авто электромобиль
авто электромобиль
Екатерина Тимиряева Опубликована 08.10.2025 в 22:05

Батареи для автомобилей без дефицита и дороговизны — Китай нашёл замену литию

Учёные из Китая: натрий-ионные аккумуляторы создадут конкуренцию литий-ионным

Натрий-ионные аккумуляторы стремительно выходят из разряда лабораторных экспериментов и становятся реальной альтернативой литиевым. Уже в ближайшие годы такие батареи будут использоваться не только в электромобилях, но и в системах хранения энергии. Что делает их такими перспективными и почему именно натрий может стать будущим автомобильной энергетики — разбираемся подробно.

Новая глава в эволюции аккумуляторов

Еще недавно натрий-ионные аккумуляторы воспринимались как экспериментальная разработка. Однако ситуация меняется: по данным форума по развитию цепочки поставок и стандартов для этого типа батарей, технология выходит на промышленный уровень.

"Пока о полной замене литий-ионных аккумуляторов натрий-ионными речи не идет, однако новый тип батарей создаст дифференцированную конкуренцию", — отметил академик Китайской академии наук и профессор Университета Цинхуа Ли Цзинхун.

Эксперт объяснил, что натрий-ионные батареи обладают рядом преимуществ: высокой выходной мощностью, устойчивостью к низким температурам, безопасностью и доступной себестоимостью. Всё это делает их подходящими для использования в электрокарах и гибридных системах, а также в классических пусковых аккумуляторах, где десятилетиями доминировали свинцово-кислотные модели.

Почему автопроизводители переключают внимание

Главный фактор — нестабильность цен на литий и другие редкие металлы. Производители стремятся снизить зависимость от дорогих ресурсов, при этом сохранив или даже улучшив характеристики аккумуляторов. 2026 год уже называют точкой отсчета нового технологического этапа, когда натрий-ионные батареи начнут массово использоваться в автоиндустрии.

Что изменится для отрасли:

  • электрокары и гибриды подешевеют в производстве;
  • снизится риск возгораний;
  • уменьшится зависимость от кобальта, никеля и лития.

Натрий, в отличие от лития, встречается повсюду: он содержится в морской воде и обычной поваренной соли. Это шестой по распространенности элемент земной коры, а значит, дефицита не предвидится. Запасов натрия хватит на сотни лет — в то время как литий может закончиться уже через полтора века.

Сравнение батарей

Параметр Литий-ионные Натрий-ионные
Энергоплотность высокая средняя (до 175 Вт⋅ч/кг)
Стоимость высокая низкая
Температурная устойчивость средняя отличная (до -40°C)
Безопасность подвержены перегреву устойчивы к возгоранию
Ресурс циклов 2-3 тыс. более 3 тыс.
Утилизация сложная экологичнее и дешевле

Как работает технология

Принцип действия натрий-ионных батарей схож с литиевыми: ионы перемещаются между электродами через электролит. Но в отличие от лития, натрий взаимодействует с растворителем гораздо слабее, поэтому электролит не густеет на холоде. Это и объясняет, почему такие батареи без проблем работают даже при -40 °C.

1. Устойчивость к морозу

Компания CATL уже создала натрий-ионную батарею, которая сохраняет эффективность в экстремальном холоде. У литиевых аналогов в таких условиях падает мощность, увеличивается время зарядки и возрастает внутреннее сопротивление.

2. Повышенная безопасность

Такие аккумуляторы почти не горят. Использование менее активных компонентов снижает риск термического разгона — эффекта, когда батарея перегревается и воспламеняется. Даже при температурах до +90 °C натриевые элементы остаются стабильными.

3. Экономичность и экологичность

Производить натрий-ионные аккумуляторы можно на тех же заводах, что и литиевые — перенастройка оборудования не требуется. Это резко снижает себестоимость. При этом такие батареи легче, служат дольше и проще утилизируются.

Советы: как выбрать аккумулятор для электрокара

  • Проверяйте рабочий температурный диапазон — чем шире, тем лучше.
  • Смотрите на количество циклов заряда-разряда: для современных моделей оптимум — от 3000 циклов.
  • Обращайте внимание на плотность энергии: у натриевых батарей показатель уже достигает 175 Вт⋅ч/кг.
  • Для северных регионов выбирайте модели с подтвержденной морозоустойчивостью (CATL, HiNa Battery).
  • Не переплачивайте за литий, если вы планируете эксплуатацию в умеренном климате — натрий уже способен заменить его.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

• Ошибка: ориентироваться только на емкость аккумулятора.
→ Последствие: потеря эффективности зимой.
→ Альтернатива: выбирать модели с низкотемпературным электролитом (на натриевой основе).

• Ошибка: покупать самые дешевые батареи неизвестных брендов.
→ Последствие: низкое качество и риск возгорания.
→ Альтернатива: продукция CATL, BYD или Haina Technology.

• Ошибка: игнорировать параметры зарядного устройства.
→ Последствие: деградация ячеек.
→ Альтернатива: использовать "умные" зарядки с контролем тока.

А что если натрий заменит литий

Вполне возможно, что к концу десятилетия именно натрий станет основой для большинства аккумуляторов массового сегмента. Он дешевле, безопаснее и экологичнее, а его энергетическая плотность уже близка к литиевым решениям.

"Натрий-ионные аккумуляторы уже прошли путь до ранней стадии коммерциализации", — отметил генеральный директор Beijing Zhongke Haina Technology Co. Ли Шуцзюнь.

По его словам, в течение ближайших лет стоимость таких батарей может снизиться почти вдвое. Уже существуют образцы с плотностью энергии 165 Вт·ч/кг, рассчитанные на 10 000 циклов и устойчивые в диапазоне от -40 °C до +45 °C, пишет РБК.

FAQ

Как выбрать натрий-ионный аккумулятор для гибрида?
Ориентируйтесь на характеристики мощности и диапазон температур. Для городских машин подойдет емкость 30-40 кВт·ч.

Сколько стоят такие батареи?
По прогнозам экспертов, их цена в 2026 году будет вдвое ниже литиевых аналогов, приблизившись к уровню свинцово-кислотных.

Что лучше для электромобиля — литий или натрий?
Если приоритет — дальность хода, литий пока впереди. Но для повседневной езды, особенно в холодных регионах, натрий — оптимальный выбор.

Мифы и правда

Миф: натрий-ионные батареи недолговечны.
Правда: их ресурс превышает 3000 циклов при 80 % емкости.

Миф: они не подходят для электрокаров.
Правда: уже сегодня серийно выпускаются модели с запасом хода более 500 км.

Миф: технология слишком новая и непроверенная.
Правда: компании CATL и Haina Battery уже производят такие аккумуляторы промышленными партиями.

3 интересных факта

  • Электромобиль с натрий-ионной батареей может заряжаться до 80 % всего за 15 минут.
  • Морская соль — потенциальный источник сырья для будущих аккумуляторов.
  • По прогнозам Bloomberg, к 2030 году натрий-ионные батареи займут до 25 % мирового рынка хранения энергии.

Исторический контекст

Первые опыты с натриевыми элементами проводились еще в 1970-е годы, но тогда материалы не позволяли достичь нужной стабильности. Прорыв произошел после 2019 года, когда китайские инженеры разработали новые катодные соединения и электролиты. Это открыло путь к серийному производству и сделало технологию конкурентоспособной.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Автоблогер: открытые окна в пути увеличивают риски для здоровья и безопасности сегодня в 21:10
Не пытайтесь это повторить: открытые окна в движении могут обернуться бедой для вас и авто

Узнайте, почему открытые окна в автомобиле могут быть опасными и как избежать негативных последствий для здоровья и безопасности на дороге.

Читать полностью »
Сроки владения авто в РФ выросли до 7 лет — автоэксперт Удалов сегодня в 20:30
Запасы с прошлого года исчезли, а спрос — замёрз. Что ждёт вас при покупке авто в ближайшие месяцы?

Эксперт Сергей Удалов рассказал о растущих сроках владения автомобилями в России и ключевых тенденциях на автомобильном рынке, влияющих на спрос и страхование.

Читать полностью »
Не спешите менять термостат — холод в салоне вызван поломками в совершенно другом узле сегодня в 19:49

Почему печка в машине перестаёт греть, как связаны антифриз, термостат и радиатор, и какие ошибки приводят к дорогому ремонту.

Читать полностью »
Всесезонные шины Goodyear и Continental получили лучшие результаты в тесте ADAC на мокрой дороге сегодня в 17:08
11 метров разницы на мокрой дороги: почему дешевые шины — смертельная ловушка

Немецкий автоклуб ADAC провел сравнительный тест шестнадцати моделей всесезонных шин в размере 225/45 R17, который подходит для автомобилей вроде Škoda Octavia, VW Golf, Hyundai i30 или Toyota Corolla.

Читать полностью »
Обогрев зеркал помогает сохранить обзор в дождь — Греческая дорожная служба сегодня в 15:19
Раньше протирал зеркала тряпкой, теперь просто нажимаю кнопку — эффект поразительный

Одно нажатие кнопки — и дождь исчезает с боковых зеркал. Технология обогрева, встроенная в систему заднего стекла, делает поездку безопасной даже в ливень.

Читать полностью »
Регулярная чистка продлевает срок службы коврового покрытия в машине сегодня в 13:18
Одна ошибка при мойке — и ковры теряют форму навсегда: сам не поверил, пока не увидел

Как правильно чистить ковры в автомобиле и не убить ворс. Почему керхер — враг премиального покрытия, а влага превращает салон в источник запаха.

Читать полностью »
Автоэксперт Жидков: вылитый кипяток на стекло авто зимой приведет к ремонту сегодня в 11:42
Лобовое стекло дало длинную трещину после одной ошибки зимой — многие повторяют её каждый день

Что не стоит делать с автомобилем в мороз, чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт: опыт автоэксперта Павла Жидкова и разбор семи распространённых ошибок.

Читать полностью »
Старый лайфхак механиков: как выгнать воздух из системы без сервиса и компрессора — сработает даже во дворе сегодня в 9:39

Воздух в системе охлаждения способен за минуты перегреть двигатель. Как распознать завоздушивание и выгнать пробку без сервиса — практическое руководство.

Читать полностью »