Сотрудник ГИБДД выписывает штраф
Сотрудник ГИБДД выписывает штраф
Антон Василюк Опубликована 24.08.2025 в 2:14

Цепная реакция: одна ошибка при буксировке, которая дорого вам обойдется

Требования ПДД к буксировке механического ТС

Знаете ли вы, что большинство водителей буксируют автомобили с нарушениями? Эта, казалось бы, простая операция входит в топ самых опасных манёвров на дороге. Цена ошибки здесь может быть невероятно высока. Несмотря на надёжность современных машин, картина двух автомобилей, соединённых тросом, остаётся привычной. Готовы ли вы к такой ситуации?

Даже опытные автолюбители часто забывают базовые правила, а выпускники автошкол и вовсе могут быть не знакомы с ними — на практике этот навык почти не отрабатывается. Давайте разберёмся, как безопасно буксировать автомобиль, чтобы помощь не обернулась новой аварией.

Требования ПДД: что говорит закон

Раздел 20 Правил дорожного движения чётко регламентирует процесс буксировки. Игнорирование этих норм — первая и самая распространённая ошибка.

За рулём буксируемого автомобиля должен находиться водитель. Исключение — специальные конструкции жёсткой сцепки. Кроме того, управлять буксирующим транспортным средством может только водитель со стажем более двух лет.

Скорость движения не должна превышать 50 км/ч.

Световые сигналы: на буксирующем автомобиле должен быть включён ближний свет фар, на буксируемом — аварийная сигнализация.

Включать "аварийку" на первом авто запрещено, чтобы он мог сигнализировать поворотниками о манёврах.

Длина троса для легкового автомобиля должна быть от 4 до 6 метров. На гибком связующем звене необходимо закрепить два красно-белых флажка размером 20х20 см. Жёсткая сцепка должна строго соответствовать ГОСТу 25907-89.
ПДД также содержат ряд строгих запретов. Например, нельзя буксировать автомобиль:

  • в гололёд;
  • с неисправным рулевым управлением (допускается только методом частичной погрузки);
  • с неработающими тормозами на гибкой сцепке — только на жёсткой, если масса тягача вдвое больше;
  • несколько транспортных средств одновременно.

К буксировке также не допускаются двухколёсные мотоциклы.

Сначала инструкция: что ваш автомобиль вообще можно буксировать

Прежде чем что-либо предпринимать, откройте руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Производители часто указывают важные ограничения или даже полный запрет на буксировку из-за конструктивных особенностей трансмиссии или шасси.

Особое внимание — автомобилям с автоматической коробкой передач. Часто их можно буксировать только на короткие расстояния и с минимальной скоростью при работающем двигателе. А при заглушённом моторе такая буксировка может привести к серьёзной поломке АКПП и дорогостоящему ремонту.

Интересный факт: наличие буксировочной проушины или фаркопа ещё не означает, что автомобиль готов к такой эксплуатации. Фаркоп предназначен для жёсткой сцепки с прицепом строго ограниченной массы, а не для экстренной буксировки другого автомобиля.

Выбор правильного оборудования: на чём экономить нельзя

Если буксировка допустима, необходимо подготовить надёжное снаряжение. Вам понадобится:

  1. Качественный трос. Его прочность должна как минимум вдвое превышать снаряжённую массу вашего автомобиля. Сегодня лучшим выбором считаются синтетические тросы (из полипропилена, капрона). Они эластичны, хорошо гасят рывки, удобны в хранении. Металлические тросы тяжелы, неэластичны и подвержены коррозии.
  2. Надёжные элементы крепления: крюки, карабины или шаклы. Убедитесь, что они подходят к проушинам вашего авто.
  3. Сигнальные флажки, как того требуют ПДД. Обычно они не входят в комплект и приобретаются отдельно.
  4. Место крепления узла к стропе должно быть прошито максимально надёжно. Не используйте бытовые верёвки, старые стропы с узлами, надрывами и повреждениями — это прямая угроза безопасности.

На заметку: хороший буксировочный трос, отвечающий всем требованиям, можно приобрести в пределах 2000 рублей — это не та сумма, на которой стоит рисковать.

Подготовка к буксировке: план действий

Убедитесь, что автомобиль вообще готов к перемещению: колёса свободно вращаются, ничто не блокирует ход. Если есть сомнения — вызывайте эвакуатор. Категорически запрещено цеплять трос за элементы, для этого не предназначенные: бамперы, детали подвески или подрамники.

Согласуйте сигналы с водителем второй машины. Это критически важно!

Короткий гудок или мигание фарами — старт, готовность к движению.

Двойной короткий сигнал — просьба снизить скорость.

Длинный гудок или дальний свет — требование немедленно остановиться.

Короткие нажатия на тормоз (вспышки стоп-сигналов) — предупреждение о торможении.

Тщательно проложите маршрут, избегая пробок, узких улиц, сложных перекрёстков и крутых поворотов. Идеальное время — день с минимальной интенсивностью движения. Для длинных перегонов договоритесь о контрольных остановках для проверки состояния троса и креплений.

Безопасность в процессе: роли водителей

Главное правило — плавность. Любой резкий старт, торможение или поворот могут порвать трос.

Водитель тягача:

  1. Отвечает за выбор траектории и заблаговременное предсказание ситуации.
  2. Начинает движение медленно, натягивая трос, и разгоняется очень плавно.
  3. На механической КПП переключает передачи на повышенных оборотах. На автомате лучше использовать режим пониженной передачи (L) или ручной.
  4. Следит за температурой двигателя, так как нагрузка может привести к перегреву.
  5. Помнит, что "ведомый" автомобиль будет срезать повороты, и оставляет для этого место.

Водитель буксируемого автомобиля:

  1. Включает зажигание, чтобы разблокировать руль, но выключает все лишние потребители энергии (печка, магнитола).
  2. Держит трос в натяжении, аккуратно притормаживая, когда буксир сбрасывает скорость.
  3. Следит за обстановкой сбоку и сзади, помогая "лидеру" зеркалами.
  4. На разбитой дороге едет след в след, не пытаясь объезжать неровности самостоятельно.
  5. Если трос попал под колесо, не пытается дёрнуть его. Необходимо остановиться и высвободить его вручную.

Помните, что буксировка — это крайняя мера. Если есть малейшая возможность вызвать эвакуатор, лучше воспользоваться ею. Это безопаснее и для вас, и для вашего автомобиля.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Michelin, Continental и Goodyear выпускают прежние модели шин под другими марками сегодня в 18:45
Не ведитесь на азот и особые газы: правда о шинных мифах

Шинный рынок полон уловок — от “второй линии” под другими марками до платного азота в колёсах. Разбираем, где экономия реальна, а где маркетинговая иллюзия.

Читать полностью »
Автоэксперт Миронов назвал причины, по которым дизельные моторы долговечнее бензиновых сегодня в 16:35
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями

Автоэксперт Игорь Миронов объяснил, почему дизельные двигатели служат в полтора раза дольше бензиновых — их конструкция изначально рассчитана на высокие нагрузки и плавное сгорание топлива.

Читать полностью »
Bild: Volkswagen временно закрывает заводы в Германии из-за нехватки микрочипов сегодня в 15:32
Один поставщик остановил империю: как Nexperia поставила Volkswagen на паузу

Volkswagen вынужден останавливать конвейеры из-за дефицита чипов после конфликта вокруг Nexperia. Под угрозой инвестиции, рабочие места и планы концерна на 2026 год.

Читать полностью »
Механики раскрывают, как обслуживают собственные автомобили сегодня в 14:22
Ремонт превращается в испытание доверия: честность мастера теперь дороже любой детали

Бывший механик рассказывает, как мастера обслуживают собственные машины, почему не стоит бояться присадок и где проходит граница между экономией и халтурой.

Читать полностью »
Автомеханик Александр Демченко: превышение уровня масла на 0,5 литра способно повредить турбину сегодня в 13:35
Перелив всего на 200 мл может стоить тысячи: незаметная ошибка, которая убивает двигатель изнутри

Перелив масла кажется безобидной ошибкой, но избыток смазки вызывает вспенивание и перегрузку турбины. Почему это опасно и как избежать дорогостоящего ремонта.

Читать полностью »
Autonews: глюки и плохая адаптация к морозам — главные недостатки машин из Китая сегодня в 12:17
Зимой не выдерживают даже приборы: россияне рассказали, что пошло не так с китайскими машинами

Российские владельцы китайских автомобилей столкнулись с массовыми сбоями электроники и плохой адаптацией машин к морозам. Почему это происходит и можно ли избежать проблем.

Читать полностью »
Средняя стоимость подготовки автомобиля к зиме в России достигла 8,4 тысячи рублей сегодня в 11:09
Подготовка к зиме обойдётся дороже, чем в прошлом году: подсчитано, сколько заплатят водители

Аналитики "Мегамаркета" подсчитали, сколько в 2025 году стоит подготовить автомобиль к зиме и почему зимние шины подорожали почти на четверть.

Читать полностью »
KIA Rio и Hyundai Solaris стали лидерами вторичного рынка сегодня в 11:06
Секрет популярности: почему эти иномарки разлетаются как горячие пирожки

Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало рейтинг самых популярных подержанных иномарок в России за 9 месяцев 2025 года.

Читать полностью »