
Ржавые сокровища Плюшкина: автозаводы превратились в кладбища новых машин
Склады российских автозаводов сегодня напоминают сцены из постапокалиптических фильмов — ряды новеньких, но никому не нужных машин медленно покрываются пылью. Парадокс: при тотальном старении автопарка страны (70% машин старше 10 лет) дилеры не могут продать сотни тысяч свежих экземпляров. Виной всему — государственная политика, которая, желая поддержать отечественного производителя, добилась прямо противоположного эффекта.
Авторынок переживает худший кризис за последние десятилетия. Продажи рухнули на 27%, четыре автозавода отправили сотрудников в вынужденные отпуска, а дилеры массово разоряются. При этом на стоянках ржавеет от 500 до 700 тысяч непроданных автомобилей — зловещая цифра, которая продолжает расти.
Дорогие поборы — дешевые результаты
Главными "душителями" рынка стали непомерные таможенные платежи и утильсбор, которые иногда увеличивают стоимость машины в 2,5-3 раза. Министр промышленности Алиханов гордо заявляет о планах полностью закрыть импорт мощных иномарок к 2030 году. Но что получаем взамен? "АвтоВАЗ", вместо ожидаемого бума, сокращает рабочие недели и готовится урезать зарплаты на 20%.
Ирония судьбы: пока чиновники хвастаются "импортозамещением", россияне массово скупают 20-летний автохлам. За первое полугодие 2025 года таких "колесниц смерти" продано 563 тысячи — они не только отравляют воздух, но и в разы опаснее в авариях. Власти, словно гоголевский Плюшкин, копят бессмысленные богатства на складах, пока реальные потребности населения остаются неудовлетворенными.
Провальные новинки и призрачные перспективы
Особенно показателен провал долгожданной "Искры" от АвтоВАЗа. После десяти лет ожиданий и мощной рекламной кампании новинка не вызвала ажиотажа. Кто захочет платить 1,6-1,8 млн рублей за устаревшую платформу с барабанными тормозами и разгоном до "сотни" за 13,8 секунды?
Не лучше дела и у "Москвича" — убытки в 8 млрд рублей и жалкие 7,4 тысячи проданных машин за полгода. Грядущий электромобиль "Атом" вряд ли изменит ситуацию: продажи локализованного Evolute i-PRO составляют всего 100 штук в месяц по всей России.
Тупиковая политика
Средний возраст автомобилей в России продолжает расти — уже 15,5 лет против 14 лет три года назад. Для нормального обновления парка нужно продавать 2,5-3 млн машин в год, но в 2025 году показатель едва ли превысит 1 млн.
Единственный выход — радикальный пересмотр фискальной политики. Но пока чиновники продолжают играть в "импортозамещение", миллионы россиян вынуждены рисковать жизнью в старых, небезопасных автомобилях. Ирония в том, что желая создать "автомобильную сверхдержаву", власти получили "ржавое королевство Плюшкина" — с амбарами, полными ненужного добра, и нищими крестьянами.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru