Алкотестер и безалкогольные напитки в машине
Алкотестер и безалкогольные напитки в машине
Елена Журавкова Опубликована сегодня в 3:49

Новый ГОСТ для водителей: одно неверное дыхание — и мотор не заведётся

В России обновят стандарт ГОСТ Р 70637 для алкозамков: результаты проверок объединят в единую систему

В России готовятся уточнить национальный стандарт, регулирующий работу автомобильных алкозамков — устройств, блокирующих запуск двигателя при обнаружении паров алкоголя в выдохе водителя. Изменения в документ ГОСТ Р 70637, действующий с 2023 года, инициировал Научный автомоторный институт (ФГУП "НАМИ"), сообщает "Коммерсантъ".

Что изменится в стандарте

В обновлённую версию ГОСТа внесут уточнение, что "платформа верхнего уровня" для передачи данных об алкотесте сможет функционировать только на базе государственной системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Это означает, что все сведения о проверках водителей будут поступать в единый центр, а не на частные серверы.

Также в документ добавят уточнение по алгоритму проверки водителя. Сейчас устройство фиксирует личность автомобилиста и факт прохождения теста. После изменений в ГОСТ будет прописано, что результатом проверки считается конкретное значение содержания паров этанола в выдохе, то есть превышение или отсутствие пороговых показателей.

"Изменения позволят унифицировать передачу данных и исключить возможность фальсификации результатов", — пояснили специалисты НАМИ.

Почему уточнения понадобились сейчас? За два года применения стандарта выявились пробелы, касающиеся трактовки понятий и способов интеграции с государственными системами. Уточнение связи с "ЭРА-ГЛОНАСС" должно сделать систему централизованной и защищённой.

Как работают алкозамки

Алкозамок — это устройство, в котором водитель перед запуском двигателя должен сделать выдох в алкометр. Если концентрация этанола превышает допустимую норму (0 мг/л — 0,95 мг/л в зависимости от модели), двигатель блокируется. Проверка личности осуществляется через камеру с биометрией, а вся информация передаётся оператору.

А что если водитель попытается обмануть систему? По требованиям ГОСТ, тест проводится не дольше 15 секунд, а камера фиксирует совпадение лица с зарегистрированным профилем. При попытке заменить водителя система направляет сигнал оператору.

Сейчас устройства применяются в тестовом режиме на служебных автомобилях, такси и корпоративных автопарках.

Новые стандарты испытаний

Одновременно НАМИ подготовил два дополнительных документа:

  • первый описывает методы проверки индикатора паров этанола,

  • второй — методы функционального тестирования оборудования, отвечающего за блокировку двигателя.

Это позволит стандартизировать процедуру сертификации производителей и повысить надёжность устройств.

А что если ГОСТ не обновить? Тогда останется правовая неопределённость: производители смогут использовать разные алгоритмы проверки и передачи данных, что затруднит внедрение системы в масштабах страны.

Перспективы массового внедрения

Вопрос об обязательной установке алкозамков обсуждается в России уже несколько лет. В 2021 году в Минпромторге РФ заявили, что рассматривают возможность внедрения таких устройств для водителей, ранее уличённых в вождении в состоянии опьянения. Однако МВД тогда отказалось поддержать идею, сославшись на неготовность нормативной базы.

В том же году в автопарке мэрии Москвы экспериментально установили 10 алкозамков, однако результаты испытаний не были опубликованы.

А что если проект всё же получит развитие? Тогда обязательная установка может стать условием допуска к управлению транспортом для определённых категорий водителей — например, таксистов, водителей автобусов или грузовиков.

Сравнение с зарубежным опытом показывает, что подобная практика широко распространена: в Швеции и Норвегии алкозамки обязательны в общественном транспорте, а в США — для водителей, нарушивших закон о трезвом вождении.

Производство и экономика вопроса

В Санкт-Петербурге уже строится завод по выпуску алкозамков, что говорит о серьёзных планах по их масштабному применению. Российская компания "Лаборатория умного вождения" (ЛУМ), принадлежащая на 73% Екатерине Игнатовой, супруге главы "Ростеха" Сергея Чемезова, разработала универсальные устройства, совместимые с большинством автомобилей.

Почему участие ЛУМ важно? Компания имеет государственную поддержку и опыт в сфере телематических систем, что делает её одним из потенциальных поставщиков оборудования для "ЭРА-ГЛОНАСС".

Ошибкой прежних попыток внедрения было отсутствие централизованной инфраструктуры и единых стандартов. Теперь, с обновлением ГОСТ и запуском производства, эти барьеры могут быть сняты.

Возможные риски и ожидания

Эксперты отмечают, что массовое внедрение алкозамков может снизить аварийность, но вызовет вопросы у автовладельцев.

А что если устройство даст сбой? В случае ложного срабатывания система блокирует запуск, и водителю придётся проходить повторный тест. Для минимизации ошибок в новых стандартах предусмотрены строгие требования к точности сенсоров.

Главный плюс нововведения - повышение безопасности и контроль трезвости водителей в реальном времени.
Главный минус - потенциальное удорожание автомобилей, если установка станет обязательной.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Автомеханик Илья Бородин: износ тормозных колодок остаётся главной причиной скрипа и увеличенного тормозного пути сегодня в 5:29
Скрип тормозов — не просто звук: это крик машины о помощи, который многие игнорируют

Автомеханики предупреждают: скрип тормозов — не безобидная мелочь, а сигнал об износе, который при игнорировании способен привести к аварии.

Читать полностью »
Аналитик Блинов: рост стоимости иномарок при ввозе составит до 2 млн рублей сегодня в 4:39
Ввоз иномарок в Россию станет роскошью: из-за новых правил цены вырастут на миллионы

Новая методика расчета утилизационного сбора грозит ростом цен на иномарки до двух миллионов рублей и может привести к уходу с рынка серых импортеров.

Читать полностью »
Синоптик Тишковец: в октябре москвичам можно поставить фрикционные шины сегодня в 0:12
Пока рано переобуваться: названы точные сроки перехода на зимние шины в Москве

Московские синоптики советуют не спешить с зимней резиной: снег ожидается только к концу ноября, а фрикционные шины помогут безопасно пережить переходный период.

Читать полностью »
Автоэксперт Жидков предупредил, что щадящая езда ускоряет износ двигателя вчера в 23:03
Красная зона пугает зря, а настоящая беда прячется в зелёной: когда мотор авто живет дольше

Автоэксперт Жидков объяснил, почему щадящая езда так же губительна, как и постоянная работа в красной зоне, и какие обороты продлевают жизнь двигателя.

Читать полностью »
Юристы объяснили, когда съёмная шторка на окнах автомобиля считается нарушением ПДД вчера в 22:03
Иранская тонировка — новая мода или ловушка? Почему хитрый лайфхак может обойтись в 15 тысяч

Что скрывает «иранская тонировка»: как она устроена, где ставят, чем грозит штраф и почему закон пока не называет её напрямую, но наказание уже готовят.

Читать полностью »
АвтоВАЗ: масло мотора на переднеприводных моделях нужно менять каждые 15 тыс. км вчера в 21:10
Секунда невнимательности — и мотор в утиль: почему нельзя тянуть с заменой масла

АвтоВАЗ назвал официальные сроки замены масла, но городские водители уверены, что регламент слишком щадящий. Как рассчитать реальный ресурс и не угробить мотор.

Читать полностью »
Заправка автомобиля не тем типом топлива требует срочной промывки системы вчера в 20:57
Завёл после заправки — попрощайся с катализатором: роковая ошибка водителей

Ошибка при заправке может стоить ремонта двигателя и спора с АЗС. Что делать, если залили не то топливо, и когда можно требовать компенсацию.

Читать полностью »
Geely подтвердила проблемы с двигателями в ряде моделей и запустила сервисные кампании вчера в 19:06
Премиум из Поднебесной не выдержал отечественного бензина: Geely устраняет последствия

У моделей Geely Monjaro, Coolray и других выявлены проблемы с двигателями из-за различий в составе российского топлива.

Читать полностью »