Двигатель
Двигатель
Антон Василюк Опубликована 10.08.2025 в 0:17

Экономия или мощность? Секреты выбора двигателя, которые сберегут ваш бюджет

Как определяется рабочий объем двигателя и почему он важен

Спросите у автовладельца, какой объём двигателя у его машины — он ответит не задумываясь. А вот госномер вспомнит не сразу. Литраж мотора — одна из ключевых характеристик автомобиля, но знаем ли мы, что на самом деле скрывается за этими цифрами?

Как устроен рабочий объём двигателя

Рабочий объём — это не просто абстрактная цифра в технических характеристиках. Он напрямую влияет на мощность, динамику разгона и даже расход топлива. Но как его рассчитывают?

Всё начинается с работы поршней в цилиндрах. Когда топливная смесь (воздух + бензин или дизель) воспламеняется, она толкает поршень вниз. Пространство, которое он проходит между верхней и нижней мёртвыми точками (ВМТ и НМТ), и есть рабочий объём одного цилиндра.

Чтобы узнать общий объём двигателя, нужно:

Рассчитать объём одного цилиндра (по формуле πr² x h, где r — радиус, а h — ход поршня).

Умножить результат на количество цилиндров.

Интересный факт: в США объём двигателя иногда указывают в кубических дюймах (cid), а не в литрах. Например, знаменитый 5.0-литровый мотор Ford Mustang там обозначается как "302 cid".

Полный объём и степень сжатия: в чём разница

Помимо рабочего, есть ещё полный объём цилиндра — это сумма рабочего пространства и камеры сгорания (где остаётся топливо при верхнем положении поршня). На основе этих данных вычисляют степень сжатия — важный параметр, влияющий на КПД двигателя.

У бензиновых моторов степень сжатия обычно 9:1 — 12:1.

У дизельных — 17:1 — 20:1 (поэтому они экономичнее).

Чем выше степень сжатия, тем эффективнее сгорает топливо, но и тем выше требования к его качеству.

Больше литров — больше мощности

Логика проста: чем больше объём цилиндров, тем больше топливной смеси можно сжечь за один цикл. А значит — выше мощность. Но есть нюансы:

Современные технологии позволяют снимать больше лошадиных сил с меньшего объёма. Например, 1.4-литровый турбированный двигатель может быть мощнее атмосферного 1.8-литрового.

100 лет назад 2.9-литровый мотор Ford T выдавал всего 20 л. с., а сегодня аналогичный объём даёт 200-300 л. с. в спортивных авто.

Классификация автомобилей по литражу

В России машины традиционно делят на четыре категории:

  • Микролитражные (до 1.1 л) — компактные городские модели (до 100 л. с.).
  • Малолитражные (1.2-1.7 л) — оптимальны для повседневной езды (100-150 л. с.).
  • Среднелитражные (1.8-3.5 л) — мощные седаны и кроссоверы (до 250 л. с.).
  • Крупнолитражные (от 3.6 л) — премиальные и спортивные авто (300+ л. с.).

Почему литраж влияет на цену и налоги

В некоторых странах (например, в Китае) транспортный налог зависит от объёма двигателя. В России сейчас учитывают лошадиные силы, но таможенные пошлины на импортные авто всё ещё привязаны к "кубикам".

Производители часто позиционируют объёмные моторы как признак статуса — отсюда и высокая цена. Хотя себестоимость производства 2.0-литрового двигателя ненамного выше, чем 1.6-литрового.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Оспорить штраф ГИБДД можно в течение 10 дней — автоюрист Лев Воропаев сегодня в 21:51
Фантомное нарушение: почему штраф приходит, даже если вы никуда не ездили

Автоюрист Лев Воропаев объяснил, как оспорить ошибочный штраф ГИБДД. Если нарушение зафиксировала камера или инспектор, жалобу нужно подавать в суд по месту их нахождения.

Читать полностью »
Блогер: установка заглушек на решётку радиатора может повредить двигатель сегодня в 20:38
Ошибка, которая стоит двигателя: почему не стоит перекрывать радиатор полностью

Картонка на радиаторе — пережиток прошлого, но для машин, созданных для тропиков, она порой становится спасением в мороз. Когда заглушка оправдана — в статье.

Читать полностью »
Грамотный уход за кузовом автомобиля поможет избежать коррозии сегодня в 19:56
Вы забудете о коррозии, если сделаете это: самые эффективные способы защиты авто

Советы по уходу за автомобилем помогут сохранить лакокрасочное покрытие в идеальном состоянии. Узнайте, как защитить кузов от солнца, грязи и механических повреждений.

Читать полностью »
Michelin, Continental и Goodyear выпускают прежние модели шин под другими марками сегодня в 18:45
Не ведитесь на азот и особые газы: правда о шинных мифах

Шинный рынок полон уловок — от “второй линии” под другими марками до платного азота в колёсах. Разбираем, где экономия реальна, а где маркетинговая иллюзия.

Читать полностью »
Автоэксперт Миронов назвал причины, по которым дизельные моторы долговечнее бензиновых сегодня в 16:35
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями

Автоэксперт Игорь Миронов объяснил, почему дизельные двигатели служат в полтора раза дольше бензиновых — их конструкция изначально рассчитана на высокие нагрузки и плавное сгорание топлива.

Читать полностью »
Bild: Volkswagen временно закрывает заводы в Германии из-за нехватки микрочипов сегодня в 15:32
Один поставщик остановил империю: как Nexperia поставила Volkswagen на паузу

Volkswagen вынужден останавливать конвейеры из-за дефицита чипов после конфликта вокруг Nexperia. Под угрозой инвестиции, рабочие места и планы концерна на 2026 год.

Читать полностью »
Механики раскрывают, как обслуживают собственные автомобили сегодня в 14:22
Ремонт превращается в испытание доверия: честность мастера теперь дороже любой детали

Бывший механик рассказывает, как мастера обслуживают собственные машины, почему не стоит бояться присадок и где проходит граница между экономией и халтурой.

Читать полностью »
Автомеханик Александр Демченко: превышение уровня масла на 0,5 литра способно повредить турбину сегодня в 13:35
Перелив всего на 200 мл может стоить тысячи: незаметная ошибка, которая убивает двигатель изнутри

Перелив масла кажется безобидной ошибкой, но избыток смазки вызывает вспенивание и перегрузку турбины. Почему это опасно и как избежать дорогостоящего ремонта.

Читать полностью »