
Новые правила для такси: какие машины получат допуск, а какие останутся за бортом
Опубликованный Минпромторгом России предварительный список автомобилей, допущенных к работе в сфере такси с 1 марта 2026 года, может быть расширен.
Как сообщил автоэксперт, член Общественного совета при МВД Игорь Моржаретто в беседе с KP.RU, в перечень могут войти три дополнительные марки - Haval, Solaris и Belgee, под которой в Белоруссии производятся автомобили китайского бренда Geely.
"Возможно, наши чиновники пойдут на какие-то уступки и корректировки. И чуть позже, зимой или ближе к весне, список моделей расширят", — отметил Моржаретто.
По словам эксперта, с производителями уже ведутся переговоры о включении их моделей в официальный список. Власти, вероятно, готовы пойти на компромиссы в части локализации сборки, чтобы увеличить количество доступных для такси автомобилей.
Снижение требований к локализации
Воропаев напомнил, что уровень локализации для автомобилей, выпускаемых по специнвестконтрактам (СПИК), уже был снижен. Это значит, что производители, работающие на территории России и Белоруссии, смогут претендовать на включение своих моделей в утвержденный перечень.
"Планку по локализации уже уменьшили. Это делает возможным появление в списке таких брендов, как Haval, Solaris и Belgee, особенно если сборка ведётся в рамках СПИК", — пояснил эксперт.
Ранее Минпромторг представил предварительный перечень моделей, допущенных к использованию в качестве легковых такси. В него вошли более 20 автомобилей шести российских брендов, полностью соответствующих требованиям законодательства.
Какие автомобили уже включены
Согласно опубликованным данным, в утвержденный список вошли модели следующих марок:
-
Lada - Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel;
-
УАЗ - Patriot и Hunter;
-
Москвич - весь актуальный модельный ряд;
-
а также ряд машин брендов, локализованных в России по условиям промышленной сборки.
Почему список нуждается в расширении
Эксперты указывают, что действующий список пока слишком ограничен, и этого количества моделей может не хватить для потребностей отрасли.
На рынке такси используется большое количество автомобилей иностранного происхождения, и после вступления в силу новых правил операторам потребуется массовое обновление автопарка.
"Такси должно оставаться доступным для пассажиров, а парк — для водителей. Поэтому важно, чтобы в списке были не только отечественные марки, но и автомобили с высокой степенью локализации", — подчеркнул Моржаретто.
По мнению аналитиков, добавление моделей Haval и Solaris позволит снизить дефицит автомобилей в сегменте и сохранить умеренные тарифы на перевозки.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: Исключить иномарки из списка полностью.
Последствие: Дефицит машин для служб такси и рост цен.
Альтернатива: Включить бренды с российской или белорусской сборкой. -
Ошибка: Завысить требования по локализации.
Последствие: Производители не смогут адаптироваться к условиям рынка.
Альтернатива: Плавно повышать долю локальных компонентов. -
Ошибка: Слишком медленно обновлять список.
Последствие: Риски срыва работы таксомоторных компаний.
Альтернатива: Регулярно пересматривать перечень с учётом реальных мощностей.
Что изменится с 1 марта
Новые требования к автомобилям для такси начнут действовать с 1 марта 2026 года. Согласно поправкам к закону о такси, использовать в работе смогут только те модели, которые включены в реестр транспортных средств российского происхождения, утвержденный Минпромторгом.
Основной критерий — локализация производства. Машина должна быть произведена на территории России или в рамках совместных инвестиционных программ с дружественными странами.
Как это повлияет на рынок
Согласно прогнозам экспертов, переходный период продлится не менее года. За это время производители должны успеть адаптировать сборочные линии, а перевозчики — обновить автопарки.
Ожидается, что наибольшие сложности возникнут у частных водителей и небольших компаний, где значительная часть машин представлена старыми иномарками.
Тем не менее, в случае расширения списка новыми брендами, рынок сможет избежать дефицита.
"Если Минпромторг и производители найдут компромисс, переход пройдет мягко — без резкого роста тарифов и сокращения числа машин", — считает Моржаретто.
А что если Haval, Solaris и Belgee войдут в список?
Эксперты уверены, что эти марки смогут существенно стабилизировать рынок.
-
Haval уже выпускает автомобили в Тульской области, обеспечивая высокий уровень локализации.
-
Solaris после ухода Hyundai из России может вернуться под локализованным брендом с адаптированной платформой.
-
Belgee (совместное предприятие Geely и Белоруссии) собирает автомобили с частичным использованием российских компонентов.
Если все три бренда будут утверждены, таксомоторные компании получат широкий выбор моделей - от компактных седанов до кроссоверов, что позволит закрыть все сегменты спроса.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
— Когда окончательно утвердят список?
Предполагается, что финальная версия появится в начале 2026 года.
— Смогут ли действующие автомобили продолжить работу?
Да, но только в течение переходного периода, пока не завершится замена автопарка.
— Можно ли будет использовать китайские машины?
Да, если они произведены в России или Белоруссии и соответствуют требованиям локализации.
— Что будет с иномарками старше пяти лет?
Такие автомобили постепенно выведут из эксплуатации в службах такси.
Исторический контекст
Реформа регулирования такси началась после принятия федерального закона №580-ФЗ, направленного на повышение безопасности и прозрачности рынка.
Идея создания единого списка автомобилей возникла как инструмент поддержки отечественного автопрома и контроля за техническим состоянием таксомоторов.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru