Железная дорога
Железная дорога
Дмитрий Толстенёв Опубликована сегодня в 1:12

Археологи копали ради досок — а нашли сенсацию: ширина рельсов оказалась слишком знакомой

В Шотландии нашли старейшую железную дорогу со стандартной колеей

В прибрежной деревне Кокензи на востоке Шотландии археологи наткнулись на нечто большее, чем просто исторические доски. Раскопки показали: стандартная ширина железнодорожной колеи — 1435 мм — использовалась здесь ещё в XVIII веке. Это на десятилетия раньше, чем считалось официально.

До недавнего времени первой железной дорогой с такой колеей считалась Уиллингтонская в Ньюкасле. Но теперь пальма первенства может перейти к маршруту Транент — Кокензи, где ещё в 1722 году возили уголь на соляные заводы.

Где и как нашли древнюю железную дорогу

Обнаружение стало результатом работы команды проекта Waggonway 1722, которая занимается изучением и восстановлением старейшей шотландской вагонной дороги.

Эта дорога использовалась для перевозки угля с шахт в Траненте на побережье, где его сжигали в солеварнях, выпаривая морскую воду. Уголь был жизненно необходим: производство соли требовало около 2000 тонн топлива в год - до 12 вагонов ежедневно.

Гружёные вагонетки ехали вниз под действием силы тяжести, а обратно их тянули лошади. Особенность пути — в конструкции: два уровня деревянных рельсов, уложенных друг на друга, обеспечивали устойчивость на влажной болотистой почве.

Плюсы и минусы открытия

Плюсы Минусы
Подтверждает использование современной колеи ещё до эпохи паровозов Требуется дополнительное подтверждение старшинства
Уникальные находки (гвозди, шпалы, двойные рельсы) Частично сохранившиеся участки дороги
Добавляет значимость проекту по сохранению Waggonway Возможно, потребуется пересмотр других датировок
Вовлечённость местных жителей и волонтёров Раскопки ограничены участками без застройки

Сравнение древних и современных железных дорог

Параметр Дорога Транент — Кокензи Современные железные дороги
Тип тяги Лошади и гравитация Электро- и дизельные локомотивы
Материал рельсов Дерево Металл
Назначение Промышленная (уголь и соль) Пассажирские и грузовые перевозки
Ширина колеи 1435 мм (стандарт) 1435 мм (в большинстве стран)
Тип крепления Нагели и гвозди Болты, сварка, бетонные шпалы

Как проводились раскопки: шаг за шагом

  1. Идентификация маршрута: по старым картам определили, где могла проходить дорога.

  2. Зачистка участка: расчистили болотистую территорию от мусора и растений.

  3. Полевые исследования: вскрыли более 20 метров рельсов с хорошо сохранившимися деталями.

  4. Анализ находок: установили конструкцию двойной высоты и оригинальные гвозди.

  5. Публикация результатов: выводы представлены в рамках проекта Waggonway 1722.

Мифы и правда

Миф: стандартная железнодорожная колея появилась только с изобретением паровозов
Правда: она использовалась уже в XVIII веке на гравитационных и конных дорогах

Миф: деревянные рельсы не выдерживают веса вагонов
Правда: двойная система рельсов обеспечивала надёжность даже при 2000 тоннах угля в год

Миф: археология — это только раскопки замков и гробниц
Правда: исследования старых промышленных объектов могут быть не менее значимыми

FAQ

Кто построил дорогу Транент — Кокензи?
Компания York Buildings Company в 1722 году для нужд солеварни.

Чем уникальна найденная железная дорога?
Это, возможно, первая в мире железная дорога со стандартной шириной колеи, которая позже стала мировой нормой.

Где именно проходит маршрут?
На восточном побережье Шотландии — от шахт Транента до побережья в Кокензи. Сейчас часть пути доступна для изучения.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

Ошибка: считать, что современный стандарт появился вместе с паровозами
Последствие: искажение истории технологий и недооценка ранних решений
Альтернатива: пересмотр старых маршрутов и использование археологических данных для уточнения исторических стандартов

А что если стандарт пришёл из глубины веков?

Находка под торфом шотландской деревни подсказывает: то, что мы считаем изобретением индустриальной революции, могло быть придумано задолго до неё. Возможно, стандартная колея — не следствие паровых технологий, а удобство, найденное веками раньше.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Samsung выпустила Android 16 для Galaxy Z Fold 6 и Flip 6 раньше срока сегодня в 2:22

Гонка обновлений вышла на новый уровень: Samsung обогнала даже саму себя

Samsung запустила Android 16 и One UI 8 для Galaxy Z Fold 6 и Flip 6 раньше запланированного срока.

Читать полностью »
Baikal-U запущен в серийное производство и готов к поставкам сегодня в 2:12

Умный мозг для беспилотников и счётчиков: в России запустили массовое производство важной детали

В России запущено серийное производство микроконтроллера Baikal-U для критических инфраструктур и IoT.

Читать полностью »
NetRise выявила, что уязвимость Pixie Dust всё ещё работает на 24 устройствах сегодня в 2:11

Проблему нашли в 2014-м — а устройства до сих пор дырявые: производители молчат уже 8 лет

Несмотря на раскрытие атаки Pixie Dust в 2014 году, десятки сетевых устройств до сих пор остаются уязвимыми.

Читать полностью »
Программист запустил игру Doom на вейпе PIXO Aspire через прошивку сегодня в 2:02

Doom ожил на экране вейпа — но только с хитростью: программист обошёл защиту и заставил игру работать

Программист запустил игру Doom на экране вейпа PIXO Aspire, превратив его в мини-дисплей.

Читать полностью »
ИИ в Chrome начал превращать статьи в аудиоподкасты на Android сегодня в 1:55

Уже не читаете тексты в интернете? Chrome придумал, как их слушать — и вам может понравиться

Chrome для Android получил функцию аудиообзора, превращающую текст страниц в подкаст с помощью ИИ.

Читать полностью »
Банк зафиксировал более 2 млн оплат через T-Pay на iPhone за 5 дней сегодня в 1:49

Миллиард за пять дней — и это только начало: новый способ оплаты на iPhone ворвался в повседневность

Новый платёжный сервис T-Pay на iPhone за 5 дней набрал более 2 миллионов транзакций.

Читать полностью »
Броня гоплитов позволяла вести бой в плотном строю с упором щитов сегодня в 1:33

Оружие казалось неудобным и дорогим — но всё встало на свои места: зачем греки носили бронзу в жару

Американский археолог доказал, что гоплиты могли практиковать столкновения фаланг.

Читать полностью »
Германия планирует импортировать зелёную энергию из Марокко через кабель сегодня в 1:32

Мечта о зелёной энергии стоит миллиарды: Берлин снова верит в кабель через океан — и игнорирует прежние провалы

Германия вновь планирует импортировать энергию из Африки, несмотря на провал Desertec.

Читать полностью »