Жигули
Жигули
Дмитрий Толстенёв Опубликована 19.09.2025 в 14:59

Пять раз ВАЗ почти прыгнул выше головы — но что-то каждый раз шло не так: недофлагманы из прошлого

ВАЗ-2110 Опытный появился ещё в 1985 году как задел для будущей десятки

Каждый автопроизводитель рано или поздно стремится создать флагман — модель, которая станет лицом компании, покажет технологический уровень и привлечёт внимание по всему миру. Но не у всех получается. История ВАЗа — яркий пример. Завод пытался, порой очень амбициозно, сделать "ту самую" машину. Но на деле всё оборачивалось затянутыми разработками, техническими трудностями и вечным "почти получилось".

ВАЗ-2110 "Опытный"

Эта модель появилась ещё в 1985 году как задел для будущей "десятки". По задумке, это должен был быть автомобиль, который выведет ВАЗ на новый уровень: просторный, современный, с отличной аэродинамикой. Увы, в те времена на разработку машины у ВАЗа уходило по 10-12 лет, а не 3-4, как у конкурентов. В результате к моменту выпуска концепт устарел, и от флагмана остались только воспоминания.

ВАЗ-2108 "Тарга"

Этот кабриолет создали в 1988 году на базе "восьмерки". Конструкция с жёсткой центральной стойкой и съёмной крышей навевает ассоциации с Porsche Targa. Проект выглядел смело и свежо, но инженерной базы для такой глубокой переделки у ВАЗа не хватило. В серию "Тарга" так и не пошла, а идея канула в Ладу прошлого.

Lada Peter Turbo

В 1998 году появилась попытка выйти на уровень дизайнерского флагмана. Lada Peter Turbo получила интересные формы, необычную аэродинамику и даже турбированный мотор. Но автомобиль остался лишь концептом: публика не оценила, а сама компания не смогла продвинуть его дальше выставок.

Project C

Один из самых загадочных проектов ВАЗа. О нём слышали единицы. В 2007 году Project C задумывался как современный, стильный и мощный автомобиль, способный конкурировать с иномарками. Но с самого начала проект буксовал: не хватало бюджета, управленческих решений, технологий. В итоге всё завершилось на уровне опытных экземпляров.

Lada C-Cross Concept

Пожалуй, самый современный флагман из несостоявшихся. Проектировали его уже с оглядкой на рынок кроссоверов. Машина выглядела современно, уверенно и даже стильно. Концепт показали на выставках, но до производства руки не дошли. Как итог — ещё одна потерянная возможность.

Плюсы и минусы несостоявшихся флагманов

Плюсы Минусы
Дизайнерская смелость и нестандартные решения Почти все проекты не доводились до рынка
Некоторые из моделей опережали время Часто страдали от затянутой разработки и устаревания идей
Показывали, что у ВАЗа были амбиции Лимит бюджета, нехватка компетенций и слабый маркетинг
Давали надежду на прорыв внутри страны Модели оставались лишь концептами без массовой поддержки

Сравнение: реальный флагман против несостоявшихся

Параметр Lada Vesta (выпущен) Lada Peter Turbo (концепт)
Пошёл в серию Да Нет
Дизайн Современный, но сдержанный Смелый, экспериментальный
Уровень оснащения Средний Концептуальный, выше среднего
Перспективы на экспорт Присутствуют Не рассматривались
Имидж внутри страны Стабильный "Легенда, которую не дали шансу"

Советы шаг за шагом: если бы запускали сегодня

  1. Чёткий маркетинг: флагман должен не просто быть — он должен "продавать лицо бренда".

  2. Сроки разработки: никаких 10 лет — максимум 3 года от концепта до серийной модели.

  3. Рынок сбыта: ориентироваться не только на СНГ, но и на развивающиеся рынки.

  4. Команда: подключать внешних дизайнеров и инженеров, если не хватает внутренней экспертизы.

  5. Доступность: даже флагман должен быть доступен массовому покупателю, иначе он останется витриной.

Мифы и правда

  • Миф: ВАЗ никогда не пытался делать крутые машины.
    Правда: пытался, и неоднократно. Просто не доводил до финала.

  • Миф: флагман — это всегда люкс.
    Правда: флагман — это лицо бренда, не обязательно элитное, но самое представительное.

  • Миф: у ВАЗа не было технологий для амбициозных проектов.
    Правда: были заделы, не было политической воли и устойчивой стратегии.

FAQ

Какой из проектов был ближе всего к серии?
Скорее всего, Lada C-Cross Concept — он был современным и соответствовал трендам.

Почему ВАЗ не доводил проекты до конца?
Комбинация из нехватки бюджета, бюрократии, затянутости процессов и отсутствия поддержки.

Могли бы эти флагманы изменить репутацию ВАЗа?
Возможно, при должной реализации хотя бы одного проекта — это повлияло бы на имидж бренда.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: постоянно начинать проекты, но не доводить их до рынка.
    Последствие: снижение доверия, отставание от конкурентов.
    Альтернатива: запускать меньше проектов, но доводить каждый до серийного выпуска.

А что если…

А что если бы хотя бы одна из этих моделей вышла на рынок в своё время? ВАЗ мог бы получить новую репутацию — не просто "автомобиля на каждый день", а компании, способной на технологический рывок. И, возможно, история бренда пошла бы совсем по-другому.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Коррозия и реагенты названы главными врагами глушителя — автомеханики сегодня в 10:04
Выхлопная система подаёт тревожный знак: дребезг и хлопки указывают на износ, который ремонтом не всегда спасти

Если глушитель начал греметь, хлопать или пропускать газы, действовать нужно сразу. Разбираемся, когда поможет заплатка, а когда без замены детали не обойтись.

Читать полностью »
Спирт или раствор соли помогут при примёрзших дворниках сегодня в 8:07
Перестал поднимать щётки и начал делать так: одна минута — и дворники не примерзают всю зиму

Многие водители поднимают дворники зимой, думая, что это спасает от примерзания. На деле привычка вредна — есть более эффективные и безопасные способы защиты.

Читать полностью »
Зола помогает выехать на скользком зимнем подъеме — портал сегодня в 6:56
Скользкий подъем больше не ловушка: деревенский трюк превращает зимнюю дорогу в послушный аттракцион

Простой деревенский лайфхак помогает водителям без усилий справляться со скользкими подъемами. Почему зола в багажнике способна выручить в любой зимний день?

Читать полностью »
Манера вождения и засоры в системе вызывают перерасход топлива — эксперт Петров сегодня в 5:52
Машина ест бензин как голодный зверь: способна удвоить расход мелкая деталь — её даже не замечают

Почему растёт расход топлива даже у исправного автомобиля: влияние бензина, стиля вождения и скрытых неисправностей, о которых рассказал эксперт Pravda.Ru.

Читать полностью »
Отсутствие колпачка на клапане ускоряет утечку воздуха — Car and Motor сегодня в 4:27
Шины теряют давление тише шёпота: простой лайфхак с колпачками избавляет от скрытых утечек и лишнего расхода

Мало кто знает, что безопасность шин зависит не только от протектора, но и от клапанов. Цвет колпачка способен рассказать, чем наполнена ваша шина.

Читать полностью »
Чёрные точки на лобовом стекле защищают клей от солнца — beachclub-allerseits сегодня в 2:22
Лобовое стекло скрывает умную защиту: чёрные точки на кромке работают лучше любого антиблика и фильтра

Неброские черные точки по краю лобового стекла скрывают продуманную инженерную технологию. Они защищают, укрепляют и продлевают срок службы автомобиля.

Читать полностью »
Качественные секретки уберегут колёса автомобиля от воров сегодня в 0:02
Эти 3 ошибки при парковке делают ваш автомобиль легкой добычей: большинство водителей совершают их каждый вечер

Автовладельцы до сих пор рискуют остаться без колёс. Как современные методы — от секреток до датчиков — помогают сохранить шины и диски от кражи.

Читать полностью »
Хозяйственное мыло заменяет автохимию в уходе за авто — канал Горбунова вчера в 22:59
Так экономят только самые хитрые автовладельцы: это средство работает там, где ждут только химию

Обычный брусок хозяйственного мыла способен заменить несколько видов автохимии. Разбираем неожиданные способы его применения, которые экономят бюджет.

Читать полностью »