
Создавали шедевр — потом уничтожили роскошь: судьба советской Чайки
ГАЗ-14 с момента своего появления на дорогах СССР был не для всех. Машина предназначалась исключительно для высокопоставленных чиновников, директоров крупных предприятий и руководителей военных подразделений. Её использовали в правительственных кортежах, встречая иностранных гостей, а обычный гражданин мог лишь мечтать о такой "роскоши на колёсах". Подготовка к серийному выпуску затянулась почти на десять лет: конструкторы тщательно доводили каждую деталь, не торопясь с запуском конвейера.
Долгожданная премьера
Разработка стартовала ещё в 1967 году под руководством Александра Просвирнина, и к 1977 году автомобиль наконец добрался до производства. Новая "Чайка" стала наследницей ГАЗ-13, но конструкция претерпела серьезные изменения: двигатель получил 220 лошадиных сил и два карбюратора, появилась электронная система зажигания, обновленные система охлаждения и смазки. Автоматическая коробка передач осталась прежней, но подвеска, безопасность, дизайн кузова и салон заметно улучшились.
Роскошь с кнопкой
ГАЗ-14 удивляла не только мощностью. Машина обзавелась сервоприводами, позволяющими поднимать и опускать стекла, антенну и противотуманные фары. Центральный замок, подогрев всех стёкол и струйные очистители фар делали "Чайку" настоящим технологическим чудом своего времени. И всё это — в пределах советской реальности, где такие удобства большинству населения были недоступны.
Конец эпохи
Несмотря на успех и престиж, проект свернули в 1988 году. Инициатива была частью кампании по "борьбе с привилегиями", и десятки "Чаек" так и остались символом недосягаемой роскоши. Сегодня эти машины ценятся коллекционерами, а история ГАЗ-14 напоминает, что иногда шедевры создают не для того, чтобы ими пользовались, а чтобы ими восхищались.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru