- Орлова Елена
- Опубликована 10.01.2019 в 2:16
- Изменена 20.07.2021 в 14:24
Конкуренция и соперничество. В чем различия?
В основе некоторых из самых потрясающих проявлений человеческих достижений лежит интенсивное соперничество. Из программных войн между высокопрофессиональными тяжеловесами Билла Гейтса и Стива Джобса, в изнурительных матчах между великими теннисистами Пете Сампрасом и Андре Агасси, к чреватым, язвительным отношениям между Эрнестом Хэмингуэем и Френсисом Скоттом Фицджеральдом, соперничество подталкивало невероятно высокие уровни достижений от отдельных лиц и организаций в разных отраслях.
Внесем ясность: соперничество и конкуренция, хотя и похожи, не являются синонимами. Разделение их тонких, но важных различий помогает объяснить, почему соперничество приводит к такому мощному мотиватору, говорит Гэвин Килдуфф, профессор Школы бизнеса Нью-Йоркского университета.
Конкуренция, как это определяет Килдуфф, - это любая ситуация, в которой цели или результаты вовлеченных участников противостоят друг другу, поэтому выигрыш для одного игрока по своей сути приходит к убытку для другого. Соперничество более личное; оно построено на отношениях.
Килдуфф много лет изучает эту тему, и его исследования показывают, что соперничество обычно развивается, когда конкуренты схожи (по возрасту, социально-демографическому статусу и т. д.). Они часто конкурируют друг с другом, а их навыки распределяются равномерно. Интуитивно, целесообразно, что стремление обойти кого-то, кто конкурирует на том же уровне или даже чуть выше, и с которым у долгий послужной список, увеличит как усилия, так и производительность; победа внезапно становится очень личной.
Действительно, проанализировав список участников соревнований, Килдуфф обнаружил, что конкуренты, бегущие в гонке с соперником, сократили свое время в среднем на пять секунд за километр.
Несомненно, соперничество - это инструмент, который можно использовать для увеличения достижений и повышения производительности. Но это очень обоюдоострый меч, обнаруживает Килдуфф; неконтролируемый, и в случае развития в неблагоприятных условиях, он может превратиться в искаженный мотиватор; внезапно успех измеряется исключительно тем, как мы проявляем себя по отношению к сопернику.
Исследование Килдуффа показало, что участники, которых просят подумать о личном сопернике перед выполнением задания, гораздо более склонны увеличивать фактическую производительность, чем участники, которых просто просят задуматься о конкуренте.
Когда вы идете голова к голове с соперником, мотивация может легко стать непривязанной к тому, что поставлено на карту, потому что «опережение этого противника несет психологическую ценность само по себе независимо от размера приза или вознаграждения», - говорит Килдуфф. И это может быть опасно: лазерная фокусировка на одном сопернике за счет большей картины оставляет нас уязвимыми для «других конкурентных угроз, которые могут возникать вновь».
Зоны возникновения лесных пожаров в этом сезоне обозначил Рослесхоз
Проблемы с очагами лесных пожаров по оценке экспертов могут быть в конце весны на западе России, а также на юге Урала, Сибири и Дальнего Востока, в начале лета добавятся территории на севере страны, прогнозируют в Рослесхозе.
В ФАС предостерегают производителей стройматериалов от роста цен
Федеральная антимонопольная служба России предостерегла производителей стройматериалов от немотивированного роста стоимости продукции на фоне паводков в ряде субъектов федерации.
Отбор голубого топлива из подземных хранилищ ЕС вдвое превышает закачку
Отбор газа из европейских подземных хранилищ стремительно увеличивается на фоне похолодания и более чем вдвое превышает закачку в них, сообщает ТАСС.
Новак: поставки ГСМ на внутренний рынок превышают прошлогодние
Производство бензина и дизельного топлива в апреле стабилизировалось, поставки на внутренний рынок превышают объемы прошлого года, экспорт снижен, сообщает минэнерго.