Сотрудник ГИБДД выписывает штраф
Сотрудник ГИБДД выписывает штраф
Антон Василюк Опубликована 24.08.2025 в 2:14

Цепная реакция: одна ошибка при буксировке, которая дорого вам обойдется

Требования ПДД к буксировке механического ТС

Знаете ли вы, что большинство водителей буксируют автомобили с нарушениями? Эта, казалось бы, простая операция входит в топ самых опасных манёвров на дороге. Цена ошибки здесь может быть невероятно высока. Несмотря на надёжность современных машин, картина двух автомобилей, соединённых тросом, остаётся привычной. Готовы ли вы к такой ситуации?

Даже опытные автолюбители часто забывают базовые правила, а выпускники автошкол и вовсе могут быть не знакомы с ними — на практике этот навык почти не отрабатывается. Давайте разберёмся, как безопасно буксировать автомобиль, чтобы помощь не обернулась новой аварией.

Требования ПДД: что говорит закон

Раздел 20 Правил дорожного движения чётко регламентирует процесс буксировки. Игнорирование этих норм — первая и самая распространённая ошибка.

За рулём буксируемого автомобиля должен находиться водитель. Исключение — специальные конструкции жёсткой сцепки. Кроме того, управлять буксирующим транспортным средством может только водитель со стажем более двух лет.

Скорость движения не должна превышать 50 км/ч.

Световые сигналы: на буксирующем автомобиле должен быть включён ближний свет фар, на буксируемом — аварийная сигнализация.

Включать "аварийку" на первом авто запрещено, чтобы он мог сигнализировать поворотниками о манёврах.

Длина троса для легкового автомобиля должна быть от 4 до 6 метров. На гибком связующем звене необходимо закрепить два красно-белых флажка размером 20х20 см. Жёсткая сцепка должна строго соответствовать ГОСТу 25907-89.
ПДД также содержат ряд строгих запретов. Например, нельзя буксировать автомобиль:

  • в гололёд;
  • с неисправным рулевым управлением (допускается только методом частичной погрузки);
  • с неработающими тормозами на гибкой сцепке — только на жёсткой, если масса тягача вдвое больше;
  • несколько транспортных средств одновременно.

К буксировке также не допускаются двухколёсные мотоциклы.

Сначала инструкция: что ваш автомобиль вообще можно буксировать

Прежде чем что-либо предпринимать, откройте руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Производители часто указывают важные ограничения или даже полный запрет на буксировку из-за конструктивных особенностей трансмиссии или шасси.

Особое внимание — автомобилям с автоматической коробкой передач. Часто их можно буксировать только на короткие расстояния и с минимальной скоростью при работающем двигателе. А при заглушённом моторе такая буксировка может привести к серьёзной поломке АКПП и дорогостоящему ремонту.

Интересный факт: наличие буксировочной проушины или фаркопа ещё не означает, что автомобиль готов к такой эксплуатации. Фаркоп предназначен для жёсткой сцепки с прицепом строго ограниченной массы, а не для экстренной буксировки другого автомобиля.

Выбор правильного оборудования: на чём экономить нельзя

Если буксировка допустима, необходимо подготовить надёжное снаряжение. Вам понадобится:

  1. Качественный трос. Его прочность должна как минимум вдвое превышать снаряжённую массу вашего автомобиля. Сегодня лучшим выбором считаются синтетические тросы (из полипропилена, капрона). Они эластичны, хорошо гасят рывки, удобны в хранении. Металлические тросы тяжелы, неэластичны и подвержены коррозии.
  2. Надёжные элементы крепления: крюки, карабины или шаклы. Убедитесь, что они подходят к проушинам вашего авто.
  3. Сигнальные флажки, как того требуют ПДД. Обычно они не входят в комплект и приобретаются отдельно.
  4. Место крепления узла к стропе должно быть прошито максимально надёжно. Не используйте бытовые верёвки, старые стропы с узлами, надрывами и повреждениями — это прямая угроза безопасности.

На заметку: хороший буксировочный трос, отвечающий всем требованиям, можно приобрести в пределах 2000 рублей — это не та сумма, на которой стоит рисковать.

Подготовка к буксировке: план действий

Убедитесь, что автомобиль вообще готов к перемещению: колёса свободно вращаются, ничто не блокирует ход. Если есть сомнения — вызывайте эвакуатор. Категорически запрещено цеплять трос за элементы, для этого не предназначенные: бамперы, детали подвески или подрамники.

Согласуйте сигналы с водителем второй машины. Это критически важно!

Короткий гудок или мигание фарами — старт, готовность к движению.

Двойной короткий сигнал — просьба снизить скорость.

Длинный гудок или дальний свет — требование немедленно остановиться.

Короткие нажатия на тормоз (вспышки стоп-сигналов) — предупреждение о торможении.

Тщательно проложите маршрут, избегая пробок, узких улиц, сложных перекрёстков и крутых поворотов. Идеальное время — день с минимальной интенсивностью движения. Для длинных перегонов договоритесь о контрольных остановках для проверки состояния троса и креплений.

Безопасность в процессе: роли водителей

Главное правило — плавность. Любой резкий старт, торможение или поворот могут порвать трос.

Водитель тягача:

  1. Отвечает за выбор траектории и заблаговременное предсказание ситуации.
  2. Начинает движение медленно, натягивая трос, и разгоняется очень плавно.
  3. На механической КПП переключает передачи на повышенных оборотах. На автомате лучше использовать режим пониженной передачи (L) или ручной.
  4. Следит за температурой двигателя, так как нагрузка может привести к перегреву.
  5. Помнит, что "ведомый" автомобиль будет срезать повороты, и оставляет для этого место.

Водитель буксируемого автомобиля:

  1. Включает зажигание, чтобы разблокировать руль, но выключает все лишние потребители энергии (печка, магнитола).
  2. Держит трос в натяжении, аккуратно притормаживая, когда буксир сбрасывает скорость.
  3. Следит за обстановкой сбоку и сзади, помогая "лидеру" зеркалами.
  4. На разбитой дороге едет след в след, не пытаясь объезжать неровности самостоятельно.
  5. Если трос попал под колесо, не пытается дёрнуть его. Необходимо остановиться и высвободить его вручную.

Помните, что буксировка — это крайняя мера. Если есть малейшая возможность вызвать эвакуатор, лучше воспользоваться ею. Это безопаснее и для вас, и для вашего автомобиля.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Коррозия и реагенты названы главными врагами глушителя — автомеханики сегодня в 10:04
Выхлопная система подаёт тревожный знак: дребезг и хлопки указывают на износ, который ремонтом не всегда спасти

Если глушитель начал греметь, хлопать или пропускать газы, действовать нужно сразу. Разбираемся, когда поможет заплатка, а когда без замены детали не обойтись.

Читать полностью »
Спирт или раствор соли помогут при примёрзших дворниках сегодня в 8:07
Перестал поднимать щётки и начал делать так: одна минута — и дворники не примерзают всю зиму

Многие водители поднимают дворники зимой, думая, что это спасает от примерзания. На деле привычка вредна — есть более эффективные и безопасные способы защиты.

Читать полностью »
Зола помогает выехать на скользком зимнем подъеме — портал сегодня в 6:56
Скользкий подъем больше не ловушка: деревенский трюк превращает зимнюю дорогу в послушный аттракцион

Простой деревенский лайфхак помогает водителям без усилий справляться со скользкими подъемами. Почему зола в багажнике способна выручить в любой зимний день?

Читать полностью »
Манера вождения и засоры в системе вызывают перерасход топлива — эксперт Петров сегодня в 5:52
Машина ест бензин как голодный зверь: способна удвоить расход мелкая деталь — её даже не замечают

Почему растёт расход топлива даже у исправного автомобиля: влияние бензина, стиля вождения и скрытых неисправностей, о которых рассказал эксперт Pravda.Ru.

Читать полностью »
Отсутствие колпачка на клапане ускоряет утечку воздуха — Car and Motor сегодня в 4:27
Шины теряют давление тише шёпота: простой лайфхак с колпачками избавляет от скрытых утечек и лишнего расхода

Мало кто знает, что безопасность шин зависит не только от протектора, но и от клапанов. Цвет колпачка способен рассказать, чем наполнена ваша шина.

Читать полностью »
Чёрные точки на лобовом стекле защищают клей от солнца — beachclub-allerseits сегодня в 2:22
Лобовое стекло скрывает умную защиту: чёрные точки на кромке работают лучше любого антиблика и фильтра

Неброские черные точки по краю лобового стекла скрывают продуманную инженерную технологию. Они защищают, укрепляют и продлевают срок службы автомобиля.

Читать полностью »
Качественные секретки уберегут колёса автомобиля от воров сегодня в 0:02
Эти 3 ошибки при парковке делают ваш автомобиль легкой добычей: большинство водителей совершают их каждый вечер

Автовладельцы до сих пор рискуют остаться без колёс. Как современные методы — от секреток до датчиков — помогают сохранить шины и диски от кражи.

Читать полностью »
Хозяйственное мыло заменяет автохимию в уходе за авто — канал Горбунова вчера в 22:59
Так экономят только самые хитрые автовладельцы: это средство работает там, где ждут только химию

Обычный брусок хозяйственного мыла способен заменить несколько видов автохимии. Разбираем неожиданные способы его применения, которые экономят бюджет.

Читать полностью »