фура
фура
Антон Василюк Опубликована 27.08.2025 в 1:07

Скрытый враг на дороге: что отнимает силы у водителей даже быстрее, чем долгая дорога

Нормы труда и отдыха для водителей в 2025 году

Знаете ли вы, что профессиональный водитель не имеет права проводить за рулем более 9 часов в сутки? Это правило — не просто формальность, а жизненно важная норма, призванная защитить самого шофера, его пассажиров и всех участников дорожного движения. Усталость за рулем — коварный враг, который притупляет реакцию и может привести к трагедии. Именно для поддержания бдительности и был разработан строгий Режим труда и отдыха (РТО) — свод правил, регламентирующих, когда работать, а когда — обязательно восстанавливать силы.

Кому и зачем это нужно

Единые правила РТО обязательны для всех, кто профессионально занимается перевозками: будь то штатный сотрудник крупной транспортной компании, индивидуальный предприниматель или таксист на самозанятости. Их главная цель — снизить риски ДТП, вызванные человеческим фактором, а именно переутомлением.

Однако, для разных категорий водителей действуют slightly разные нормативные акты:

  1. Для сотрудников юрлиц и ИП — Приказ Минтранса РФ № 424.
  2. Для физических лиц (включая таксистов) — Постановление Правительства РФ N 908 и общие положения ПДД.

Интересный факт: вопреки распространенному мнению, не все водители обязаны соблюдать эти нормы. От них освобождены, например, военнослужащие на задании, водители оперативно-розыскных подразделений, курьеры федеральной фельдъегерской связи, а также те, кто управляет транспортом исключительно в пределах огражденной территории предприятия.

Жесткие лимиты: сколько можно быть за рулем

Законодательство устанавливает четкие временные рамки, нарушение которых карается штрафами.

Основные ограничения:

  1. В сутки — не более 9 часов за рулем. До 10 часов разрешено продлевать не чаще двух раз в течение одной недели.
  2. В неделю — максимальная продолжительность вождения не должна превышать 56 часов.
  3. За две недели — совокупное время вождения ограничено 90 часами.

Специальный перерыв: после 4,5 часов непрерывного вождения водитель обязан сделать паузу минимум на 45 минут. Этот перерыв засчитывается в рабочее время и может быть разбит на две части: сначала не менее 15 минут, а затем — не менее 30 минут.

Бывают и исключения

В соответствии с пунктом 6 Приказа Минтранса № 424, для некоторых категорий перевозок рабочая смена может быть официально увеличена до 12 часов. К ним относятся:

  • перевозки медицинских бригад и пациентов;
  • работа аварийно-спасательных и коммунальных служб;
  • таксомоторные перевозки;
  • инкассация;
  • регулярные городские и пригородные маршруты.

Важно: любое такое увеличение требует предварительного письменного согласия самого водителя и должно быть закреплено официальным приказом работодателя.

Не только работа: правила для отдыха

Отдых — такая же важная часть режима, как и работа. Он строго регламентирован.

Суточный отдых

После рабочего дня водитель должен иметь возможность непрерывно отдыхать не менее 11 часов. Этот период можно сократить до 9 часов, но не чаще трех раз между двумя недельными отдыхами.

Недельный отдых

Раз в семь дней шофер должен получить один длительный непрерывный перерыв продолжительностью не менее 45 часов. Один раз в две недели его разрешено сократить до 24 часов, но с условием, что "недостающие" часы будут компенсированы в течение последующих трех недель.

Перерыв на обед

Для водителей, оформленных по трудовому договору, также предусмотрен дополнительный перерыв для приема пищи и отдыха — от 30 минут до 2 часов.

Как ведется контроль и что грозит за нарушение

Учет рабочего времени и отдыха осуществляется с помощью тахографов — специальных контрольных устройств, которые автоматически фиксируют все действия: движение, остановки, скорость, периоды работы и отдыха. С ноября 2019 года их обязаны устанавливать на все грузовики массой свыше 3,5 тонны и автобусы.

Для таксистов и самозанятых водителей, которые не обязаны иметь тахограф, действует правило ведения журнала учета рабочего времени (хотя те, кто работает через агрегаторы, часто освобождены и от этого, так как их режим контролируется приложением).

Нарушение установленных норм РТО — это серьезное административное правонарушение. Штрафы по ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ в 2025 году существенны:

  1. Для водителя: от 1 500 до 2 000 рублей.
  2. Для должностного лица (например, диспетчера или начальника колонны): от 7 000 до 10 000 рублей.
  3. Для ИП: от 15 000 до 25 000 рублей.
  4. Для юридического лица: от 20 000 до 50 000 рублей.

Отдельное наказание (по ч. 1 ст. 11.23 КоАП) ждет за отсутствие или неработающий тахограф там, где он обязателен: штраф для водителя составит от 3 000 до 5 000 рублей.

Помните, соблюдение режима труда и отдыха — это не прихоть законодателя, а ваша гарантия безопасности, профессионального долголетия и защита от значительных финансовых потерь.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Спирт или раствор соли помогут при примёрзших дворниках сегодня в 8:07
Перестал поднимать щётки и начал делать так: одна минута — и дворники не примерзают всю зиму

Многие водители поднимают дворники зимой, думая, что это спасает от примерзания. На деле привычка вредна — есть более эффективные и безопасные способы защиты.

Читать полностью »
Зола помогает выехать на скользком зимнем подъеме — портал сегодня в 6:56
Скользкий подъем больше не ловушка: деревенский трюк превращает зимнюю дорогу в послушный аттракцион

Простой деревенский лайфхак помогает водителям без усилий справляться со скользкими подъемами. Почему зола в багажнике способна выручить в любой зимний день?

Читать полностью »
Манера вождения и засоры в системе вызывают перерасход топлива — эксперт Петров сегодня в 5:52
Машина ест бензин как голодный зверь: способна удвоить расход мелкая деталь — её даже не замечают

Почему растёт расход топлива даже у исправного автомобиля: влияние бензина, стиля вождения и скрытых неисправностей, о которых рассказал эксперт Pravda.Ru.

Читать полностью »
Отсутствие колпачка на клапане ускоряет утечку воздуха — Car and Motor сегодня в 4:27
Шины теряют давление тише шёпота: простой лайфхак с колпачками избавляет от скрытых утечек и лишнего расхода

Мало кто знает, что безопасность шин зависит не только от протектора, но и от клапанов. Цвет колпачка способен рассказать, чем наполнена ваша шина.

Читать полностью »
Чёрные точки на лобовом стекле защищают клей от солнца — beachclub-allerseits сегодня в 2:22
Лобовое стекло скрывает умную защиту: чёрные точки на кромке работают лучше любого антиблика и фильтра

Неброские черные точки по краю лобового стекла скрывают продуманную инженерную технологию. Они защищают, укрепляют и продлевают срок службы автомобиля.

Читать полностью »
Качественные секретки уберегут колёса автомобиля от воров сегодня в 0:02
Эти 3 ошибки при парковке делают ваш автомобиль легкой добычей: большинство водителей совершают их каждый вечер

Автовладельцы до сих пор рискуют остаться без колёс. Как современные методы — от секреток до датчиков — помогают сохранить шины и диски от кражи.

Читать полностью »
Хозяйственное мыло заменяет автохимию в уходе за авто — канал Горбунова вчера в 22:59
Так экономят только самые хитрые автовладельцы: это средство работает там, где ждут только химию

Обычный брусок хозяйственного мыла способен заменить несколько видов автохимии. Разбираем неожиданные способы его применения, которые экономят бюджет.

Читать полностью »
Слишком густое масло вызывает перегрев и образование нагара — автомеханики вчера в 20:43
Мастера улыбаются, а фильтр остаётся старым: быстрый способ заметить подмену и не дать себя обмануть

Механик рассказал, какие ошибки совершают водители и сервисы при замене моторного масла, и как не попасть на обман, сохранив ресурс двигателя.

Читать полностью »