
Дешевле в самолёте и метро: студентам предложили единую систему скидок по всей России
Идея сделать путешествия студентов по стране доступнее снова вышла на повестку. В Госдуме предложили ввести единую транспортную карту, которая позволила бы учащимся вузов и колледжей со скидкой покупать билеты на самолёты, поезда и городской транспорт. Автор инициативы — председатель партии "Справедливая Россия — За правду" Сергей Миронов.
"Нужны единые скидки и на авиабилеты — сейчас они даются по усмотрению авиакомпании. Студенты — одна из самых мобильных категорий. Они часто ездят к родным, путешествуют по стране", — сказал Миронов агентству ТАСС.
Что предлагает инициатива
По словам депутата, студенты должны иметь возможность приобретать билеты в плацкартных вагонах со скидками, а не только в купейных, как сейчас. Кроме того, карта может стать универсальным инструментом для проезда на всех видах транспорта — от автобусов до самолётов — и действовать на территории всей России.
"Реализовать такой подход можно с помощью единой транспортной карты для учащихся вузов и колледжей. Она должна предусматривать скидку на проезд в общественном транспорте не менее 50%", — отметил парламентарий.
Идея выглядит логичной: единая карта позволила бы студентам использовать один инструмент для всех поездок, без путаницы с региональными льготами и временными акциями авиакомпаний.
Почему реализация вызывает вопросы
На практике предложение не так просто воплотить. Для того чтобы авиакомпании и железнодорожные операторы предоставляли скидки, им нужно компенсировать выпадающие доходы. А это — миллиарды рублей, которые кто-то должен покрыть.
Сегодня у авиаперевозчиков растут расходы на топливо, обслуживание и запчасти. Если им поручат самостоятельно финансировать льготы, велика вероятность, что стоимость билетов для остальных пассажиров вырастет.
Кроме того, действующие субсидированные тарифы уже частично решают задачу доступности. Молодые люди до 23 лет, включая студентов, могут купить дешёвые авиабилеты из Москвы в Калининград, Владивосток, Хабаровск, Якутск и другие города Дальнего Востока. Эти маршруты поддерживаются государством и пользуются высоким спросом.
Как можно внедрить карту пошагово
-
Создать единую базу студентов, где данные вузов и колледжей обновляются автоматически.
-
Выпустить пластиковую и цифровую версии карты, интегрированные с "Госуслугами".
-
Подключить транспортных операторов, включая "РЖД", "Аэрофлот" и городские перевозки.
-
Разработать механизм компенсации скидок из бюджета или фонда молодежных инициатив.
-
Запустить пилотный проект в нескольких регионах — например, в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: поручить авиакомпаниям самим финансировать льготы.
Последствие: рост тарифов для всех остальных пассажиров.
Альтернатива: субсидирование за счёт федерального бюджета. -
Ошибка: ввести карту без интеграции с вузами.
Последствие: злоупотребления и фальшивые льготы.
Альтернатива: автоматическая проверка статуса студента через "Госуслуги". -
Ошибка: сделать карту бумажной.
Последствие: неудобство и ограниченный срок действия.
Альтернатива: цифровой вариант в мобильном приложении.
А что если проект реализуют?
Если единая карта заработает, студенты смогут легко планировать поездки: на учебу, к родным или в путешествия. Это повысит мобильность молодежи и укрепит внутренний туризм. В то же время государству придется создать четкий механизм компенсации расходов перевозчиков — иначе льготы превратятся в формальность.
FAQ
Как студенту сегодня получить скидку на авиабилеты?
Через программу субсидированных перелётов для молодежи до 23 лет. Билеты доступны на сайте авиакомпании при выборе соответствующего тарифа.
Сколько может стоить единая транспортная карта?
Предположительно — бесплатно, как социальная карта, однако расходы на выпуск и обслуживание покроет государство.
Что лучше — региональные льготы или единая карта?
Региональные программы удобны локально, но единая карта позволит студенту пользоваться скидками по всей России без лишних справок и подтверждений.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru