Жёлтое такси зимой
Жёлтое такси зимой
Елена Журавкова Опубликована сегодня в 8:01

Когда чиновников пересадили в такси: история, которая могла случиться только в СССР

От лимузинов ЗИС до «Побед»: эволюция такси в Советском Союзе

История советского такси — это отражение эпохи. За несколько десятилетий служба такси в СССР прошла путь от иностранных лимузинов и открытых кабриолетов до практичных "Волг" и переделанных грузовиков. Каждое поколение автомобилей несло отпечаток своего времени — от романтики первых рейсов до строгого функционализма индустриальных 1970-х.

Первые рейсы: французские "Рено" и американские "Форды"

Официальная служба такси в Москве начала работу в 1925 году, и, как ни странно, на зарубежных автомобилях — собственных легковушек в СССР ещё не выпускали. Для столицы закупили французские Renault NN, которые отличались надёжностью, простотой и небольшим двигателем объёмом около литра.

Позже на линии появились американские Ford A, а затем — первые отечественные ГАЗ-А, собранные по лицензии "Форда". Интересная деталь:

  • у американских машин была жёсткая крыша,

  • у советских - тентовая.

Некоторые закрытые варианты ГАЗ-А производил московский завод Аремкуз. А вот счётчики на первых такси располагались… снаружи кузова, чтобы пассажиры могли видеть стоимость поездки прямо с тротуара.

"Появление такси стало настоящим символом нового ритма жизни", — писал публицист Михаил Кольцов, посвятивший московскому такси очерк "Три дня в такси", основанный на личном опыте работы водителем.

Лимузины на линии: роскошь для всех

В 1940-х и начале 1950-х годов такси превратилось в почти элитный сервис. В Москве и Ленинграде использовались ЗИС-101 - лимузины с восьмицилиндровыми моторами мощностью 90 л. с.

Любой желающий мог заказать поездку в семиместном автомобиле, предназначенном прежде для партийных чиновников. Иногда такие машины работали как маршрутные: например, курсировали от строящейся ВСХВ (ВДНХ) до площади Свердлова.

После войны на смену пришли ЗИС-110 - новые роскошные лимузины. На них можно было даже отправиться в дальние поездки, например, из Москвы в Симферополь с ночёвкой в Харькове.

Ленинградские "трофеи"

Сразу после войны в Ленинграде не хватало отечественных машин, и на службу вышли трофейные немецкие DKW F7 и F8 - небольшие двухдверные автомобили с передним приводом и двухтактными моторами. Их было более сотни, но вскоре они уступили место отечественным "Победам" ГАЗ-М20, и с тех пор иномарок в советском такси больше не было.

Грузовики и маршрутки на базе ГАЗ-АА

Парадокс, но в послевоенные годы в роли такси и маршруток нередко использовали грузовики. На шасси ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ ставили кузова с лавками вдоль стен. Эти машины курсировали между вокзалами и окраинами, перевозили рабочих и дачников. Так началась эра советских маршрутных такси, задолго до их официального появления.

"Победы" и "Волги": символ стабильности

С конца 1950-х такси в СССР обрело свой классический образ. На улицах появились:

  • ГАЗ-М20 "Победа",

  • затем — "Волги" ГАЗ-21Т и ГАЗ-24-01.

Эти машины стали настоящими символами советского города. Версии для такси имели упрощённую отделку и минимальный комфорт:

  • без радиоприёмников,

  • с жёсткими сиденьями,

  • с дополнительным местом для багажа.

У ГАЗ-21Т вместо переднего дивана стояли два отдельных кресла, одно из которых можно было сложить, чтобы поместить чемоданы.

Вторая жизнь чиновничьих автомобилей

В начале 1960-х, во времена борьбы с излишними привилегиями, многие служебные машины чиновников передали в таксопарки. Среди них были ГАЗ-12 ЗИМ - просторные, семиместные и удивительно комфортабельные для такси тех лет.

Эти "роскошные" автомобили стали переходным звеном между элитными лимузинами 1940-х и массовыми "Волгами" эпохи оттепели.

Работа таксиста: за рулём и под контролем

Профессия водителя такси в СССР была уважаемой, но непростой.

  • Таксисты оплачивали из своего кармана часть обслуживания автомобиля.

  • Чтобы попасть в смену, нужно было сдавать экзамен по маршрутам города.

  • Клиенты нередко оставляли "на чай", хотя официально это считалось нарушением.

О трудовых буднях таксистов рассказывали даже в кино. Один из первых фильмов о профессии — "Горожане" - показывал реальную жизнь людей за рулём "Побед" и "Волг" на улицах Москвы.

Как советское такси стало частью культуры

Такси в СССР — это не просто транспорт, а зеркало эпохи:

  • от буржуазных "Рено" и лимузинов ЗИС,

  • до народных "Побед" и "Волг",

  • от дорожного новшества 1920-х до привычного элемента советского быта.

Каждая эпоха оставила свой след — в форме машин, их цвете, наклейках "Шашечки" и даже в разговорах между пассажиром и водителем, ставших частью городского фольклора.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Эксперты рассказали, как безопасно управлять автомобилем во время дождя вчера в 23:26
Ливень застал врасплох: как не потерять управление на скользкой дороге и остаться целым

Ливень делает дорогу непредсказуемой: падает сцепление, увеличивается тормозной путь. Разбираем, как подготовить автомобиль и себя, чтобы не потерять контроль на мокром асфальте.

Читать полностью »
Внеплановую проверку гаражного бокса могут провести по жалобе соседей — блогер вчера в 21:30
Новый повод для тревоги у автовладельцев: жалоба превращает гараж в объект проверки

Что можно хранить в гараже, а что грозит штрафом и даже уголовным делом: полный разбор правил, ограничений и способов безопасной организации пространства.

Читать полностью »
Состояние топливных форсунок важно для функционирования автомобиля вчера в 20:17
Заправляться правильно — мало: неочевидные привычки, убивающие форсунки исправного авто

Маленькие детали, которые могут привести к большим проблемам. Всё, что нужно знать о топливных форсунках: от принципа работы и типичных неисправностей до методов диагностики

Читать полностью »
Эксперты предупредили о скрытых переплатах по автокредитам от 0% вчера в 19:51
Сладкая цифра и горький итог: как работает кредитная магия

Реклама автокредитов от 0% выглядит щедро, но за нулем часто прячутся комиссии, страховки и маркетинговые трюки, превращающие выгоду в иллюзию.

Читать полностью »
Японский автопром давно стал символом надёжности и инженерного совершенства вчера в 18:52
Эти японские и корейские машины неубиваемы: они служат десятилетиями без капремонта

Японские и корейские автомобили продолжают удерживать репутацию самых надёжных в мире.

Читать полностью »
Автоэксперт Сергей Ковалёв объяснил, почему дизель опасен для бензинового двигателя вчера в 17:28
Неправильная заправка: ошибка, которая превращает машину в дорогое ведро

Автоэксперт напомнил: если в бензиновый двигатель случайно попал дизель, нельзя ограничиваться сливом топлива — требуется полная промывка системы, иначе возможны серьёзные поломки.

Читать полностью »
Эксперты предупредили об опасности покупки автомобилей, побывавших в наводнении вчера в 16:19
Чем чище кузов, тем опаснее покупка: как определить утопленника по деталям салона

После наводнений тысячи автомобилей оказываются под водой, а затем попадают на вторичный рынок. Как распознать утопленника и почему его покупка может обернуться катастрофой?

Читать полностью »
Надёжность автомобиля во многом зависит не только от качества сборки вчера в 15:52
Удивительно, но именно это решает, сколько проживёт мотор — проверьте свои привычки

Простые привычки водителя — своевременная замена масла, чистота и внимание к мелочам — напрямую влияют на надёжность автомобиля.

Читать полностью »