
Разбираем бессмысленные цифры — они скрывают секреты советских машин
Когда смотришь на советские автомобильные индексы, кажется, что перед тобой хаос из цифр, созданный генератором случайных чисел. На самом деле, всё гораздо сложнее: начиная с 1945 года, после окончания Второй мировой войны, страна решила навести порядок в нумерации машин. До этого каждое предприятие присваивало модели номера на своё усмотрение, и единственное правило было простое — чисел было немного, и путаница никого особо не волновала.
Первая осмысленная нумерация
Переломный момент наступил, когда специалисты Межзаводского бюро техдокументации под руководством Самуила Челова создали первую трехзначную систему индексации. Каждому заводу был выделен диапазон чисел, исходя из мощностей предприятия. Например, ГАЗ получил 1-99, ЗиЛ — 100-199. Модели нумеровались строго по порядку, включая экспериментальные образцы, а при передаче проекта другому заводу сохранялся числовой индекс, менялась только буква.
Шифр с смыслом
В 1966 году систему решили модернизировать. Новая нумерация стала ГОСТом "025 270-66", действующим и по сей день. В ней первая цифра обозначает класс машины по объему двигателя или массу/длину у грузовиков и автобусов, вторая — тип транспортного средства. Следующие цифры показывают заводской номер модели, модификацию и экспортное исполнение. То есть теперь за кажущимся "нагромождением" скрывается полноценная карта характеристик машины.
Цифры как язык
Сегодня для непосвященного "2106" или "53213" могут быть просто набором чисел, но для тех, кто знает систему, каждая цифра рассказывает историю: от размеров двигателя до типа кузова. Система оказалась настолько удачной, что используется уже почти 60 лет, помогая упорядочивать автопроизводство и хранить информацию, которую на первый взгляд невозможно прочесть.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru