фура
фура
Антон Василюк Опубликована 27.08.2025 в 1:07

Скрытый враг на дороге: что отнимает силы у водителей даже быстрее, чем долгая дорога

Нормы труда и отдыха для водителей в 2025 году

Знаете ли вы, что профессиональный водитель не имеет права проводить за рулем более 9 часов в сутки? Это правило — не просто формальность, а жизненно важная норма, призванная защитить самого шофера, его пассажиров и всех участников дорожного движения. Усталость за рулем — коварный враг, который притупляет реакцию и может привести к трагедии. Именно для поддержания бдительности и был разработан строгий Режим труда и отдыха (РТО) — свод правил, регламентирующих, когда работать, а когда — обязательно восстанавливать силы.

Кому и зачем это нужно

Единые правила РТО обязательны для всех, кто профессионально занимается перевозками: будь то штатный сотрудник крупной транспортной компании, индивидуальный предприниматель или таксист на самозанятости. Их главная цель — снизить риски ДТП, вызванные человеческим фактором, а именно переутомлением.

Однако, для разных категорий водителей действуют slightly разные нормативные акты:

  1. Для сотрудников юрлиц и ИП — Приказ Минтранса РФ № 424.
  2. Для физических лиц (включая таксистов) — Постановление Правительства РФ N 908 и общие положения ПДД.

Интересный факт: вопреки распространенному мнению, не все водители обязаны соблюдать эти нормы. От них освобождены, например, военнослужащие на задании, водители оперативно-розыскных подразделений, курьеры федеральной фельдъегерской связи, а также те, кто управляет транспортом исключительно в пределах огражденной территории предприятия.

Жесткие лимиты: сколько можно быть за рулем

Законодательство устанавливает четкие временные рамки, нарушение которых карается штрафами.

Основные ограничения:

  1. В сутки — не более 9 часов за рулем. До 10 часов разрешено продлевать не чаще двух раз в течение одной недели.
  2. В неделю — максимальная продолжительность вождения не должна превышать 56 часов.
  3. За две недели — совокупное время вождения ограничено 90 часами.

Специальный перерыв: после 4,5 часов непрерывного вождения водитель обязан сделать паузу минимум на 45 минут. Этот перерыв засчитывается в рабочее время и может быть разбит на две части: сначала не менее 15 минут, а затем — не менее 30 минут.

Бывают и исключения

В соответствии с пунктом 6 Приказа Минтранса № 424, для некоторых категорий перевозок рабочая смена может быть официально увеличена до 12 часов. К ним относятся:

  • перевозки медицинских бригад и пациентов;
  • работа аварийно-спасательных и коммунальных служб;
  • таксомоторные перевозки;
  • инкассация;
  • регулярные городские и пригородные маршруты.

Важно: любое такое увеличение требует предварительного письменного согласия самого водителя и должно быть закреплено официальным приказом работодателя.

Не только работа: правила для отдыха

Отдых — такая же важная часть режима, как и работа. Он строго регламентирован.

Суточный отдых

После рабочего дня водитель должен иметь возможность непрерывно отдыхать не менее 11 часов. Этот период можно сократить до 9 часов, но не чаще трех раз между двумя недельными отдыхами.

Недельный отдых

Раз в семь дней шофер должен получить один длительный непрерывный перерыв продолжительностью не менее 45 часов. Один раз в две недели его разрешено сократить до 24 часов, но с условием, что "недостающие" часы будут компенсированы в течение последующих трех недель.

Перерыв на обед

Для водителей, оформленных по трудовому договору, также предусмотрен дополнительный перерыв для приема пищи и отдыха — от 30 минут до 2 часов.

Как ведется контроль и что грозит за нарушение

Учет рабочего времени и отдыха осуществляется с помощью тахографов — специальных контрольных устройств, которые автоматически фиксируют все действия: движение, остановки, скорость, периоды работы и отдыха. С ноября 2019 года их обязаны устанавливать на все грузовики массой свыше 3,5 тонны и автобусы.

Для таксистов и самозанятых водителей, которые не обязаны иметь тахограф, действует правило ведения журнала учета рабочего времени (хотя те, кто работает через агрегаторы, часто освобождены и от этого, так как их режим контролируется приложением).

Нарушение установленных норм РТО — это серьезное административное правонарушение. Штрафы по ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ в 2025 году существенны:

  1. Для водителя: от 1 500 до 2 000 рублей.
  2. Для должностного лица (например, диспетчера или начальника колонны): от 7 000 до 10 000 рублей.
  3. Для ИП: от 15 000 до 25 000 рублей.
  4. Для юридического лица: от 20 000 до 50 000 рублей.

Отдельное наказание (по ч. 1 ст. 11.23 КоАП) ждет за отсутствие или неработающий тахограф там, где он обязателен: штраф для водителя составит от 3 000 до 5 000 рублей.

Помните, соблюдение режима труда и отдыха — это не прихоть законодателя, а ваша гарантия безопасности, профессионального долголетия и защита от значительных финансовых потерь.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Оспорить штраф ГИБДД можно в течение 10 дней — автоюрист Лев Воропаев сегодня в 21:51
Фантомное нарушение: почему штраф приходит, даже если вы никуда не ездили

Автоюрист Лев Воропаев объяснил, как оспорить ошибочный штраф ГИБДД. Если нарушение зафиксировала камера или инспектор, жалобу нужно подавать в суд по месту их нахождения.

Читать полностью »
Блогер: установка заглушек на решётку радиатора может повредить двигатель сегодня в 20:38
Ошибка, которая стоит двигателя: почему не стоит перекрывать радиатор полностью

Картонка на радиаторе — пережиток прошлого, но для машин, созданных для тропиков, она порой становится спасением в мороз. Когда заглушка оправдана — в статье.

Читать полностью »
Грамотный уход за кузовом автомобиля поможет избежать коррозии сегодня в 19:56
Вы забудете о коррозии, если сделаете это: самые эффективные способы защиты авто

Советы по уходу за автомобилем помогут сохранить лакокрасочное покрытие в идеальном состоянии. Узнайте, как защитить кузов от солнца, грязи и механических повреждений.

Читать полностью »
Michelin, Continental и Goodyear выпускают прежние модели шин под другими марками сегодня в 18:45
Не ведитесь на азот и особые газы: правда о шинных мифах

Шинный рынок полон уловок — от “второй линии” под другими марками до платного азота в колёсах. Разбираем, где экономия реальна, а где маркетинговая иллюзия.

Читать полностью »
Автоэксперт Миронов назвал причины, по которым дизельные моторы долговечнее бензиновых сегодня в 16:35
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями

Автоэксперт Игорь Миронов объяснил, почему дизельные двигатели служат в полтора раза дольше бензиновых — их конструкция изначально рассчитана на высокие нагрузки и плавное сгорание топлива.

Читать полностью »
Bild: Volkswagen временно закрывает заводы в Германии из-за нехватки микрочипов сегодня в 15:32
Один поставщик остановил империю: как Nexperia поставила Volkswagen на паузу

Volkswagen вынужден останавливать конвейеры из-за дефицита чипов после конфликта вокруг Nexperia. Под угрозой инвестиции, рабочие места и планы концерна на 2026 год.

Читать полностью »
Механики раскрывают, как обслуживают собственные автомобили сегодня в 14:22
Ремонт превращается в испытание доверия: честность мастера теперь дороже любой детали

Бывший механик рассказывает, как мастера обслуживают собственные машины, почему не стоит бояться присадок и где проходит граница между экономией и халтурой.

Читать полностью »
Автомеханик Александр Демченко: превышение уровня масла на 0,5 литра способно повредить турбину сегодня в 13:35
Перелив всего на 200 мл может стоить тысячи: незаметная ошибка, которая убивает двигатель изнутри

Перелив масла кажется безобидной ошибкой, но избыток смазки вызывает вспенивание и перегрузку турбины. Почему это опасно и как избежать дорогостоящего ремонта.

Читать полностью »