Приборная панель
Приборная панель
Анна Антипенко Опубликована вчера в 22:50

Когда скорость — иллюзия: кто точнее считает километры — машина или спутник

Автоэксперт Алексей Зайцев объяснил, почему спидометр показывает больше, чем GPS-навигатор

Многие водители замечают, что показания спидометра почти всегда немного превышают данные навигатора. Разница может составлять от 3 до 10 километров в час, и это вызывает вопросы: кто ошибается — прибор в машине или система GPS? Автоэксперты поясняют, что причина в особенностях расчёта скорости и принципе работы датчиков автомобиля.

"Разница между спидометром и навигатором — нормальное явление. Спидометр всегда немного завышает показания, поскольку производители закладывают в него технологическую погрешность для безопасности", — объяснил автоэксперт Алексей Зайцев, консультант по автомобильной электронике.

Как спидометр измеряет скорость

Современные спидометры получают данные не напрямую от колес, а от датчика, который фиксирует количество их оборотов. Электронный блок пересчитывает эти значения в километры в час, исходя из диаметра колёс и передаточного числа трансмиссии.

Почему возникают различия:

  1. С течением времени шины стираются, уменьшаясь в диаметре. Автомобиль начинает проходить чуть меньший путь за один оборот, но датчик считает по прежнему радиусу.
  2. Разные типы шин (зимние, летние, низкопрофильные) имеют отличные размеры, и это тоже влияет на показания.
  3. Производители специально программируют спидометры с небольшой "надбавкой" — обычно 3-7%. Это делается, чтобы водители не превышали скорость из-за возможной погрешности прибора.

"Закон не допускает, чтобы спидометр показывал меньше реальной скорости, зато разрешает превышение в пределах 10%. Поэтому все машины демонстрируют запас в сторону большего значения", — добавил Зайцев.

А что если установить нестандартные колёса? Тогда ошибка возрастает. Больший диаметр шин заставляет спидометр показывать меньше, а меньший — наоборот, больше, чем в действительности.

Сравнение испытаний показывает: даже на новых автомобилях расхождение с GPS-системами составляет в среднем 4-6 км/ч.

Почему навигатор точнее

GPS-навигатор определяет скорость по изменению координат, получаемых от спутников. Он рассчитывает, насколько изменилась позиция автомобиля за определённый промежуток времени, и не зависит от размеров колёс или состояния трансмиссии.

Преимущества навигационного метода:

  • не зависит от механики автомобиля;
  • имеет постоянную погрешность не более 1-2 км/ч при устойчивом сигнале;
  • учитывает реальную траекторию движения, а не только вращение колёс.

"Навигатор измеряет линейную скорость по спутникам, а спидометр — вращательную, через колёса. Поэтому в движении по прямой GPS будет точнее, но в тоннеле или на извилистой дороге сигнал теряет стабильность, и прибор начинает "плавать”", — уточнил автоэксперт.

А что если навигатор показывает меньше? Тогда всё работает правильно. Завышение спидометра — преднамеренная мера безопасности, а не ошибка прибора.

Когда разница становится критичной

В обычных условиях разница между приборами не влияет на безопасность. Но при расчёте штрафов и использовании круиз-контроля важно знать реальные показатели.

Советы водителям:

  1. Сверяйте показания спидометра с GPS на открытой трассе при равномерном движении.
  2. Если расхождение превышает 10 км/ч, возможно, установлены шины несоответствующего размера.
  3. Для точных замеров используйте несколько GPS-приложений — они усреднят данные и снизят влияние ошибок связи.
  4. Не ориентируйтесь только на навигатор в городе: сигнал может искажаться из-за высотных зданий или тоннелей.

"Идеальное совпадение приборов невозможно, но водителю важно знать разницу своей машины, чтобы понимать реальную скорость", — отметил эксперт.

Технологии будущего

В новых автомобилях уже появляются цифровые спидометры, которые комбинируют данные с колёсных датчиков и GPS. Такая система автоматически калибрует показания, учитывая диаметр шин и погодные условия.

А что если все машины будут использовать спутниковые данные? Тогда измерение станет точным до километра, а необходимость в отдельной коррекции отпадёт. Но пока спутниковый сигнал нестабилен, поэтому производители продолжают использовать "двойную страховку" — механические и электронные датчики.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Левое зеркало помогает водителю точно определить расстояние до бордюра при парковке вчера в 16:19
Кажется, просто зеркало? Но именно оно помогает избежать ремонта — секрет, который знают не все

Левое зеркало помогает водителю определить безопасное расстояние при парковке и избежать повреждений.

Читать полностью »
Проблемы с двигателем могут указывать на свечи зажигания вчера в 15:05
Забудьте про тряску и провалы: одна замена возвращает мотору ту самую заводскую эластичность

Как понять, какие свечи зажигания нужны именно вашему мотору, чем отличаются "горячие" от "холодных", один электрод от четырёх, и почему материал решает не меньше, чем маркировка.

Читать полностью »
В России стартовал проект Ответственность по пропаганде трезвого вождения и ЗОЖ вчера в 14:48
От бутылки к рулю — через осознанность: как россиян учат выбирать 0 промилле

В России запущен социальный проект Ответственность, направленный на формирование культуры трезвого вождения и здорового образа жизни. Что включает программа?

Читать полностью »
Лучшие рамные внедорожники доказали актуальность старой технологии вчера в 13:19
Это монстры на колесах: проверенные рамные внедорожники показали, кто главный вне асфальта

Рамные внедорожники снова набирают популярность, сочетая старую прочность и новые технологии.

Читать полностью »
Автоэксперт Балашов: нарушение технологии при перекраске сокращает срок службы кузова и снижает стоимость автомобиля вчера в 12:49
Автоэксперт нашел скрытую угрозу в обычной покраске авто: почему 40% автовладельцев платят дважды

Автоэксперт Алексей Балашов объяснил, почему некачественная перекраска опасна для кузова: нарушение технологии приводит к коррозии, трещинам и потере стоимости автомобиля.

Читать полностью »
В России разрешено получать водительские права в любом городе независимо от прописки вчера в 11:40
Место прописки больше не важно: как получить права там, где действительно удобно

В России можно получить или восстановить водительские права в любом городе. Разбираемся, как пройти обучение, сдать экзамены и оформить удостоверение без привязки к прописке.

Читать полностью »
Автоэксперт Максим Ракитин: средний срок службы любой шины — пять-шесть лет вчера в 10:45
На вид — как новые, на деле — ловушка: что скрывает дата на боковине шины

Автоэксперт напомнил: зимние шины теряют свойства уже через шесть лет. Даже при хорошем протекторе старая резина становится опасной на дороге.

Читать полностью »
В России изменили правила техобслуживания и ремонта автотранспорта вчера в 9:09
Техобслуживание по новым правилам: водители спорят, кто выиграл, а кто проиграл

С 1 сентября 2025 года вступили в силу новые правила обслуживания и ремонта автомобилей. Они узаконили онлайн-договоры, фотофиксацию и отказ от лишней бумаги.

Читать полностью »