
Россияне боятся потерять любимые авто: правый руль снова под прицелом
Андрей Кутепов предложил в беседе с РГ сочетать ограничения с мерами стимулирования — например, госпрограммами субсидирования покупки новых автомобилей. Однако объективных данных о том, что праворульные машины действительно более аварийны, пока нет.
По данным МВД, в 2024 году удельный вес погибших в авариях с праворульными автомобилями составил около 12% от общего числа ДТП со смертельным исходом.
"Тот, кто предлагает ограничения, должен четко показать, сколько аварий происходит с участием праворульных машин в сравнении с леворульными, — поделился мнением депутат Сахалинской областной Думы Александр Болотников. — Пока такой статистики я не видел. Да, у нас в России правостороннее движение, соответственно, правый руль объективно сужает обзор для водителя, допустим, при обгоне впереди идущей машины. Но люди, особенно на Дальнем Востоке, ездят на праворульных машинах не потому, что они этого хотят. Просто качество японского автопрома зарекомендовало себя, такие автомобили служат владельцу многие годы. Поэтому вводить ограничения "с кондачка" нельзя".
Он также отметил, что возможный запрет приведёт к распространению практики кустарного переноса руля, а это дорого и небезопасно.
Экономика и цены
Одним из главных факторов популярности японских машин остаётся цена. На рынке "проходных годов" (3-5 лет) стоимость праворульных автомобилей часто на 200-300 тысяч рублей ниже, чем у аналогичных леворульных моделей.
Например:
-
Toyota Tank, Toyota Yaris, Honda Fit — от 1 млн руб.;
-
Toyota Corolla Fielder, Toyota Raize — от 1,4 млн руб.;
-
Honda Freed, Honda Vezel, Toyota Corolla Cross — 1,6-1,8 млн руб.
Для сравнения, леворульные Geely Coolray, Changan UNI-T или Hyundai Elantra стартуют от 1,7 млн руб., а Haval F7x, Haval H6 и Exeed TXL — от 1,9 млн руб.
"Что касается вопроса безопасности, — отметил Валерий Калюжный, президент Ассоциации "Бизнес Клуб "Авангард"", — я сам долго владел праворульными машинами и понимаю, что совершать маневры на таком транспорте неудобно и зачастую опасно. Сейчас езжу на леворульном автомобиле. И все же я убежден, что резкий запрет ни к чему хорошему не приведет, это тупиковый путь".
Калюжный считает, что основное внимание следует уделить развитию отечественного автопрома.
Сравнение
Параметр | Праворульные (Япония) | Леворульные (Россия, Китай, Корея) |
Цена | Дешевле на 200-300 тыс. | Дороже в среднем |
Качество | Высокая надёжность, долговечность | Разнится по маркам |
Запчасти | Хорошо развита "восточная" логистика | Для новых китайских моделей ограничена |
Удобство | Ограничен обзор при обгоне | Оптимально для правостороннего движения |
Аварийность | Официально 12% в смертельных ДТП | Остальная доля ДТП |
Советы шаг за шагом
-
Перед покупкой учитывайте не только цену, но и перспективы эксплуатации в будущем.
-
Оценивайте наличие сервисов и запчастей в своём регионе.
-
При выборе праворульного авто обращайте внимание на техническое состояние — ввозимые машины часто подержанные.
-
Следите за изменениями в законодательстве и господдержке.
-
Рассмотрите альтернативы: электромобили или новые бюджетные модели.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: покупать праворульное авто, не учитывая возможные запреты.
-
Последствие: падение ликвидности и сложности с регистрацией.
-
Альтернатива: выбирать модели, которые будут актуальны и через несколько лет.
-
Ошибка: переносить руль кустарным способом.
-
Последствие: потеря безопасности.
-
Альтернатива: использовать только заводские решения.
-
Ошибка: игнорировать развитие отечественного автопрома.
-
Последствие: зависимость от импорта.
-
Альтернатива: следить за новыми российскими моделями.
А что если…
А что если государство предложит не запреты, а льготы на приобретение современных российских и китайских машин? Тогда естественный переход на левый руль произойдёт быстрее и без конфликта с жителями Дальнего Востока.
FAQ
Будут ли вводить запрет на праворульные авто?
МВД официально заявило, что пока ограничений не планируется.
Почему правый руль опаснее?
Основная проблема — обзор при обгоне.
Есть ли альтернатива японским машинам?
Сейчас активно растёт рынок китайских моделей, но к их качеству есть вопросы.
Мифы и правда
-
Миф: праворульные авто дешевле всегда.
-
Правда: разница постепенно сокращается.
-
Миф: запрет введут в ближайшее время.
-
Правда: пока речь идёт только о стратегии безопасности.
-
Миф: все леворульные авто хуже японских.
-
Правда: новые модели становятся конкурентоспособными.
Интересные факты
-
Более 70% автопарка Дальнего Востока составляют праворульные авто.
-
Первые массовые завозы японских машин начались в 1990-е годы.
-
В 2009 году попытка ограничить правый руль вызвала массовые протесты во Владивостоке.
Исторический контекст
-
В СССР ввоз японских авто был ограничен, но с 1990-х рынок открылся.
-
В 2009 году правительство пыталось ввести ограничения, что привело к акциям протеста.
-
Сегодня ситуация повторяется: государство ищет баланс между безопасностью и интересами граждан.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru