высоковольтные провода, катушку зажигания и разъемы. Иногда достаточно дать им просохнуть в течение часа.

Проблемы с топливной системой и зажиганием

Когда стартер бодро крутит коленвал, но мотор "молчит", стоит обратить внимание на системы, отвечающие за подачу топлива и искру.

Замерзшее топливо

Эта беда характерна для дизельных автомобилей. Использование летней солярки при минусовой температуре приводит к её запарафиниванию. Топливный насос не может прокачать густую массу через фильтр тонкой очистки. В этом случае антигели уже бессильны.

Единственное решение — отогреть автомобиль в теплом помещении. Идеально подойдет отапливаемый гараж или бокс на станции техобслуживания. После запуска постарайтесь как можно скорее выработать остатки летнего топлива, заправившись качественной зимней соляркой.

Состояние свечей зажигания

Свечи — это сердце системы зажигания. Их неисправность легко диагностировать, выкрутив из двигателя.

  1. Залитые свечи. Электроды покрыты бензином. Это случается после серии неудачных попыток запуска. Дайте свечам просохнуть на воздухе или протрите их сухой тканью.
  2. Сильный нагар. Черный, маслянистый налет на электродах мешает образованию мощной искры. Его можно аккуратно очистить металлической щеткой, но это временная мера. Нагар сигнализирует о проблемах с составом топливной смеси или износе двигателя.

Неисправный топливный насос

Бензонасос создает необходимое давление в топливной рампе. Если он вышел из строя, бензин не поступает в цилиндры. Проверить его работу просто: поверните ключ в положение зажигания (не запуская стартер). Из-под заднего сиденья или из области бака должен послышаться кратковременный тихий гул. Если тишина — насос не работает. Причиной может быть его поломка, перегоревший предохранитель или… снова иммобилайзер, который блокирует его работу.

Когда электроника защищает слишком хорошо

Современные автомобили оснащены сложными охранными системами и иммобилайзерами. Если вы открыли машину механическим ключом из-за севшего аккумулятора в брелоке, сигнализация может оставаться активной и блокировать запуск. То же самое иногда происходит после снятия и установки аккумулятора.

Плюсы и минусы сложной электронной защиты

Плюсы Минусы
Высокий уровень защиты от угона. Риск ложных срабатываний и блокировок.
Защита от кражи деталей. Сложность самостоятельной диагностики.
Интеграция с центральным замком. Зависимость от исправности брелока и его батареек.

Решение: Попробуйте поставить автомобиль на охрану с помощью брелока, а затем снять его. Если это не помогло, изучите инструкцию к вашей сигнализации — часто существует секретная кнопка или последовательность действий для отключения сервисного режима.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Как выбрать аккумулятор, который не подведет зимой?

Обращайте внимание на две ключевые характеристики: емкость (А*ч) и ток холодной прокрутки (А). Выбирайте АКБ с параметрами, рекомендованными производителем вашего авто, и отдавайте предпочтение проверенным брендам, таким как Varta, Bosch или Tyumen.

Что лучше: "прикуривать" от другого авто или иметь свой бустер?

Свой бустер (ПЗУ) — это гарантия автономности и быстрого решения проблемы. "Прикуривание" — более бюджетный, но не всегда доступный вариант, который к тому же сопряжен с рисками для электроники обоих автомобилей при неправильном подключении.

Мифы и правда

Миф: если постучать по стартеру или бензонасосу, он сразу заработает.

Правда: иногда этот метод может помочь, если причина в залипших щетках стартера. Но это крайняя и временная мера, которая к тому же может окончательно добить и без того неисправный узел.

Миф: современный автомобиль не заведется, если в баке меньше 5 литров бензина.

Правда: для большинства машин критический остаток — около 5-7 литров, так как топливный насос охлаждается бензином и может перегреться на сухом ходу. Старайтесь не опустошать бак полностью.

Три факта о запуске двигателя

  1. Первые автомобили заводились не ключом, а специальной заводной рукояткой — "кривым стартером".
  2. В сильный мороз масло в картере двигателя густеет до состояния геля, увеличивая нагрузку на стартер и аккумулятор в несколько раз.
  3. Некоторые современные автомобили с системой "старт-стоп" оснащаются двумя АКБ: одной основной и второй — дополнительной, меньшей емкости, которая отвечает именно за частые запуски двигателя.

Исторический контекст

Проблема запуска двигателя в холодную погоду стара как мир автомобилестроения. Раньше, в эпоху карбюраторных моторов, водители использовали специальные воздушные заслонки, чтобы вручную обогатить топливную смесь. В особо суровые зимы практиковался радикальный метод — разогрев картера паяльной лампой.

С появлением инжекторных систем и сложной электроники диагностика причин усложнилась, но и надежность пуска в целом значительно возросла. Сегодня, несмотря на все технологические достижения, базовые принципы остаются прежними: для работы мотора нужна исправная искра, топливо под давлением и достаточная компрессия.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Правительство внесло в Госдуму законопроект об ужесточении контроля за тонировкой автомобилей сегодня в 0:15
Водителям с иностранными номерами грозит проверка: правительство берётся за тонировку

Правительство России предложило ужесточить контроль за тонировкой автомобилей с иностранными номерами. Новые правила затронут десятки тысяч владельцев и ликвидируют лазейку в законе.

Читать полностью »
Расход топлива выражается в литрах на 100 километров вчера в 23:12
Почему зимой расход топлива увеличивается: влияние температуры и стиля езды

Как рассчитать реальный расход топлива, почему он выше паспортного и какие простые шаги помогут тратить меньше бензина. Полное руководство для водителей.

Читать полностью »
Износ свечей, катушек или проводов приводит к неполному сгоранию топлива вчера в 22:07
Топ-10 причин большого расхода топлива: почему машина ест больше и как это исправить

Повышенный расход топлива может сигнализировать о десятке разных проблем — от стиля вождения до неисправных датчиков. Разбираемся, где искать причину и как вернуть норму.

Читать полностью »
Автоэксперт Плетнёв: спешка при продаже авто снижает цену до 100 тысяч рублей вчера в 21:19
Как не потерять 100 тысяч при продаже авто — простое правило, о котором забывают

Как получить за старую машину на 100 тысяч больше, не потратив ни рубля на ремонт. Эксперт объяснил, как заставить дилеров конкурировать между собой и выигрывать в торге.

Читать полностью »
Дизельные и бензиновые моторы почти не различаются по надежности вчера в 19:43
Масло уходит, фильтр забивается — но поломки теперь не приговор

Эксперты Рольфа сравнили надёжность бензиновых и дизельных моторов, проанализировав 175 тысяч автомобилей. Кто оказался выносливее на деле?

Читать полностью »
Автомобильный кондиционер впервые появился в США ещё до Второй мировой войны вчера в 18:23
Эти детали внутри машин советской элиты вызывали шок: обычные люди даже не догадывались, что такое возможно

Автомобили советской элиты имели уникальные технологии — от «автомата» до кондиционера.

Читать полностью »
Запах бензина в салоне может свидетельствовать о повреждении топливного бака — автоэксперты вчера в 17:47
Опасный аромат: что значит запах бензина в салоне и чем он грозит

Запах бензина в салоне автомобиля часто указывает на утечку топлива, неисправный топливный бак или проблемы с катализатором. Это серьезная проблема, требующая немедленного внимания, чтобы избежать пожара или отравления.

Читать полностью »
Специалисты рассказали, какие действия за рулём разрушают автоматическую коробку передач вчера в 16:15
Эти привычки убивают автомат незаметно: водители теряют коробку из-за мелких ошибок

Автоматические коробки передач требуют бережного обращения. Разбираем типичные ошибки водителей, которые приводят к поломкам и сокращают срок службы трансмиссии.

Читать полностью »