Российские деньги
Российские деньги
Дмитрий Лавров Опубликована вчера в 23:28

Каждая третья сделка с машиной исчезла: в России резко сократилось число автозаймов

НБКИ: выдача автокредитов в сентябре рухнула на треть

Резкое сокращение выдачи автокредитов в сентябре 2025 года стало тревожным сигналом для всего автомобильного рынка России. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество новых кредитов на покупку машин рухнуло почти на треть по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Эта динамика демонстрирует, как рост цен, ужесточение кредитной политики и экономическая неопределённость ударили по привычным моделям потребления.

Автокредиты теряют популярность

Согласно данным ТАСС со ссылкой на НБКИ, россияне оформили в сентябре 113,1 тысячи автокредитов против 170,2 тысячи годом ранее — снижение составило 33,5 процента. В то же время по сравнению с августом отмечен небольшой рост — на 5,2 процента, однако он не компенсировал масштабный годовой спад.

Лидерами по количеству выданных автозаймов остались Москва (8 тысяч договоров), Московская область (7,67 тысячи), Татарстан (6,24 тысячи), Санкт-Петербург (5,71 тысячи) и Краснодарский край (5,21 тысячи). Эти регионы традиционно формируют ядро автомобильного спроса, но даже там фиксируется охлаждение интереса к кредитным покупкам.

"После повышения утилизационного сбора стоимость автокредитов в России вырастет", — предупредила глава направления экспертной аналитики финансового маркетплейса "Банки.ру" Инна Солдатенкова.

По словам специалистки, рост стоимости утилизационного сбора приведёт к подорожанию автомобилей, а значит, к увеличению ежемесячных платежей и снижению числа тех, кто сможет позволить себе покупку машины в долг.

Почему спрос обвалился

Причин падения рынка несколько. Прежде всего, это повышение ключевой ставки, из-за которого банки вынуждены предлагать автокредиты под значительно больший процент. Средняя ставка по новым займам приближается к 20% годовых, и для многих потенциальных покупателей ежемесячный платёж стал непосильным.

Дополнительно на ситуацию повлияло подорожание самих автомобилей. После роста курса валют и логистических издержек стоимость большинства моделей, включая отечественные, выросла на 10-15%. А с повышением утилизационного сбора автомобили подорожают ещё сильнее, что дополнительно ограничит спрос.

Можно ли ожидать восстановления в ближайшее время? Пока эксперты осторожны. Банковский сектор пытается стимулировать продажи за счёт субсидированных программ, но объёмы их ограничены.

Как меняется структура рынка

Несмотря на общий спад, в структуре автокредитования происходят интересные сдвиги. Всё больше покупателей обращаются к подержанным автомобилям — не из-за предпочтений, а по необходимости. Средний чек покупки в этом сегменте ниже, а банки чаще идут навстречу при оформлении кредита на машину с пробегом.

Сегмент новых автомобилей, напротив, испытывает острый дефицит спроса. Производители фиксируют снижение заказов на 20-30% даже по льготным программам. Ситуацию частично спасают корпоративные клиенты, которые обновляют автопарки по заранее согласованным лизинговым схемам.

Почему россияне всё чаще отказываются от новых машин? Причина не только в цене, но и в изменении отношения к собственности. Всё больше людей выбирают долгосрочную аренду или каршеринг как временную альтернативу, особенно в крупных городах.

Как банки адаптируются к новому спросу

Финансовые организации стараются удержать клиентов, пересматривая подходы к оценке заёмщиков и разработке новых продуктов. Некоторые банки начали предлагать кредиты с плавающей ставкой или отсрочкой первого платежа. Однако такие схемы несут риск роста задолженности при дальнейшем ужесточении денежно-кредитной политики.

В то же время регуляторный контроль усиливается. Центробанк требует от банков прозрачности условий и предупреждает о рисках скрытого удорожания кредитов. На фоне снижения покупательской активности кредитные организации вынуждены искать баланс между доходностью и риском невозвратов.

Что происходит, если банк делает ставку на слишком агрессивное кредитование? Растёт доля просрочек и убытков, что подрывает устойчивость всей системы. Поэтому крупные игроки уходят от рискованных клиентов и сосредотачиваются на надёжных заёмщиках, часто имеющих подтверждённый доход и положительную кредитную историю.

Ошибки покупателей и реальные последствия

Многие россияне, стремясь не упустить шанс купить машину "до подорожания", совершают типичные ошибки: берут кредит без расчёта совокупной долговой нагрузки или соглашаются на максимальный срок выплаты. В результате переплата за автомобиль превышает 100% от его стоимости, а при вынужденной продаже машина не покрывает остаток долга.

Чтобы избежать подобных проблем, эксперты советуют:

  1. Сравнивать не только процентные ставки, но и полную стоимость кредита с учётом страховок и комиссий.

  2. Проверять реальную ликвидность модели — некоторые автомобили теряют до половины цены уже через два года.

  3. Рассматривать программы с господдержкой, если они доступны в регионе.

Ошибка в выборе модели кредита часто оборачивается затяжным финансовым стрессом. Альтернатива — накопить большую часть суммы и оформлять меньший заём, чтобы снизить нагрузку и переплату.

Возможные сценарии и прогноз

Если повышение утилизационного сбора вступит в силу, то даже при сохранении текущих ставок автокредиты станут менее доступными. Наиболее вероятный сценарий — дальнейшее сокращение рынка в 2025 году и возможное частичное восстановление лишь к середине 2026-го, если Центробанк начнёт снижать ключевую ставку.

А что если ставки останутся высокими ещё год? Тогда автодилеры столкнутся с затовариванием складов, а банки — с вынужденным сокращением портфеля кредитов. В этом случае рынок перейдёт в стадию затяжной адаптации, когда основной объём продаж будет приходиться на дешёвые модели и подержанные авто.

Однако при снижении инфляции и стабилизации курса рубля возможен умеренный рост интереса к кредитам во второй половине следующего года. Главное условие — предсказуемость. Покупатели должны понимать, что берут долгосрочные обязательства в устойчивой экономике, а не в условиях турбулентности.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Автоэксперт Сергей Шабунин: холодный запуск повышает износ двигателя и коробки передач сегодня в 9:56
Каждый водитель делает это утром — и не понимает, почему мотор стареет быстрее

Автоэксперт объяснил, почему даже современные машины нуждаются в прогреве двигателя зимой, как определить готовность к движению и чего нельзя делать при холодном запуске.

Читать полностью »
Роман Вильфанд: оптимальное время для замены шин в Москве — вторая половина следующей недели сегодня в 8:08
Окно спокойствия перед бурей: мастера шиномонтажа готовятся к штурму

Роман Вильфанд предупредил, что москвичам пора менять резину на зимнюю: температура опускается до +5 °C, а сцепление летних шин стремительно падает.

Читать полностью »
В испытаниях ADAC только шесть зимних дешевых шин показали уровень безопасности сегодня в 7:52
Экономия, которая может стоить жизни: тест ADAC поставил дешёвым шинам диагноз

Немецкий тест показал, что часть дешёвых зимних шин из Азии проваливается на мокром покрытии и снегу. Разбор протоколов ADAC, примеры моделей и алгоритм.

Читать полностью »
Частая мойка автомобиля может повредить лококрасочное покрытие сегодня в 6:22
Зима против мойки — кто кого: правда о самом опасном мифе водителей

Почему частая мойка автомобиля не роскошь, а способ продлить жизнь кузова и сохранить безопасность, даже если чистота длится всего пару дней.

Читать полностью »
Перед зимней консервацией автомобиля нужно заменить масло и заправить полный бак сегодня в 5:32
Залили бак, сняли АКБ, подняли на подставки — формула зимнего покоя

Эксперт Юлия Трушкова объяснила, как правильно законсервировать автомобиль на зиму: вымыть, просушить, заменить масло и снять аккумулятор — иначе весной вас ждут проблемы.

Читать полностью »
Эксперт напомнил, при какой температуре опасно ездить на летней резине осенью сегодня в 3:38
Сухо не значит безопасно: незаметная граница, после которой летняя резина предаёт

Когда воздух остывает до +5 °C, летняя резина перестаёт держать дорогу. Эксперты объясняют, почему ждать снега опасно и как выбрать момент для замены шин.

Читать полностью »
Константин Мельников: число фишинговых сайтов по продаже шин вырастает до 200 в сезон сегодня в 2:08
Платная дорога — бесплатный доступ к вашим деньгам: как мошенники копируют официальные сайты

Мошенники атакуют российских автолюбителей: фейковые шины, штрафы и квитанции о проезде. Как не потерять деньги и распознать фишинг среди реальных сервисов.

Читать полностью »
Осенне-зимний сезон угрожает автолюбителям обледеневшими асфальтом и кузовом сегодня в 1:33
Обледенение автомобиля можно предотвратить: простая схема, о которой забывают даже профи

Ледяной дождь превращает машину в монолит, но простая подготовка и правильные действия помогут избежать повреждений и быстро вернуть авто к жизни.

Читать полностью »