авто электромобиль
авто электромобиль
Екатерина Тимиряева Опубликована сегодня в 22:05

Батареи для автомобилей без дефицита и дороговизны — Китай нашёл замену литию

Учёные из Китая: натрий-ионные аккумуляторы создадут конкуренцию литий-ионным

Натрий-ионные аккумуляторы стремительно выходят из разряда лабораторных экспериментов и становятся реальной альтернативой литиевым. Уже в ближайшие годы такие батареи будут использоваться не только в электромобилях, но и в системах хранения энергии. Что делает их такими перспективными и почему именно натрий может стать будущим автомобильной энергетики — разбираемся подробно.

Новая глава в эволюции аккумуляторов

Еще недавно натрий-ионные аккумуляторы воспринимались как экспериментальная разработка. Однако ситуация меняется: по данным форума по развитию цепочки поставок и стандартов для этого типа батарей, технология выходит на промышленный уровень.

"Пока о полной замене литий-ионных аккумуляторов натрий-ионными речи не идет, однако новый тип батарей создаст дифференцированную конкуренцию", — отметил академик Китайской академии наук и профессор Университета Цинхуа Ли Цзинхун.

Эксперт объяснил, что натрий-ионные батареи обладают рядом преимуществ: высокой выходной мощностью, устойчивостью к низким температурам, безопасностью и доступной себестоимостью. Всё это делает их подходящими для использования в электрокарах и гибридных системах, а также в классических пусковых аккумуляторах, где десятилетиями доминировали свинцово-кислотные модели.

Почему автопроизводители переключают внимание

Главный фактор — нестабильность цен на литий и другие редкие металлы. Производители стремятся снизить зависимость от дорогих ресурсов, при этом сохранив или даже улучшив характеристики аккумуляторов. 2026 год уже называют точкой отсчета нового технологического этапа, когда натрий-ионные батареи начнут массово использоваться в автоиндустрии.

Что изменится для отрасли:

  • электрокары и гибриды подешевеют в производстве;
  • снизится риск возгораний;
  • уменьшится зависимость от кобальта, никеля и лития.

Натрий, в отличие от лития, встречается повсюду: он содержится в морской воде и обычной поваренной соли. Это шестой по распространенности элемент земной коры, а значит, дефицита не предвидится. Запасов натрия хватит на сотни лет — в то время как литий может закончиться уже через полтора века.

Сравнение батарей

Параметр Литий-ионные Натрий-ионные
Энергоплотность высокая средняя (до 175 Вт⋅ч/кг)
Стоимость высокая низкая
Температурная устойчивость средняя отличная (до -40°C)
Безопасность подвержены перегреву устойчивы к возгоранию
Ресурс циклов 2-3 тыс. более 3 тыс.
Утилизация сложная экологичнее и дешевле

Как работает технология

Принцип действия натрий-ионных батарей схож с литиевыми: ионы перемещаются между электродами через электролит. Но в отличие от лития, натрий взаимодействует с растворителем гораздо слабее, поэтому электролит не густеет на холоде. Это и объясняет, почему такие батареи без проблем работают даже при -40 °C.

1. Устойчивость к морозу

Компания CATL уже создала натрий-ионную батарею, которая сохраняет эффективность в экстремальном холоде. У литиевых аналогов в таких условиях падает мощность, увеличивается время зарядки и возрастает внутреннее сопротивление.

2. Повышенная безопасность

Такие аккумуляторы почти не горят. Использование менее активных компонентов снижает риск термического разгона — эффекта, когда батарея перегревается и воспламеняется. Даже при температурах до +90 °C натриевые элементы остаются стабильными.

3. Экономичность и экологичность

Производить натрий-ионные аккумуляторы можно на тех же заводах, что и литиевые — перенастройка оборудования не требуется. Это резко снижает себестоимость. При этом такие батареи легче, служат дольше и проще утилизируются.

Советы: как выбрать аккумулятор для электрокара

  • Проверяйте рабочий температурный диапазон — чем шире, тем лучше.
  • Смотрите на количество циклов заряда-разряда: для современных моделей оптимум — от 3000 циклов.
  • Обращайте внимание на плотность энергии: у натриевых батарей показатель уже достигает 175 Вт⋅ч/кг.
  • Для северных регионов выбирайте модели с подтвержденной морозоустойчивостью (CATL, HiNa Battery).
  • Не переплачивайте за литий, если вы планируете эксплуатацию в умеренном климате — натрий уже способен заменить его.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

• Ошибка: ориентироваться только на емкость аккумулятора.
→ Последствие: потеря эффективности зимой.
→ Альтернатива: выбирать модели с низкотемпературным электролитом (на натриевой основе).

• Ошибка: покупать самые дешевые батареи неизвестных брендов.
→ Последствие: низкое качество и риск возгорания.
→ Альтернатива: продукция CATL, BYD или Haina Technology.

• Ошибка: игнорировать параметры зарядного устройства.
→ Последствие: деградация ячеек.
→ Альтернатива: использовать "умные" зарядки с контролем тока.

А что если натрий заменит литий

Вполне возможно, что к концу десятилетия именно натрий станет основой для большинства аккумуляторов массового сегмента. Он дешевле, безопаснее и экологичнее, а его энергетическая плотность уже близка к литиевым решениям.

"Натрий-ионные аккумуляторы уже прошли путь до ранней стадии коммерциализации", — отметил генеральный директор Beijing Zhongke Haina Technology Co. Ли Шуцзюнь.

По его словам, в течение ближайших лет стоимость таких батарей может снизиться почти вдвое. Уже существуют образцы с плотностью энергии 165 Вт·ч/кг, рассчитанные на 10 000 циклов и устойчивые в диапазоне от -40 °C до +45 °C, пишет РБК.

FAQ

Как выбрать натрий-ионный аккумулятор для гибрида?
Ориентируйтесь на характеристики мощности и диапазон температур. Для городских машин подойдет емкость 30-40 кВт·ч.

Сколько стоят такие батареи?
По прогнозам экспертов, их цена в 2026 году будет вдвое ниже литиевых аналогов, приблизившись к уровню свинцово-кислотных.

Что лучше для электромобиля — литий или натрий?
Если приоритет — дальность хода, литий пока впереди. Но для повседневной езды, особенно в холодных регионах, натрий — оптимальный выбор.

Мифы и правда

Миф: натрий-ионные батареи недолговечны.
Правда: их ресурс превышает 3000 циклов при 80 % емкости.

Миф: они не подходят для электрокаров.
Правда: уже сегодня серийно выпускаются модели с запасом хода более 500 км.

Миф: технология слишком новая и непроверенная.
Правда: компании CATL и Haina Battery уже производят такие аккумуляторы промышленными партиями.

3 интересных факта

  • Электромобиль с натрий-ионной батареей может заряжаться до 80 % всего за 15 минут.
  • Морская соль — потенциальный источник сырья для будущих аккумуляторов.
  • По прогнозам Bloomberg, к 2030 году натрий-ионные батареи займут до 25 % мирового рынка хранения энергии.

Исторический контекст

Первые опыты с натриевыми элементами проводились еще в 1970-е годы, но тогда материалы не позволяли достичь нужной стабильности. Прорыв произошел после 2019 года, когда китайские инженеры разработали новые катодные соединения и электролиты. Это открыло путь к серийному производству и сделало технологию конкурентоспособной.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Импорт подержанных машин из Китая достиг 9,9 тысячи сегодня в 23:10
Ещё вчера брали японки, а сегодня — китайки: подержанные авто взяли реванш

Импорт подержанных автомобилей из Китая вырос почти в четыре раза за год. Toyota, Honda и Volkswagen лидируют, а доля китайских поставок превысила 20% от общего объёма.

Читать полностью »
Правила хранения резины: сухое помещение и защита от ультрафиолета сегодня в 22:58
Как хранить резину, чтобы она прожила вдвое дольше — без специальных средств

Как продлить жизнь автомобильных шин и избежать их деформации за время хранения? Разбираемся, где, как и в чём хранить резину, чтобы она осталась как новая.

Читать полностью »
ГОСТ: гарантийный срок службы шин составляет 5 лет с момента покупки сегодня в 14:54
Шины по ГОСТу: когда их менять, чтобы не рисковать ни деньгами, ни безопасностью

Как понять, что шины больше не справляются со своей задачей, и почему даже внешне целая резина может быть опасна на дороге — объясняем подробно.

Читать полностью »
Неожиданная поломка ШРУСа причиняет массу проблем сегодня в 13:47
Машина прощает многое, но не это: ошибка, после которой ремонт становится вопросом времени

Узнайте, что скрывается за странным словом "ШРУС" и почему эту деталь так боятся опытные автовладельцы. Как распознать её скорую поломку и избежать дорогого ремонта.

Читать полностью »
Автоэксперт: машину нужно проверить перед зимой и подготовить к морозам сегодня в 12:28
Российская зима против машины: как не проиграть этот бой

Российская зима требует особого ухода за автомобилем. Эксперты рассказали, как правильно подготовить машину к морозам, чтобы избежать поломок и продлить срок службы.

Читать полностью »
После загорания лампочки топлива автомобиль может проехать до 120 км сегодня в 11:57
Многие думают, что запас ещё есть, но лампочка топлива скрывает опасную ловушку

После загорания лампочки топлива автомобиль может проехать до 120 км, но частая езда с пустым баком приводит к поломкам системы подачи.

Читать полностью »
Специалисты рассказали, как условия хранения влияют на срок службы зимних шин сегодня в 10:01
Шины стареют, даже если не ездят: скрытая опасность, о которой забывают водители

Производители шин предупреждают: даже при идеальном хранении зимняя резина теряет свои свойства уже через четыре сезона — узнайте, как продлить срок службы.

Читать полностью »
Ремонт за 15 минут: как убрать треск и шум автомобильной печки сегодня в 9:49
Печка начала шуметь: простой способ вернуть тепло в салон и не потратить ни рубля на ремонт

Осенью печка — ключевой элемент комфорта и безопасности в автомобиле. Эксперты объяснили, как распознать неисправность мотора отопителя, устранить шум и избежать дорогостоящего ремонта.

Читать полностью »