
Что на самом деле скрывается под капотом турбированного двигателя
Знаете ли вы, что турбина может увеличить мощность мотора на 30-50%, не меняя его объём? Именно поэтому сегодня почти каждый второй автомобиль оснащён турбонаддувом. Шильдики "Turbo" или "Т" на кузове — не просто маркетинг, а признак более эффективного двигателя. Но как это работает?
Почему без турбины не обойтись
Любой двигатель внутреннего сгорания работает по простому принципу:
- Впуск — воздух смешивается с топливом.
- Сжатие — смесь сжимается поршнем.
- Рабочий ход — искра поджигает топливо, газы толкают поршень.
- Выпуск — отработавшие газы покидают цилиндр.
Мощность мотора напрямую зависит от количества сгоревшего топлива и воздуха. Можно увеличить цилиндры или их число (как в старых американских V8), но тогда двигатель станет тяжелее, прожорливее и сложнее в обслуживании.
Турбонаддув решает эту проблему: он "закачивает" в цилиндры больше воздуха, позволяя сжечь больше топлива без увеличения объёма двигателя.
Устройство турбины: две "улитки" в одном корпусе
Турбокомпрессор состоит из двух основных частей:
- Горячая ("турбина") — работает с выхлопными газами (до 1000°C), раскручивая крыльчатку.
- Холодная ("компрессор") — нагнетает воздух во впускной тракт.
Обе части соединены общим валом. Когда выхлопные газы раскручивают горячую крыльчатку, холодная начинает засасывать и сжимать воздух.
Но есть нюансы:
- Вейстгейт (wastegate) — перепускной клапан, который сбрасывает избыток давления, чтобы турбина не перегружалась.
- Интеркулер — охлаждает сжатый воздух, повышая его плотность (горячий воздух хуже смешивается с топливом).
Клапаны сброса давления — бывают двух типов:
- Байпас — возвращает воздух на вход компрессора (тихий вариант для гражданских авто).
- Блоу-офф — выпускает воздух в атмосферу с характерным "пшиком" (любим тюнерами).
Как турбина меняет характер двигателя
Турбояма — задержка реакции на педаль газа. Возникает из-за инерции турбины: на низких оборотах выхлопных газов мало, и крыльчатка раскручивается не сразу.
Overboost (овербуст) — кратковременное повышение давления наддува для резкого ускорения.
Двойной наддув (Twin-Turbo, Bi-Turbo) — две турбины разного размера (малая для низких оборотов, большая для высоких) или параллельная схема (каждая обслуживает свою группу цилиндров).
Экзотика:
- Турбины с изменяемой геометрией (VGT) — лопатки регулируют поток газов, улучшая отклик на низких оборотах (чаще встречается на дизелях).
- Twin-scroll — два раздельных канала для выхлопа, снижающих турбояму.
Интересные факты о турбонаддуве
Первые серийные турбомоторы появились в 1960-х (Oldsmobile Jetfire и Chevrolet Corvair).
В Formula 1 турбонаддув запретили в 1989 году — двигатели стали слишком мощными (до 1500 л. с.!).
Bugatti Chiron использует четыре турбины, чтобы избежать провалов в тяге.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru