коробка передач
коробка передач
Антон Василюк Опубликована сегодня в 1:11

Почему 90% водителей неправильно используют полный привод

Как устроена и работает раздаточная коробка в полноприводных автомобилях

Многие считают, что если у машины привод на все колёса, она легко преодолеет любые препятствия. Но на деле всё сложнее: настоящие внедорожники отличаются от городских кроссоверов наличием раздаточной коробки. Именно этот агрегат делает их по-настоящему проходимыми.

Раздаточная коробка: сердце настоящего внедорожника

Раздаточная коробка (или просто "раздатка") — это узел трансмиссии, который распределяет крутящий момент между передней и задней осями. Без неё полный привод был бы либо слишком неэффективным, либо опасным на асфальте.

Где находится раздатка

Обычно она расположена за коробкой передач, но в некоторых моделях интегрирована в саму КПП.

Что умеет раздаточная коробка

Передаёт мощность на оба моста или только на один.

Включает понижающую передачу для увеличения тяги на бездорожье.

Позволяет безопасно ездить по асфальту с полным приводом (если есть дифференциал).

Как устроена раздатка

Конструкция раздаточной коробки может различаться, но основные элементы обычно такие:

Ведущий вал — соединён с коробкой передач.

Приводные валы — передают крутящий момент на оси.

Цепная или зубчатая передача — связывает валы между собой.

Межосевой дифференциал — распределяет мощность между осями.

Блокировка дифференциала — фиксирует распределение момента.

Понижающая передача — увеличивает тягу при медленном движении.

Интересный факт: Первые раздаточные коробки появились ещё в начале XX века на военных и грузовых автомобилях. Их задача была — обеспечить проходимость в сложных условиях.

Какие бывают раздаточные коробки

Раздатки классифицируют по трём критериям:

Тип привода мостов

Жёсткое подключение — без дифференциала. Просто и надёжно, но на асфальте такой привод опасен.

С дифференциалом — позволяет колёсам вращаться с разной скоростью, что улучшает управляемость.

Расположение валов

Соосные валы — приводной вал заднего моста находится на одной линии с ведущим.

Несоосные валы — компактнее, но сложнее в производстве.

Количество передач

Одноступенчатые — только распределение момента.

Двухступенчатые (самые распространённые) — добавляют понижающую передачу.

Трёхступенчатые — редкие, но дают больше вариантов управления тягой.

Блокировка дифференциала: как это работает

В современных внедорожниках встречаются три типа блокировок:

Фрикционная муфта — сжимает диски при пробуксовке.

Вязкостная муфта — блокируется за счёт нагрева жидкости.

Червячная блокировка — механическая, но не любит перегрузок.

Важно: Фрикционные и вязкостные муфты могут перегреваться, а червячные — ломаться при экстремальных нагрузках.

Как управляют раздаточной коробкой

Механическое управление — рычаг в салоне (классика внедорожников).

Электронное управление — кнопки или селектор (удобнее, но менее надёжно).

Автоматический режим — электроника сама решает, как распределять тягу.

Основные режимы работы:

  • 2H — привод на одну ось.
  • 4H — полный привод.
  • 4L — пониженная передача.
  • 4WD Auto — автоматическое распределение момента.
  • 4WD Lock — жёсткая блокировка дифференциала.

Проблемы, которые могут возникнуть с раздаткой

Раздаточная коробка — надёжный узел, но и у неё есть слабые места:

Гул или шум — износ подшипников.

Вибрации — дисбаланс валов или разрушение подшипников.

Трудности переключения режимов — износ шестерён или вилки.

Рывки на асфальте — заблокированный дифференциал.

Утечка масла — износ сальников или прокладок.

Совет: Если заметили любой из этих симптомов, лучше сразу провести диагностику — игнорирование проблемы может привести к дорогому ремонту.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Рынок премиальных подержанных авто в России оказался на грани обвала сегодня в 4:08

Ставили на престиж — остались с убытками: как рухнул бизнес на немцах

Инвестиции в подержанные премиальные авто перестали быть выгодными — рынок перегрет и уходит в минус.

Читать полностью »
Средний чек на АЗС в России вырос на 9% по сравнению с прошлым годом сегодня в 4:08

Списали бонусы — но платят больше: заправки превращаются в точку боли

Средний чек заправки в России вырос до 1 288 рублей — и всё больше водителей списывают бонусы, чтобы компенсировать расходы.

Читать полностью »
Geely обновила седан Preface: мощность двигателя увеличена до 265 лошадиных сил сегодня в 4:08

Мотор взбесился — седан стал другим: что скрывает обновлённый Geely

Geely обновила седан Preface, увеличив мощность двигателя до 265 л.с. и изменив дизайн.

Читать полностью »
Светодиодные наклейки с жестами стали популярны у российских автомобилистов сегодня в 3:08

Водители начали мстить молча — наклейка с жестами превращает авто в стендап

Водители массово скупают светящиеся наклейки с жестами, чтобы выражать эмоции на дороге без слов.

Читать полностью »
Признаки изношенного двигателя можно заметить без диагностики в сервисе сегодня в 3:08

Крышка танцует, выхлоп воняет — мотор уже намекает: когда бежать от покупки

Признаки "уставшего" двигателя можно заметить за пару минут — без сервиса и приборов.

Читать полностью »
Открыта новая развязка на трассе М-11 с выездом к Валдаю и Боровичам сегодня в 3:08

Открыли развязку — и началось движение: как трасса М-11 оживила глубинку

На трассе М-11 открыли новую развязку, которая улучшит доступ к Валдаю и другим населенным пунктам.

Читать полностью »
Как работает топливная система автомобиля сегодня в 2:11

Карбюратор vs инжектор: какой двигатель на самом деле убивает ваш кошелек

Как устроена топливная система автомобиля и почему дизель сложнее бензинового мотора?

Читать полностью »
Почему важно использовать ручной тормоз сегодня в 0:06

Опасная правда о ручнике: водители даже не догадываются

Ручной тормоз — не просто "аварийка", а важный элемент безопасности. Как он устроен, когда действительно нужен и почему его нельзя игнорировать.

Читать полностью »