Жёлтое такси зимой
Жёлтое такси зимой
Елена Журавкова Опубликована 13.10.2025 в 8:01

Когда чиновников пересадили в такси: история, которая могла случиться только в СССР

От лимузинов ЗИС до «Побед»: эволюция такси в Советском Союзе

История советского такси — это отражение эпохи. За несколько десятилетий служба такси в СССР прошла путь от иностранных лимузинов и открытых кабриолетов до практичных "Волг" и переделанных грузовиков. Каждое поколение автомобилей несло отпечаток своего времени — от романтики первых рейсов до строгого функционализма индустриальных 1970-х.

Первые рейсы: французские "Рено" и американские "Форды"

Официальная служба такси в Москве начала работу в 1925 году, и, как ни странно, на зарубежных автомобилях — собственных легковушек в СССР ещё не выпускали. Для столицы закупили французские Renault NN, которые отличались надёжностью, простотой и небольшим двигателем объёмом около литра.

Позже на линии появились американские Ford A, а затем — первые отечественные ГАЗ-А, собранные по лицензии "Форда". Интересная деталь:

  • у американских машин была жёсткая крыша,

  • у советских - тентовая.

Некоторые закрытые варианты ГАЗ-А производил московский завод Аремкуз. А вот счётчики на первых такси располагались… снаружи кузова, чтобы пассажиры могли видеть стоимость поездки прямо с тротуара.

"Появление такси стало настоящим символом нового ритма жизни", — писал публицист Михаил Кольцов, посвятивший московскому такси очерк "Три дня в такси", основанный на личном опыте работы водителем.

Лимузины на линии: роскошь для всех

В 1940-х и начале 1950-х годов такси превратилось в почти элитный сервис. В Москве и Ленинграде использовались ЗИС-101 - лимузины с восьмицилиндровыми моторами мощностью 90 л. с.

Любой желающий мог заказать поездку в семиместном автомобиле, предназначенном прежде для партийных чиновников. Иногда такие машины работали как маршрутные: например, курсировали от строящейся ВСХВ (ВДНХ) до площади Свердлова.

После войны на смену пришли ЗИС-110 - новые роскошные лимузины. На них можно было даже отправиться в дальние поездки, например, из Москвы в Симферополь с ночёвкой в Харькове.

Ленинградские "трофеи"

Сразу после войны в Ленинграде не хватало отечественных машин, и на службу вышли трофейные немецкие DKW F7 и F8 - небольшие двухдверные автомобили с передним приводом и двухтактными моторами. Их было более сотни, но вскоре они уступили место отечественным "Победам" ГАЗ-М20, и с тех пор иномарок в советском такси больше не было.

Грузовики и маршрутки на базе ГАЗ-АА

Парадокс, но в послевоенные годы в роли такси и маршруток нередко использовали грузовики. На шасси ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ ставили кузова с лавками вдоль стен. Эти машины курсировали между вокзалами и окраинами, перевозили рабочих и дачников. Так началась эра советских маршрутных такси, задолго до их официального появления.

"Победы" и "Волги": символ стабильности

С конца 1950-х такси в СССР обрело свой классический образ. На улицах появились:

  • ГАЗ-М20 "Победа",

  • затем — "Волги" ГАЗ-21Т и ГАЗ-24-01.

Эти машины стали настоящими символами советского города. Версии для такси имели упрощённую отделку и минимальный комфорт:

  • без радиоприёмников,

  • с жёсткими сиденьями,

  • с дополнительным местом для багажа.

У ГАЗ-21Т вместо переднего дивана стояли два отдельных кресла, одно из которых можно было сложить, чтобы поместить чемоданы.

Вторая жизнь чиновничьих автомобилей

В начале 1960-х, во времена борьбы с излишними привилегиями, многие служебные машины чиновников передали в таксопарки. Среди них были ГАЗ-12 ЗИМ - просторные, семиместные и удивительно комфортабельные для такси тех лет.

Эти "роскошные" автомобили стали переходным звеном между элитными лимузинами 1940-х и массовыми "Волгами" эпохи оттепели.

Работа таксиста: за рулём и под контролем

Профессия водителя такси в СССР была уважаемой, но непростой.

  • Таксисты оплачивали из своего кармана часть обслуживания автомобиля.

  • Чтобы попасть в смену, нужно было сдавать экзамен по маршрутам города.

  • Клиенты нередко оставляли "на чай", хотя официально это считалось нарушением.

О трудовых буднях таксистов рассказывали даже в кино. Один из первых фильмов о профессии — "Горожане" - показывал реальную жизнь людей за рулём "Побед" и "Волг" на улицах Москвы.

Как советское такси стало частью культуры

Такси в СССР — это не просто транспорт, а зеркало эпохи:

  • от буржуазных "Рено" и лимузинов ЗИС,

  • до народных "Побед" и "Волг",

  • от дорожного новшества 1920-х до привычного элемента советского быта.

Каждая эпоха оставила свой след — в форме машин, их цвете, наклейках "Шашечки" и даже в разговорах между пассажиром и водителем, ставших частью городского фольклора.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Спирт или раствор соли помогут при примёрзших дворниках сегодня в 8:07
Перестал поднимать щётки и начал делать так: одна минута — и дворники не примерзают всю зиму

Многие водители поднимают дворники зимой, думая, что это спасает от примерзания. На деле привычка вредна — есть более эффективные и безопасные способы защиты.

Читать полностью »
Зола помогает выехать на скользком зимнем подъеме — портал сегодня в 6:56
Скользкий подъем больше не ловушка: деревенский трюк превращает зимнюю дорогу в послушный аттракцион

Простой деревенский лайфхак помогает водителям без усилий справляться со скользкими подъемами. Почему зола в багажнике способна выручить в любой зимний день?

Читать полностью »
Манера вождения и засоры в системе вызывают перерасход топлива — эксперт Петров сегодня в 5:52
Машина ест бензин как голодный зверь: способна удвоить расход мелкая деталь — её даже не замечают

Почему растёт расход топлива даже у исправного автомобиля: влияние бензина, стиля вождения и скрытых неисправностей, о которых рассказал эксперт Pravda.Ru.

Читать полностью »
Отсутствие колпачка на клапане ускоряет утечку воздуха — Car and Motor сегодня в 4:27
Шины теряют давление тише шёпота: простой лайфхак с колпачками избавляет от скрытых утечек и лишнего расхода

Мало кто знает, что безопасность шин зависит не только от протектора, но и от клапанов. Цвет колпачка способен рассказать, чем наполнена ваша шина.

Читать полностью »
Чёрные точки на лобовом стекле защищают клей от солнца — beachclub-allerseits сегодня в 2:22
Лобовое стекло скрывает умную защиту: чёрные точки на кромке работают лучше любого антиблика и фильтра

Неброские черные точки по краю лобового стекла скрывают продуманную инженерную технологию. Они защищают, укрепляют и продлевают срок службы автомобиля.

Читать полностью »
Качественные секретки уберегут колёса автомобиля от воров сегодня в 0:02
Эти 3 ошибки при парковке делают ваш автомобиль легкой добычей: большинство водителей совершают их каждый вечер

Автовладельцы до сих пор рискуют остаться без колёс. Как современные методы — от секреток до датчиков — помогают сохранить шины и диски от кражи.

Читать полностью »
Хозяйственное мыло заменяет автохимию в уходе за авто — канал Горбунова вчера в 22:59
Так экономят только самые хитрые автовладельцы: это средство работает там, где ждут только химию

Обычный брусок хозяйственного мыла способен заменить несколько видов автохимии. Разбираем неожиданные способы его применения, которые экономят бюджет.

Читать полностью »
Слишком густое масло вызывает перегрев и образование нагара — автомеханики вчера в 20:43
Мастера улыбаются, а фильтр остаётся старым: быстрый способ заметить подмену и не дать себя обмануть

Механик рассказал, какие ошибки совершают водители и сервисы при замене моторного масла, и как не попасть на обман, сохранив ресурс двигателя.

Читать полностью »