
Будущие учителя теперь тренируются в виртуальном классе — но не все готовы: очки VR раскрыли неожиданные сценарии
В Новгородском государственном университете создана Педагогическая мастерская цифровых компетенций. Здесь студенты-педагоги смогут развивать навыки работы с детьми и готовиться к профессии с помощью очков виртуальной реальности и другого современного оборудования.
Что появилось в мастерской
В распоряжении студентов — 12 новых компьютеров, камера для видеоконференций, современная мебель и 3D-принтер. Последний позволит создавать учебные пособия: макеты атомов для физики, органы для биологии или детали для уроков труда. Но особое внимание уделяется VR-очкам, которые дают будущим педагогам уникальный опыт.
Виртуальный класс
Очки виртуальной реальности открывают возможность моделировать педагогические ситуации. Например, студент оказывается в виртуальном классе, где перед ним "родитель" — цифровой аватар, недовольный оценкой своего ребёнка. Родитель может требовать объяснений, спорить, быть взволнованным.
По словам доцента кафедры технологического и художественного образования НовГУ Андрея Шустрова, VR становится инструментом, который помогает будущему педагогу научиться распознавать эмоции, управлять конфликтами, выстраивать аргументацию и сохранять самоконтроль. Ошибки в виртуальной среде можно безопасно разобрать с преподавателем и одногруппниками, а затем переиграть ситуацию, выбрав более удачную стратегию.
Учеба без риска
VR помогает не только в педагогике, но и в других дисциплинах. Так, студенты-химики могут отрабатывать проведение экспериментов с опасными веществами. Если в классе возникают проблемы с дисциплиной или условия небезопасные, виртуальная реальность позволяет физически отработать действия без угрозы здоровью.
Плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
Безопасная отработка конфликтных ситуаций | Высокая стоимость оборудования |
Возможность практиковаться без риска для здоровья | Требуется время на адаптацию |
Подготовка к реальным вызовам профессии | Зависимость от техники |
Поддержка разных дисциплин — педагогика, химия, биология | Пока ограниченный набор сценариев |
Сравнение подходов
Подход | Особенность |
Классическая подготовка | Теория без практических стресс-тестов |
Практика в школе | Реальный опыт, но риск ошибок и конфликтов |
VR-тренировки | Отработка любых сценариев без последствий |
Советы шаг за шагом
-
Использовать VR для тренировки стрессоустойчивости и дипломатичности.
-
Моделировать опасные лабораторные работы без угрозы жизни.
-
Анализировать ошибки вместе с преподавателем.
-
Постепенно внедрять новые сценарии и расширять VR-базу.
Мифы и правда
• Миф: VR-очки — это игрушка.
Правда: они становятся важным педагогическим инструментом.
• Миф: виртуальная реальность не может заменить реальных занятий.
Правда: VR дополняет обучение и даёт возможность безопасно тренироваться.
• Миф: VR полезен только для программистов и инженеров.
Правда: он активно внедряется в педагогику, медицину и другие гуманитарные сферы.
FAQ
Как VR помогает будущим педагогам?
Он моделирует ситуации с родителями и учениками, тренируя стрессоустойчивость и навыки общения.
Можно ли использовать VR для лабораторных работ?
Да, студенты-химики и биологи уже используют очки для отработки экспериментов.
Сколько стоит внедрение VR в университет?
Точная сумма зависит от комплектации, но инвестиции включают очки, компьютеры и ПО.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
• Ошибка: готовить студентов только теоретически.
→ Последствие: неподготовленность к реальным конфликтам.
→ Альтернатива: тренировки в VR-сценариях.
• Ошибка: отрабатывать опасные эксперименты в классе.
→ Последствие: риск травм.
→ Альтернатива: симуляции в виртуальной реальности.
А что если…
Если VR-обучение будет внедрено во все педагогические вузы, будущие учителя смогут выходить на работу подготовленными не только теоретически, но и практически, уже умея справляться с конфликтами и чрезвычайными ситуациями.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru