турбина автомобиля
турбина автомобиля
Антон Василюк Опубликована 08.08.2025 в 1:07

Что на самом деле скрывается под капотом турбированного двигателя

Как работает турбонаддув в автомобильных двигателях

Знаете ли вы, что турбина может увеличить мощность мотора на 30-50%, не меняя его объём? Именно поэтому сегодня почти каждый второй автомобиль оснащён турбонаддувом. Шильдики "Turbo" или "Т" на кузове — не просто маркетинг, а признак более эффективного двигателя. Но как это работает?

Почему без турбины не обойтись

Любой двигатель внутреннего сгорания работает по простому принципу:

  • Впуск — воздух смешивается с топливом.
  • Сжатие — смесь сжимается поршнем.
  • Рабочий ход — искра поджигает топливо, газы толкают поршень.
  • Выпуск — отработавшие газы покидают цилиндр.

Мощность мотора напрямую зависит от количества сгоревшего топлива и воздуха. Можно увеличить цилиндры или их число (как в старых американских V8), но тогда двигатель станет тяжелее, прожорливее и сложнее в обслуживании.

Турбонаддув решает эту проблему: он "закачивает" в цилиндры больше воздуха, позволяя сжечь больше топлива без увеличения объёма двигателя.

Устройство турбины: две "улитки" в одном корпусе

Турбокомпрессор состоит из двух основных частей:

  • Горячая ("турбина") — работает с выхлопными газами (до 1000°C), раскручивая крыльчатку.
  • Холодная ("компрессор") — нагнетает воздух во впускной тракт.

Обе части соединены общим валом. Когда выхлопные газы раскручивают горячую крыльчатку, холодная начинает засасывать и сжимать воздух.

Но есть нюансы:

  • Вейстгейт (wastegate) — перепускной клапан, который сбрасывает избыток давления, чтобы турбина не перегружалась.
  • Интеркулер — охлаждает сжатый воздух, повышая его плотность (горячий воздух хуже смешивается с топливом).

Клапаны сброса давления — бывают двух типов:

  1. Байпас — возвращает воздух на вход компрессора (тихий вариант для гражданских авто).
  2. Блоу-офф — выпускает воздух в атмосферу с характерным "пшиком" (любим тюнерами).

Как турбина меняет характер двигателя

Турбояма — задержка реакции на педаль газа. Возникает из-за инерции турбины: на низких оборотах выхлопных газов мало, и крыльчатка раскручивается не сразу.

Overboost (овербуст) — кратковременное повышение давления наддува для резкого ускорения.

Двойной наддув (Twin-Turbo, Bi-Turbo) — две турбины разного размера (малая для низких оборотов, большая для высоких) или параллельная схема (каждая обслуживает свою группу цилиндров).

Экзотика:

  • Турбины с изменяемой геометрией (VGT) — лопатки регулируют поток газов, улучшая отклик на низких оборотах (чаще встречается на дизелях).
  • Twin-scroll — два раздельных канала для выхлопа, снижающих турбояму.

Интересные факты о турбонаддуве

Первые серийные турбомоторы появились в 1960-х (Oldsmobile Jetfire и Chevrolet Corvair).

В Formula 1 турбонаддув запретили в 1989 году — двигатели стали слишком мощными (до 1500 л. с.!).

Bugatti Chiron использует четыре турбины, чтобы избежать провалов в тяге.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Michelin, Continental и Goodyear выпускают прежние модели шин под другими марками сегодня в 18:45
Не ведитесь на азот и особые газы: правда о шинных мифах

Шинный рынок полон уловок — от “второй линии” под другими марками до платного азота в колёсах. Разбираем, где экономия реальна, а где маркетинговая иллюзия.

Читать полностью »
Автоэксперт Миронов назвал причины, по которым дизельные моторы долговечнее бензиновых сегодня в 16:35
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями

Автоэксперт Игорь Миронов объяснил, почему дизельные двигатели служат в полтора раза дольше бензиновых — их конструкция изначально рассчитана на высокие нагрузки и плавное сгорание топлива.

Читать полностью »
Bild: Volkswagen временно закрывает заводы в Германии из-за нехватки микрочипов сегодня в 15:32
Один поставщик остановил империю: как Nexperia поставила Volkswagen на паузу

Volkswagen вынужден останавливать конвейеры из-за дефицита чипов после конфликта вокруг Nexperia. Под угрозой инвестиции, рабочие места и планы концерна на 2026 год.

Читать полностью »
Механики раскрывают, как обслуживают собственные автомобили сегодня в 14:22
Ремонт превращается в испытание доверия: честность мастера теперь дороже любой детали

Бывший механик рассказывает, как мастера обслуживают собственные машины, почему не стоит бояться присадок и где проходит граница между экономией и халтурой.

Читать полностью »
Автомеханик Александр Демченко: превышение уровня масла на 0,5 литра способно повредить турбину сегодня в 13:35
Перелив всего на 200 мл может стоить тысячи: незаметная ошибка, которая убивает двигатель изнутри

Перелив масла кажется безобидной ошибкой, но избыток смазки вызывает вспенивание и перегрузку турбины. Почему это опасно и как избежать дорогостоящего ремонта.

Читать полностью »
Autonews: глюки и плохая адаптация к морозам — главные недостатки машин из Китая сегодня в 12:17
Зимой не выдерживают даже приборы: россияне рассказали, что пошло не так с китайскими машинами

Российские владельцы китайских автомобилей столкнулись с массовыми сбоями электроники и плохой адаптацией машин к морозам. Почему это происходит и можно ли избежать проблем.

Читать полностью »
Средняя стоимость подготовки автомобиля к зиме в России достигла 8,4 тысячи рублей сегодня в 11:09
Подготовка к зиме обойдётся дороже, чем в прошлом году: подсчитано, сколько заплатят водители

Аналитики "Мегамаркета" подсчитали, сколько в 2025 году стоит подготовить автомобиль к зиме и почему зимние шины подорожали почти на четверть.

Читать полностью »
KIA Rio и Hyundai Solaris стали лидерами вторичного рынка сегодня в 11:06
Секрет популярности: почему эти иномарки разлетаются как горячие пирожки

Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало рейтинг самых популярных подержанных иномарок в России за 9 месяцев 2025 года.

Читать полностью »