
ChatGPT на защите: как студенты и преподаватели спорят об этике ИИ
Сезон защит бакалаврских и магистерских работ в Латвии сопровождается новым вызовом для университетов: теперь помимо традиционной проверки на плагиат итоговые работы проходят анализ на использование искусственного интеллекта (ИИ). И если ещё пару лет назад сгенерированные ИИ тексты легко выдавали себя ошибками и неестественными фразами, сегодня такие работы всё труднее отличить от написанных вручную.
"Раньше ИИ делал ошибки, которые бросались в глаза. Сейчас студенты редактируют текст, адаптируют стиль — и определить, где человек, а где машина, становится сложно", — отмечает Гунта Крумине, директор Департамента по обучению Латвийского университета.
Латвийский университет (LU) и Рижский университет имени Страдыня (RSU) используют единую систему проверки, которая включает в себя алгоритмы для обнаружения ИИ-текста. Однако, как подчеркивают специалисты, система пока эффективна только для английского языка. С латышским всё сложнее: надёжных решений для автоматического распознавания ИИ-контента на родном языке пока нет.
"На моем факультете уже было пять случаев, когда возникли серьёзные подозрения в использовании ИИ. Мы объясняем студентам, где проходит граница между помощником и нарушением академической этики", — рассказала декан факультета социальных наук RSU Карина Палкова.
Сами учащиеся не отрицают: искусственный интеллект стал частью учебного процесса. Одни используют его для генерации идей, другие — для сбора информации, написания черновиков и перевода. Но далеко не все считают это этичным.
"Если ты просто копируешь готовый текст, зачем тогда вообще учиться? Это теряет смысл", — говорит студентка RSU Лаума.
Университеты Латвии предпочитают не запрещать ИИ полностью, а внедрять новые правила и повышать цифровую грамотность студентов. Акцент делается на честность, умение критически оценивать информацию и ответственность за свою работу.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru