флаг ссср
флаг ссср
Дмитрий Толстенёв Опубликована 21.09.2025 в 4:04

Покупали из-под полы и переплачивали втрое — но оно того стоило: эти машины были нарасхват у советских водителей

В 1980-х в СССР появились доступные иномарки из стран соцлагеря

Для большинства жителей СССР личный автомобиль был мечтой, а иномарка — чем-то из разряда сказки. Однако даже за железным занавесом некоторые автомобили всё же пробивались в страну. Большинство из них — через Восточную Европу, где автопром работал на социалистический рынок. Эти машины удивляли, восхищали, а иногда и пугали своей необычностью.

Что приезжало и кто мог это купить

Иномарки в Союз попадали несколькими путями:

. через поставки для служебных нужд
. по линии личных закупок для дипломатов, командировочных и военных
. "с рук" — подержанные машины по знакомству
. через Восточный блок — те же "Жигули", возвращённые из-за границы

Порой такие авто стоили вдвое дороже "Волги", но статус обладателя компенсировал всё. Ниже — самые яркие представители иномарок на советских дорогах.

Топ-8 машин, которых не ждали — но запомнили

1. Tatra 613
Представительская "чешка" с двигателем V8 и разгонной динамикой до 190 км/ч. Продавалась только "с рук", и стоила, как две "Волги". Роскошь для избранных.

2. Skoda 1201/1202
Фургончики и универсалы, которые часто использовались как "скорая" или грузовик. После списания попадали в руки автослесарей, становились семейными машинами.

3. Застава 750
Копия Fiat 600 из Югославии. Крошечный трёхдверный авто мощностью 25 л. с. попадал в СССР через командировочных — диковинка, которой удивляли весь двор.

4. Trabant
Герой ГДР и анекдотов. Авто с пластиковым кузовом и двухтактным мотором. Лёгкий, шумный и узнаваемый. В Союзе его называли "четырёхместным мотоциклом с крышей".

5. Wartburg 353/1.3
Вариант восточногерманского "Запорожца". Сначала — двухтактник, позже — версия с мотором от VW. Приезжал в СССР с демобилизованными офицерами.

6. Nysa
Польский фургон на базе "Победы". Выглядел комично, но был надёжен и вынослив. Использовался как транспорт для милиции, почты, медиков. До сих пор встречается в рабочем состоянии.

7. FSC Zuk
Микроавтобус, прозванный "колорадским жуком" за раскраску первого экземпляра. Универсальная рабочая машина, поставлявшаяся в Союз вплоть до 1990-х.

8. Экспортные "Жигули"
Lada Nova, Signet и другие экспортные версии "копеек" и "пятёрок". Отличались фарами, салоном, приборкой. Иногда попадали обратно в Союз — даже с правым рулём.

Плюсы и минусы

Иномарки из соцлагеря Плюсы Минусы
Уникальность Выделялись из массы отечественных авто Проблемы с запчастями и ремонтом
Качество сборки Часто лучше советских аналогов Доступны только ограниченному кругу
Импортные "Жигули" Лучшая шумоизоляция, оптика, салон Реже встречались, сложнее обслуживать

Сравнение моделей

Модель Страна Мощность Доступность в СССР
Tatra 613 Чехословакия 168 л. с. Только для избранных
Zastava 750 Югославия 25 л. с. Через командировочных
Trabant ГДР 26 л. с. Небольшими партиями
Wartburg 353 ГДР 57 л. с. В основном у военных
Skoda 1201 Чехословакия 47 л. с. Как служебный транспорт
Zuk / Nysa Польша до 70 л. с. Использовались массово

Советы шаг за шагом

  1. Хочешь редкую иномарку в СССР? Придётся быть офицером, артистом или работником посольства.

  2. Самый реалистичный путь — купить подержанный экземпляр через знакомых.

  3. Запчасти придётся искать через "радио Сарафан" — официального канала не было.

  4. Лучше выбирать авто, которые были в служебных автопарках — на них ещё можно найти документацию.

  5. "Экспортный" ВАЗ — лучший компромисс: знакомая конструкция + приятные улучшения.

Мифы и правда

Миф: иномарки в СССР были только у дипломатов.
Правда: их могли получить и автослесари, и офицеры, и даже простые граждане — с правильными связями.

Миф: экспортные "Жигули" отличались только эмблемой.
Правда: отличий было много — от фар до подвески и качества отделки.

Миф: все иномарки были лучше "Жигулей".
Правда: не всегда — многие восточноевропейские авто были проще, шумнее, слабее.

FAQ

Почему в СССР так мало было иномарок?
Их ввоз ограничивался государством. Доступ был только у узкой группы лиц.

Какая иномарка была самой мощной?
Tatra 613 — 3.5 литра, 190 км/ч. Аналогов в СССР не было.

Можно ли было легально купить иномарку?
Да, но почти всегда — через вторичный рынок или при возвращении из заграничной командировки.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

Ошибка: купить иномарку без доступа к запчастям.
Последствие: простаивающая машина в гараже.
Альтернатива: выбирать модели, которые обслуживались в СССР (например, Skoda или Zuk).

Ошибка: надеяться, что экспортный ВАЗ — тот же самый.
Последствие: сложности с заменой деталей.
Альтернатива: заранее изучать комплектацию и особенности сборки.

Ошибка: ожидать от Trabant или Zastava уровня Mercedes.
Последствие: разочарование и насмешки соседей.
Альтернатива: относиться к машине как к историческому артефакту — и получать удовольствие.

А что если…

А что если иномарка досталась от родственников — но в плохом состоянии?
Такие авто — сейчас коллекционная редкость. Если есть возможность — восстановите. В Европе уже сформировался устойчивый интерес к машинам из Восточного блока 1960-80-х годов. Некоторые модели стоят дороже, чем современные седаны.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Спирт или раствор соли помогут при примёрзших дворниках сегодня в 8:07
Перестал поднимать щётки и начал делать так: одна минута — и дворники не примерзают всю зиму

Многие водители поднимают дворники зимой, думая, что это спасает от примерзания. На деле привычка вредна — есть более эффективные и безопасные способы защиты.

Читать полностью »
Зола помогает выехать на скользком зимнем подъеме — портал сегодня в 6:56
Скользкий подъем больше не ловушка: деревенский трюк превращает зимнюю дорогу в послушный аттракцион

Простой деревенский лайфхак помогает водителям без усилий справляться со скользкими подъемами. Почему зола в багажнике способна выручить в любой зимний день?

Читать полностью »
Манера вождения и засоры в системе вызывают перерасход топлива — эксперт Петров сегодня в 5:52
Машина ест бензин как голодный зверь: способна удвоить расход мелкая деталь — её даже не замечают

Почему растёт расход топлива даже у исправного автомобиля: влияние бензина, стиля вождения и скрытых неисправностей, о которых рассказал эксперт Pravda.Ru.

Читать полностью »
Отсутствие колпачка на клапане ускоряет утечку воздуха — Car and Motor сегодня в 4:27
Шины теряют давление тише шёпота: простой лайфхак с колпачками избавляет от скрытых утечек и лишнего расхода

Мало кто знает, что безопасность шин зависит не только от протектора, но и от клапанов. Цвет колпачка способен рассказать, чем наполнена ваша шина.

Читать полностью »
Чёрные точки на лобовом стекле защищают клей от солнца — beachclub-allerseits сегодня в 2:22
Лобовое стекло скрывает умную защиту: чёрные точки на кромке работают лучше любого антиблика и фильтра

Неброские черные точки по краю лобового стекла скрывают продуманную инженерную технологию. Они защищают, укрепляют и продлевают срок службы автомобиля.

Читать полностью »
Качественные секретки уберегут колёса автомобиля от воров сегодня в 0:02
Эти 3 ошибки при парковке делают ваш автомобиль легкой добычей: большинство водителей совершают их каждый вечер

Автовладельцы до сих пор рискуют остаться без колёс. Как современные методы — от секреток до датчиков — помогают сохранить шины и диски от кражи.

Читать полностью »
Хозяйственное мыло заменяет автохимию в уходе за авто — канал Горбунова вчера в 22:59
Так экономят только самые хитрые автовладельцы: это средство работает там, где ждут только химию

Обычный брусок хозяйственного мыла способен заменить несколько видов автохимии. Разбираем неожиданные способы его применения, которые экономят бюджет.

Читать полностью »
Слишком густое масло вызывает перегрев и образование нагара — автомеханики вчера в 20:43
Мастера улыбаются, а фильтр остаётся старым: быстрый способ заметить подмену и не дать себя обмануть

Механик рассказал, какие ошибки совершают водители и сервисы при замене моторного масла, и как не попасть на обман, сохранив ресурс двигателя.

Читать полностью »