
Эти доработки сводили с ума водителей СССР — сейчас такое не встретишь
Советские автомобилисты ничем не уступали сегодняшним любителям тюнинга. Более того, в условиях ограниченного выбора и дефицита деталей фантазия водителей проявлялась даже ярче. Машину старались сделать особенной, выделить ее среди десятков одинаковых "Жигулей" и "Москвичей". Поэтому доработки были популярны и среди молодых, и среди опытных шоферов. При этом тюнинг чаще носил не столько технический, сколько эстетический характер: водителям хотелось показать, что их автомобиль — это отражение их характера.
Первым делом — фары
Фары были одним из главных объектов для тюнинга. Советские умельцы практиковали разные способы доработки: от простого совета капнуть внутрь немного тормозной жидкости, чтобы избежать запотевания, до замены стандартных фар на противотуманные. Особенно ценились прямоугольные фонари — такие же ставили на гоночные машины. Желтые стекла фар считались "крутым" штрихом, подчеркивающим индивидуальность владельца.
Уют за рулем
В советских автомобилях комфорт оставлял желать лучшего, поэтому сиденья тоже становились объектом доработки. Самым простым решением были меховые или массажные накидки. Они не только делали посадку удобнее, но и придавали салону более домашний и теплый вид. Многие такие накидки можно встретить и сегодня — они пережили десятилетия.
Символ тюнинга — ручка КПП
Если спросить любого автомобилиста того времени, что ассоциируется с тюнингом СССР, ответ будет один: нестандартная ручка коробки передач. Чаще всего она представляла собой прозрачный шарик с цветком, насекомым или блестками внутри, залитыми эпоксидной смолой. С точки зрения эргономики это было неудобно, но именно такая деталь становилась визитной карточкой водителя.
Руль под рукой
Заводские рули тех лет были далеки от удобства. Водители нашли простое решение — оплести их изолентой, проволокой, шнурком или резиновой лентой. Получалось не только практично, но и стильно: рулевое колесо переставало скользить и выглядело уникально. Плетеные рули стали настоящим трендом в гаражах СССР.
Стекла с индивидуальностью
Заводская тонировка в Советском Союзе отсутствовала, поэтому каждый водитель придумывал свои способы затемнить салон. Кто-то вешал шторки, кто-то украшал окна бахромой. А некоторые подкладывали под стекла монетки — получался своеобразный декоративный ряд. Это был примитивный, но очень распространенный способ добавить машине характера.
Брызговики и отражатели
Брызговики были важным элементом "гаражного" тюнинга. Настоящим шиком считались детали с латинскими надписями или логотипами зарубежных брендов. Вдобавок водители охотно крепили катафоты. Чем их было больше, тем "круче" выглядела машина в глазах окружающих.
Наклейки на любой вкус
Простейший, но невероятно популярный способ тюнинга — наклейки. Их клеили повсюду: на кузов, стекла, бамперы. Одни выбирали изображения актрис, другие довольствовались официальными обозначениями. Самой распространенной была наклейка "SU" — международный знак для машин, выезжавших за границу.
Покрышки и колеса
Не оставались без внимания и колеса. Их украшали флипперами — белыми полосками, которые делали вид шин более эффектным. Хромированные колпаки на колесах также считались престижной деталью, способной придать машине более "богатый" вид. Советские автомобилисты тратили немало времени на то, чтобы довести покрышки до блеска.
Плюсы и минусы
Доработка | Плюсы | Минусы |
Фары | Улучшение света, эффектный вид | Самодельные решения могли быть небезопасны |
Сиденья | Повышение комфорта | Быстро изнашивались |
Ручка КПП | Индивидуальность, яркий стиль | Неудобство при вождении |
Руль с плетенкой | Улучшение сцепления рук | Низкая эстетика при неаккуратной работе |
Стекла (шторки, монетки) | Индивидуальность | Ограничение обзора |
Брызговики и катафоты | Выделяли машину | Часто выглядели нелепо |
Наклейки | Легкость в исполнении | Портили внешний вид |
Колеса с флипперами | Красивый внешний вид | Недолговечность |
Сравнение
Элемент тюнинга | Главная цель | Сегодня используется? |
Фары | Свет и стиль | Да, но в более продвинутом виде |
Сиденья | Комфорт | Да, накидки до сих пор популярны |
Ручка КПП | Эстетика | Практически нет |
Руль | Удобство | Да, с современными оплетками |
Стекла | Тонировка и декор | Сегодня заменено пленкой |
Брызговики | Эстетика и защита | Да, но без излишеств |
Наклейки | Украшение | Да, но чаще рекламные |
Колеса | Внешний вид | Да, с литыми дисками и тюнингом шин |
Советы шаг за шагом
-
Начните с комфорта: поставьте оплетку на руль или накидку на сиденье.
-
Добавьте стиль — выберите нестандартные элементы, например ручку КПП.
-
Уделите внимание внешнему виду: наклейки и брызговики придадут машине характер.
-
Для завершенности образа обработайте колеса, чтобы они выглядели свежо.
Мифы и правда
Миф: советский тюнинг улучшал характеристики машин.
Правда: в большинстве случаев он был чисто декоративным.
Миф: все элементы выглядели нелепо.
Правда: многие решения были стильными для своего времени.
Миф: тогда не существовало "гаражной моды".
Правда: у автомобилистов были свои тренды и "обязательные" доработки.
FAQ
Что было главным символом советского тюнинга?
Ручка КПП с цветком или фигуркой в эпоксидной смоле.
Зачем водители вешали шторки на окна?
Чтобы затемнить салон и придать машине индивидуальность.
Какие элементы тюнинга СССР сохранились до наших дней?
Накидки на сиденья, оплетки на руль и доработка фар.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
Ошибка: затемнять окна монетками.
Последствие: ухудшение видимости.
Альтернатива: современная тонировка пленкой.
Ошибка: ставить неудобные ручки КПП.
Последствие: дискомфорт при езде.
Альтернатива: эргономичные спортивные ручки.
Ошибка: использовать слишком много катафотов.
Последствие: нелепый вид машины.
Альтернатива: аккуратные светодиодные элементы.
А что если…
А что если взглянуть на советский тюнинг как на культурное явление? Тогда становится ясно: это был не просто набор доработок, а способ выразить индивидуальность в условиях, когда все ездили на одинаковых машинах. Именно поэтому многие элементы кажутся сегодня смешными, но в свое время они были символом свободы и стиля.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru