
Экономия или мощность? Секреты выбора двигателя, которые сберегут ваш бюджет
Спросите у автовладельца, какой объём двигателя у его машины — он ответит не задумываясь. А вот госномер вспомнит не сразу. Литраж мотора — одна из ключевых характеристик автомобиля, но знаем ли мы, что на самом деле скрывается за этими цифрами?
Как устроен рабочий объём двигателя
Рабочий объём — это не просто абстрактная цифра в технических характеристиках. Он напрямую влияет на мощность, динамику разгона и даже расход топлива. Но как его рассчитывают?
Всё начинается с работы поршней в цилиндрах. Когда топливная смесь (воздух + бензин или дизель) воспламеняется, она толкает поршень вниз. Пространство, которое он проходит между верхней и нижней мёртвыми точками (ВМТ и НМТ), и есть рабочий объём одного цилиндра.
Чтобы узнать общий объём двигателя, нужно:
Рассчитать объём одного цилиндра (по формуле πr² x h, где r — радиус, а h — ход поршня).
Умножить результат на количество цилиндров.
Интересный факт: в США объём двигателя иногда указывают в кубических дюймах (cid), а не в литрах. Например, знаменитый 5.0-литровый мотор Ford Mustang там обозначается как "302 cid".
Полный объём и степень сжатия: в чём разница
Помимо рабочего, есть ещё полный объём цилиндра — это сумма рабочего пространства и камеры сгорания (где остаётся топливо при верхнем положении поршня). На основе этих данных вычисляют степень сжатия — важный параметр, влияющий на КПД двигателя.
У бензиновых моторов степень сжатия обычно 9:1 — 12:1.
У дизельных — 17:1 — 20:1 (поэтому они экономичнее).
Чем выше степень сжатия, тем эффективнее сгорает топливо, но и тем выше требования к его качеству.
Больше литров — больше мощности
Логика проста: чем больше объём цилиндров, тем больше топливной смеси можно сжечь за один цикл. А значит — выше мощность. Но есть нюансы:
Современные технологии позволяют снимать больше лошадиных сил с меньшего объёма. Например, 1.4-литровый турбированный двигатель может быть мощнее атмосферного 1.8-литрового.
100 лет назад 2.9-литровый мотор Ford T выдавал всего 20 л. с., а сегодня аналогичный объём даёт 200-300 л. с. в спортивных авто.
Классификация автомобилей по литражу
В России машины традиционно делят на четыре категории:
- Микролитражные (до 1.1 л) — компактные городские модели (до 100 л. с.).
- Малолитражные (1.2-1.7 л) — оптимальны для повседневной езды (100-150 л. с.).
- Среднелитражные (1.8-3.5 л) — мощные седаны и кроссоверы (до 250 л. с.).
- Крупнолитражные (от 3.6 л) — премиальные и спортивные авто (300+ л. с.).
Почему литраж влияет на цену и налоги
В некоторых странах (например, в Китае) транспортный налог зависит от объёма двигателя. В России сейчас учитывают лошадиные силы, но таможенные пошлины на импортные авто всё ещё привязаны к "кубикам".
Производители часто позиционируют объёмные моторы как признак статуса — отсюда и высокая цена. Хотя себестоимость производства 2.0-литрового двигателя ненамного выше, чем 1.6-литрового.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru