
Лес снова плывёт: как в Архангельске возвращают речную логистику
Разработка специалистов САФУ может снизить транспортные расходы, восстановить экологически безопасный водный путь и вдохнуть новую жизнь в логистику северного Лесного пояса.
Учёные Северного Арктического федерального университета (САФУ) в Архангельске, под руководством доктора технических наук Сергея Посыпанова, представили новую технологию, позволяющую эффективно перевозить лесоматериалы по малым и средним рекам. В основе разработки — плавучие контейнеры, которые могут использоваться как модульные баржи.
Как отметил Посыпанов, каждый контейнер — это металлическая конструкция размером около 6,5 × 3,5 метра, с осадкой от 0,5 до 1 метра в загруженном состоянии. Такие контейнеры можно соединять между собой, формируя составы нужной длины в зависимости от глубины и ширины конкретной реки.
До 1990-х годов молевой сплав был основой лесной логистики в Архангельской области. Бревна свободно пускали по весеннему половодью, а затем вылавливали в специальных запанях и формировали из них плоты. Этот способ был дешёвым, простым и адаптированным под природные условия Севера, сообщает ТАСС.
Но в 1995 году, с принятием нового Водного кодекса, свободный сплав был запрещён: теперь лес разрешено перевозить только в упакованном виде — на плотах или специализированных плавсредствах. Это сделало использование малых рек экономически нецелесообразным и перенесло нагрузку на автомобильный и железнодорожный транспорт, что увеличило затраты и воздействие на инфраструктуру.
Плавучие контейнеры САФУ — это попытка вернуть реке логистическую функцию, не нарушая современных экологических и правовых норм. Такая технология:
- уменьшает углеродный след за счёт отказа от автомобильной доставки;
- снижает расходы лесозаготовителей;
- восстанавливает транспортный потенциал некрупных рек;
- может использоваться в навигационный период на сложных участках, где обычный флот неэффективен.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru