
Сократили двери — выиграл каждый: секрет популярности Запорожца раскрыт
"Запорожец" навсегда вошёл в историю как один из самых массовых и узнаваемых советских седанов. Он подарил миллионам советских граждан радость владения собственным автомобилем, став настоящим "народным". Но сегодня разговор не столько о легенде на колёсах, сколько о его дверях. Весь модельный ряд, от ЗАЗ-965 до поздних ЗАЗ-966, выпускался только с двумя пассажирскими дверями, что превращало задних пассажиров в настоящих акробатов: каждый раз им приходилось пробираться через передний ряд.
От Москвича к запорожцу
Изначально прототип, известный как Москвич-444, разрабатывался в 1957 году на МЗМА и успешно прошёл испытания. Но поскольку завод был полностью занят выпуском Москвич-407, новый бюджетный седан передали запорожскому заводу "Коммунар". Так появился первый ЗАЗ-965, а уже к 1966 году на предприятии создали ЗАЗ-966 с множеством улучшений. Несмотря на различия между моделями, количество дверей оставалось неизменным — двумя.
Почему две — а не четыре
Причины оказались одновременно прагматичными и инженерными. Во-первых, автомобиль с меньшим числом дверей дешевле и проще в производстве, что облегчало задачу не только заводу, но и покупателю. Во-вторых, меньшая дверь повышала жесткость кузова, что улучшало управляемость, снижало вибрации и посторонние шумы. Любопытно, что многие европейские малолитражки того времени, вроде Fiat или Volkswagen, имели аналогичное решение.
Две двери, но счастливы все
С одной стороны, это создавало неудобства для задних пассажиров. С другой — делало "Запорожец" доступным, надёжным и даже немного забавным в повседневной эксплуатации. В итоге маленький седан с двумя дверями стал символом эпохи, а его дизайн оказался логичным компромиссом между экономикой и практичностью.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru