
Когда чиновников пересадили в такси: история, которая могла случиться только в СССР
История советского такси — это отражение эпохи. За несколько десятилетий служба такси в СССР прошла путь от иностранных лимузинов и открытых кабриолетов до практичных "Волг" и переделанных грузовиков. Каждое поколение автомобилей несло отпечаток своего времени — от романтики первых рейсов до строгого функционализма индустриальных 1970-х.
Первые рейсы: французские "Рено" и американские "Форды"
Официальная служба такси в Москве начала работу в 1925 году, и, как ни странно, на зарубежных автомобилях — собственных легковушек в СССР ещё не выпускали. Для столицы закупили французские Renault NN, которые отличались надёжностью, простотой и небольшим двигателем объёмом около литра.
Позже на линии появились американские Ford A, а затем — первые отечественные ГАЗ-А, собранные по лицензии "Форда". Интересная деталь:
-
у американских машин была жёсткая крыша,
-
у советских - тентовая.
Некоторые закрытые варианты ГАЗ-А производил московский завод Аремкуз. А вот счётчики на первых такси располагались… снаружи кузова, чтобы пассажиры могли видеть стоимость поездки прямо с тротуара.
"Появление такси стало настоящим символом нового ритма жизни", — писал публицист Михаил Кольцов, посвятивший московскому такси очерк "Три дня в такси", основанный на личном опыте работы водителем.
Лимузины на линии: роскошь для всех
В 1940-х и начале 1950-х годов такси превратилось в почти элитный сервис. В Москве и Ленинграде использовались ЗИС-101 - лимузины с восьмицилиндровыми моторами мощностью 90 л. с.
Любой желающий мог заказать поездку в семиместном автомобиле, предназначенном прежде для партийных чиновников. Иногда такие машины работали как маршрутные: например, курсировали от строящейся ВСХВ (ВДНХ) до площади Свердлова.
После войны на смену пришли ЗИС-110 - новые роскошные лимузины. На них можно было даже отправиться в дальние поездки, например, из Москвы в Симферополь с ночёвкой в Харькове.
Ленинградские "трофеи"
Сразу после войны в Ленинграде не хватало отечественных машин, и на службу вышли трофейные немецкие DKW F7 и F8 - небольшие двухдверные автомобили с передним приводом и двухтактными моторами. Их было более сотни, но вскоре они уступили место отечественным "Победам" ГАЗ-М20, и с тех пор иномарок в советском такси больше не было.
Грузовики и маршрутки на базе ГАЗ-АА
Парадокс, но в послевоенные годы в роли такси и маршруток нередко использовали грузовики. На шасси ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ ставили кузова с лавками вдоль стен. Эти машины курсировали между вокзалами и окраинами, перевозили рабочих и дачников. Так началась эра советских маршрутных такси, задолго до их официального появления.
"Победы" и "Волги": символ стабильности
С конца 1950-х такси в СССР обрело свой классический образ. На улицах появились:
-
ГАЗ-М20 "Победа",
-
затем — "Волги" ГАЗ-21Т и ГАЗ-24-01.
Эти машины стали настоящими символами советского города. Версии для такси имели упрощённую отделку и минимальный комфорт:
-
без радиоприёмников,
-
с жёсткими сиденьями,
-
с дополнительным местом для багажа.
У ГАЗ-21Т вместо переднего дивана стояли два отдельных кресла, одно из которых можно было сложить, чтобы поместить чемоданы.
Вторая жизнь чиновничьих автомобилей
В начале 1960-х, во времена борьбы с излишними привилегиями, многие служебные машины чиновников передали в таксопарки. Среди них были ГАЗ-12 ЗИМ - просторные, семиместные и удивительно комфортабельные для такси тех лет.
Эти "роскошные" автомобили стали переходным звеном между элитными лимузинами 1940-х и массовыми "Волгами" эпохи оттепели.
Работа таксиста: за рулём и под контролем
Профессия водителя такси в СССР была уважаемой, но непростой.
-
Таксисты оплачивали из своего кармана часть обслуживания автомобиля.
-
Чтобы попасть в смену, нужно было сдавать экзамен по маршрутам города.
-
Клиенты нередко оставляли "на чай", хотя официально это считалось нарушением.
О трудовых буднях таксистов рассказывали даже в кино. Один из первых фильмов о профессии — "Горожане" - показывал реальную жизнь людей за рулём "Побед" и "Волг" на улицах Москвы.
Как советское такси стало частью культуры
Такси в СССР — это не просто транспорт, а зеркало эпохи:
-
от буржуазных "Рено" и лимузинов ЗИС,
-
до народных "Побед" и "Волг",
-
от дорожного новшества 1920-х до привычного элемента советского быта.
Каждая эпоха оставила свой след — в форме машин, их цвете, наклейках "Шашечки" и даже в разговорах между пассажиром и водителем, ставших частью городского фольклора.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru