Сотрудник ГИБДД выписывает штраф
Сотрудник ГИБДД выписывает штраф
Антон Василюк Опубликована сегодня в 2:14

Цепная реакция: одна ошибка при буксировке, которая дорого вам обойдется

Требования ПДД к буксировке механического ТС

Знаете ли вы, что большинство водителей буксируют автомобили с нарушениями? Эта, казалось бы, простая операция входит в топ самых опасных манёвров на дороге. Цена ошибки здесь может быть невероятно высока. Несмотря на надёжность современных машин, картина двух автомобилей, соединённых тросом, остаётся привычной. Готовы ли вы к такой ситуации?

Даже опытные автолюбители часто забывают базовые правила, а выпускники автошкол и вовсе могут быть не знакомы с ними — на практике этот навык почти не отрабатывается. Давайте разберёмся, как безопасно буксировать автомобиль, чтобы помощь не обернулась новой аварией.

Требования ПДД: что говорит закон

Раздел 20 Правил дорожного движения чётко регламентирует процесс буксировки. Игнорирование этих норм — первая и самая распространённая ошибка.

За рулём буксируемого автомобиля должен находиться водитель. Исключение — специальные конструкции жёсткой сцепки. Кроме того, управлять буксирующим транспортным средством может только водитель со стажем более двух лет.

Скорость движения не должна превышать 50 км/ч.

Световые сигналы: на буксирующем автомобиле должен быть включён ближний свет фар, на буксируемом — аварийная сигнализация.

Включать "аварийку" на первом авто запрещено, чтобы он мог сигнализировать поворотниками о манёврах.

Длина троса для легкового автомобиля должна быть от 4 до 6 метров. На гибком связующем звене необходимо закрепить два красно-белых флажка размером 20х20 см. Жёсткая сцепка должна строго соответствовать ГОСТу 25907-89.
ПДД также содержат ряд строгих запретов. Например, нельзя буксировать автомобиль:

  • в гололёд;
  • с неисправным рулевым управлением (допускается только методом частичной погрузки);
  • с неработающими тормозами на гибкой сцепке — только на жёсткой, если масса тягача вдвое больше;
  • несколько транспортных средств одновременно.

К буксировке также не допускаются двухколёсные мотоциклы.

Сначала инструкция: что ваш автомобиль вообще можно буксировать

Прежде чем что-либо предпринимать, откройте руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Производители часто указывают важные ограничения или даже полный запрет на буксировку из-за конструктивных особенностей трансмиссии или шасси.

Особое внимание — автомобилям с автоматической коробкой передач. Часто их можно буксировать только на короткие расстояния и с минимальной скоростью при работающем двигателе. А при заглушённом моторе такая буксировка может привести к серьёзной поломке АКПП и дорогостоящему ремонту.

Интересный факт: наличие буксировочной проушины или фаркопа ещё не означает, что автомобиль готов к такой эксплуатации. Фаркоп предназначен для жёсткой сцепки с прицепом строго ограниченной массы, а не для экстренной буксировки другого автомобиля.

Выбор правильного оборудования: на чём экономить нельзя

Если буксировка допустима, необходимо подготовить надёжное снаряжение. Вам понадобится:

  1. Качественный трос. Его прочность должна как минимум вдвое превышать снаряжённую массу вашего автомобиля. Сегодня лучшим выбором считаются синтетические тросы (из полипропилена, капрона). Они эластичны, хорошо гасят рывки, удобны в хранении. Металлические тросы тяжелы, неэластичны и подвержены коррозии.
  2. Надёжные элементы крепления: крюки, карабины или шаклы. Убедитесь, что они подходят к проушинам вашего авто.
  3. Сигнальные флажки, как того требуют ПДД. Обычно они не входят в комплект и приобретаются отдельно.
  4. Место крепления узла к стропе должно быть прошито максимально надёжно. Не используйте бытовые верёвки, старые стропы с узлами, надрывами и повреждениями — это прямая угроза безопасности.

На заметку: хороший буксировочный трос, отвечающий всем требованиям, можно приобрести в пределах 2000 рублей — это не та сумма, на которой стоит рисковать.

Подготовка к буксировке: план действий

Убедитесь, что автомобиль вообще готов к перемещению: колёса свободно вращаются, ничто не блокирует ход. Если есть сомнения — вызывайте эвакуатор. Категорически запрещено цеплять трос за элементы, для этого не предназначенные: бамперы, детали подвески или подрамники.

Согласуйте сигналы с водителем второй машины. Это критически важно!

Короткий гудок или мигание фарами — старт, готовность к движению.

Двойной короткий сигнал — просьба снизить скорость.

Длинный гудок или дальний свет — требование немедленно остановиться.

Короткие нажатия на тормоз (вспышки стоп-сигналов) — предупреждение о торможении.

Тщательно проложите маршрут, избегая пробок, узких улиц, сложных перекрёстков и крутых поворотов. Идеальное время — день с минимальной интенсивностью движения. Для длинных перегонов договоритесь о контрольных остановках для проверки состояния троса и креплений.

Безопасность в процессе: роли водителей

Главное правило — плавность. Любой резкий старт, торможение или поворот могут порвать трос.

Водитель тягача:

  1. Отвечает за выбор траектории и заблаговременное предсказание ситуации.
  2. Начинает движение медленно, натягивая трос, и разгоняется очень плавно.
  3. На механической КПП переключает передачи на повышенных оборотах. На автомате лучше использовать режим пониженной передачи (L) или ручной.
  4. Следит за температурой двигателя, так как нагрузка может привести к перегреву.
  5. Помнит, что "ведомый" автомобиль будет срезать повороты, и оставляет для этого место.

Водитель буксируемого автомобиля:

  1. Включает зажигание, чтобы разблокировать руль, но выключает все лишние потребители энергии (печка, магнитола).
  2. Держит трос в натяжении, аккуратно притормаживая, когда буксир сбрасывает скорость.
  3. Следит за обстановкой сбоку и сзади, помогая "лидеру" зеркалами.
  4. На разбитой дороге едет след в след, не пытаясь объезжать неровности самостоятельно.
  5. Если трос попал под колесо, не пытается дёрнуть его. Необходимо остановиться и высвободить его вручную.

Помните, что буксировка — это крайняя мера. Если есть малейшая возможность вызвать эвакуатор, лучше воспользоваться ею. Это безопаснее и для вас, и для вашего автомобиля.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Названы скрытые функции автомобилей, о которых не знают владельцы вчера в 9:30

Авто удивляет скрытыми трюками: функции, о которых водители даже не догадываются

В автомобилях скрыто множество функций, которые делают поездку безопаснее и удобнее, но о них почти никто не знает.

Читать полностью »
Названы самые мощные китайские кроссоверы и внедорожники вчера в 8:30

Китайские кроссоверы рвут с места быстрее спорткаров: чем они удивляют

Китайские кроссоверы и внедорожники всё чаще конкурируют со спорткарами по мощности и динамике.

Читать полностью »
Названы самые экономичные автомобили по расходу топлива вчера в 7:30

Съедают меньше, чем кажется: неожиданные машины, которые экономят топливо лучше малолитражек

Экономичные автомобили встречаются не только среди малолитражек — в рейтинг попали седаны и кроссоверы.

Читать полностью »
Разработки МАЗ помогли создать советский внедорожник ВАЗ-2121 Нива вчера в 6:30

Советская Нива удивила мир: чья тайная разработка помогла создать легенду

Легендарная Нива обязана своей проходимостью наработкам инженеров МАЗ из 1950-х.

Читать полностью »
Названы кроссоверы, которые практически не доставляют проблем владельцам вчера в 5:30

Покупаешь кроссовер — забываешь про сервис: какие модели почти не ломаются

Рейтинг кроссоверов, которые редко ломаются и не требуют больших вложений в ремонт.

Читать полностью »
Выяснилось, почему у американских седельных тягачей длинная рама и большой зазор вчера в 5:30

Секрет длинной рамы у американских грузовиков: почему тягачи выглядят так странно

Длинная рама американских тягачей нужна ради унификации, а не для жилого модуля.

Читать полностью »
Стало известно, почему роботизированные коробки передач часто ломаются вчера в 3:29

Ломает планы и кошельки: коробка-робот доводит водителей до отчаяния

Роботизированные коробки передач быстрые, но ломаются чаще и дороже чинятся, чем автоматы.

Читать полностью »
Что делать при полной разрядке аккумулятора электромобиля вчера в 2:17

Как проехать на севшем аккумуляторе: забытый способ, который не афишируют производители

Что делать, если электромобиль попал в ДТП или сел аккумулятор? Практическое руководство по выживанию для владельцев электрокаров в непредвиденных ситуациях.

Читать полностью »