
Машину могут угнать без взлома двери: хакеры атакуют через мобильные приложения
Современные автомобили давно перестали быть просто транспортом. Сегодня это сложные цифровые устройства, соединённые со смартфоном и облачными сервисами. Вместе с комфортом и удобством пришли и новые угрозы — кибератаки. Эксперты предупреждают: взлом авто теперь может происходить не физически, а через телефон владельца.
Как понять, что машину взломали
"Понять, что ваш автомобиль стал жертвой кибератаки — увы, довольно просто. Как правило, большинство инцидентов связано с взломом систем доступа к автомобилю. Например, путем получения доступа к мобильному приложению (мастер-аккаунт), осуществляющему служебные функции", — рассказал главный технологический эксперт "Лаборатории Касперского" Александр Гостев в беседе с РИА Новости.
По словам специалиста, если владелец теряет доступ к фирменному мобильному приложению, с помощью которого управляет машиной, это почти наверняка означает взлом. После этого злоумышленники часто блокируют владельца и требуют деньги за восстановление управления автомобилем.
Кто под ударом
Особенно уязвимыми оказываются автомобили, ввезённые по "серым схемам", и машины марок, которые прекратили работу в России. У таких транспортных средств отсутствует официальная техническая поддержка, а значит — и регулярные обновления систем безопасности.
Злоумышленники используют этот пробел, получая доступ к мобильному приложению и электронным ключам. В ряде случаев они могут даже дистанционно заблокировать двери или двигатель.
Сравнение: типы уязвимостей
Тип угрозы | Как работает | Признаки атаки | Риски |
---|---|---|---|
Взлом через мобильное приложение | Хакер получает доступ к аккаунту владельца | Потеря доступа к приложению, ошибки при входе | Угон, блокировка, вымогательство |
Подмена сигналов (relay-атака) | Клонирование ключа или сигнала смартфона | Авто открывается без участия владельца | Угон за секунды |
Вредоносное ПО на телефоне | Вирусы крадут пароли и токены | Быстрое разряжание, странные уведомления | Потеря личных данных и контроля над машиной |
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Использовать один пароль для всех сервисов → взлом учётной записи → уникальные пароли для каждого приложения.
-
Пренебрегать обновлениями → незащищённые уязвимости → установка обновлений от производителя.
-
Скачивать неофициальные приложения → заражение телефона → использовать только официальные магазины (App Store, Google Play).
-
Игнорировать уведомления о подозрительных действиях → потеря доступа к авто → смена паролей и обращение в техподдержку.
Советы шаг за шагом: как защитить автомобиль
-
Проверьте безопасность смартфона. Установите антивирус, регулярно сканируйте устройство.
-
Меняйте пароли каждые 3-6 месяцев. Не используйте одинаковые комбинации для банков, соцсетей и автоаппликаций.
-
Не переходите по ссылкам из писем. Хакеры часто рассылают фишинговые сообщения, маскируясь под автопроизводителя.
-
Устанавливайте обновления систем и приложений. Они устраняют известные уязвимости.
-
Посещайте сервисный центр. Мастера проверят программное обеспечение и обновят прошивки.
-
Отключайте удалённый доступ, если не пользуетесь. Это снижает риск вмешательства извне.
Таблица: уровень риска и защита
Угроза | Уровень риска | Способ защиты |
Потеря пароля | Средний | Двухфакторная аутентификация |
Relay-атака | Высокий | Хранение ключа в экранированном чехле |
Вирус на телефоне | Высокий | Антивирус и регулярные проверки |
Взлом приложения | Критический | Сложные пароли, обновления ПО |
А что если взлом уже произошёл?
Если вы утратили контроль над мобильным приложением, нужно:
-
Немедленно сменить все пароли, включая связанные почты.
-
Сообщить в службу поддержки производителя автомобиля.
-
Обратиться в официальный сервис для проверки и сброса системы.
-
При наличии признаков вымогательства — написать заявление в полицию.
"Злоумышленники блокируют владельца и затем начинают вымогать у него крупные денежные суммы за восстановление", — отметил Гостев.
При этом важно не переводить деньги злоумышленникам: чаще всего они не возвращают доступ даже после оплаты.
FAQ
Можно ли взломать машину без интернета?
Современные автомобили подключены к сетям через мобильные модули, поэтому большинство атак происходит именно онлайн. Но некоторые схемы, вроде перехвата ключа, не требуют сети.
Поможет ли отключение приложения?
Если оно не используется — да. Но для полного отключения некоторых функций нужна помощь сервисного центра.
Какие автомобили чаще атакуют?
Наиболее уязвимы киберсистемы импортных марок, особенно тех, что ушли с российского рынка и не обновляют свои приложения.
Мифы и правда
-
Миф: кибервзлом авто — редкость.
Правда: по данным компаний по кибербезопасности, число таких инцидентов ежегодно растёт на 30-40%. -
Миф: антивирус на телефоне не нужен.
Правда: смартфон — главная точка входа для хакера, поэтому защита обязательна. -
Миф: если авто не подключено к интернету, оно в безопасности.
Правда: даже Bluetooth-соединение может быть использовано для атаки.
3 интересных факта
-
Первые случаи кибервзлома автомобилей зафиксированы в США в 2015 году — хакеры дистанционно остановили Jeep Cherokee на трассе.
-
Современные машины содержат до 100 млн строк кода — это больше, чем в коммерческом авиалайнере.
-
Некоторые производители уже внедряют "антивирусные" системы прямо в бортовые компьютеры.
Исторический контекст
Когда автомобили начали подключаться к интернету, основная цель производителей была — удобство: автозапуск, диагностика, контроль со смартфона. Но с ростом числа сетевых функций появились новые уязвимости. Сегодня защита машины мало чем отличается от защиты компьютера или телефона — требуется регулярное обновление, контроль доступа и осторожность пользователя.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru