
Чистый фильтр — не всегда хорошо: признак, который выдаёт проблемы со смазкой
Самостоятельная замена моторного масла — это отличный способ не только сэкономить деньги на услугах автосервиса, но и лучше понять свой автомобиль. Многие автовладельцы находят в этом процессе своеобразную медитацию и уверенность в том, что работа выполнена качественно и с душой. В отличие от сложных технических операций, требующих специального оборудования, эта процедура по силам практически каждому. Она не потребует глубоких знаний, а лишь аккуратности, базового набора инструментов и соблюдения несложной последовательности шагов, о которой мы подробно расскажем.
Подготовка к работе: что потребуется иметь под рукой
Перед началом процесса убедитесь, что у вас есть всё необходимое. Большую часть из перечисленного можно найти в гараже или недорого приобрести в любом автомагазине. Вам понадобятся:
- Защитные перчатки, желательно непромокаемые, чтобы уберечь кожу от контакта с отработанным маслом.
- Пустая тара объёмом не менее 5 литров, например, старая канистра, для слива отработки.
- Ключ для отворачивания сливной пробки (чаще всего на 17 или 19 мм).
- Ветошь или бумажные полотенца для уборки.
- Воронка для удобства заливки нового масла.
- Новое моторное масло и свежий масляный фильтр.
Особое внимание стоит уделить ключу для сливной пробки. Хотя у большинства автомобилей она стандартного размера, на некоторых моделях могут потребоваться специфические инструменты, например, шестигранник. Уточните этот момент заранее, посмотрев информацию по вашей марке и модели в интернете.
Следуя этому совету, вы избежите потенциальных подтеканий. Однако если визуально пробка и прокладка выглядят хорошо, а резьба не повреждена, можно обойтись и без замены. Для медных прокладок существует старый проверенный способ: их можно отжечь над пламенем, после чего металл станет мягче и обеспечит лучшую герметичность. Не забудьте также подготовить немного силиконовой смазки или самого моторного масла, чтобы смазать резиновое уплотнительное кольцо нового фильтра перед установкой.
Организация рабочего пространства: обходимся без ямы
Основная задача — получить доступ к сливному отверстию, расположенному в нижней части двигателя. Идеально, если у вас есть доступ смотровой яме или эстакаде. Но если их нет, ситуация не безнадёжна. Можно аккуратно приподнять переднюю часть автомобиля с помощью домкрата, чтобы обеспечить достаточный зазор для работы. При этом важно наклонить автомобиль в сторону сливной пробки, чтобы старая смазка стекла максимально полно.
Работая с домкратом, никогда не пренебрегайте мерами безопасности. Обязательно поставьте автомобиль на страховочную подставку или, в крайнем случае, подложите под кузов прочное и устойчивое основание, например, колодку из дерева.
Пошаговая инструкция по замене масла
Вот последовательность действий, которая поможет вам справиться с задачей без лишних хлопот.
- Прогрев двигателя. Заведите мотор и дайте ему поработать, пока он не прогреется до примерно 60°C. Тёплое масло становится более жидким и легко сливается, унося с собой больше взвешенных примесей. Если двигатель уже горячий, перед сливом дайте ему постоять 10-15 минут: масло немного остынет, но останется текучим, при этом вы уменьшите риск обжечься.
- Подготовка. Снимите крышку с маслозаливной горловины и отложите её в сторону. Это поможет создать внутри двигателя давление, необходимое для лучшего стекания жидкости.
- Слив отработанного масла. Подставьте заранее подготовленную ёмкость под сливное отверстие. Ключом аккуратно открутите пробку. В конце лучше отвернуть её рукой, стараясь не уронить в поддон с отработкой. Дайте маслу стекать в течение 10-15 минут.
- Замена масляного фильтра. Теперь нужно открутить старый фильтр. Если он не поддаётся, попробуйте обернуть его наждачной бумагой для лучшего сцепления или использовать специальный съёмник. В самых сложных случаях некоторые мастера пробивают корпус отвёрткой и используют её как рычаг, но будьте готовы к тому, что этот метод довольно грязный.
- Дополнительная очистка. Для особенно щепетильных автовладельцев есть вариант откачать осадок со дна поддона с помощью большого шприца с гибкой трубкой.
Как правильно залить свежее масло
Эта часть работы куда проще и приятнее.
- Установка пробки и фильтра. Заверните на место сливную пробку (новую или старую, если она в хорошем состоянии). Новый масляный фильтр перед установкой следует смазать по уплотнителю, а затем закрутить от руки до упора, без применения инструментов.
- Заливка масла. Вставьте воронку в горловину и начинайте заливать свежую смазку. Для начала залейте около ¾ от общего рекомендуемого объёма.
- Контроль уровня. Достаньте масляный щуп, вытрите его начисто и снова погрузите в отсек. Теперь вы сможете увидеть реальный уровень. Постепенно доливайте масло, пока уровень не окажется между метками MIN и MAX. Помните, что как недолив, так и перелив вредны для мотора.
- Проверка. Закройте крышку горловины, убедитесь, что убрали все следы пролившегося масла, и запустите двигатель. Дайте ему несколько минут поработать на холостых оборотах, чтобы масло распределилось по системе. После этого заглушите мотор, подождите 5-10 минут и снова проверьте уровень. При необходимости долейте ещё.
Как часто нужно обновлять смазку в моторе
Этот вопрос остаётся предметом жарких споров среди автомобилистов. Официальные сервисные интервалы, заявленные производителями, часто составляют 15 000 км. Однако в этих же мануалах есть оговорка о "тяжёлых условиях эксплуатации", к которым, по сути, относится большинство поездок по городу с его постоянными пробками и короткими дистанциями.
Многие автомеханики сходятся во мнении, что более частая замена — это не перестраховка, а разумная мера по уходу за силовым агрегатом.
Распространённые заблуждения
А что если…
Если просто регулярно доливать масло, а не менять его полностью? К сожалению, это не выход. Со временем в масле накапливаются продукты износа и продукты сгорания топлива, которые не улавливаются фильтром. Долив свежего состава лишь немного разбавляет эту концентрацию, но не устраняет проблему. Полностью избавиться от загрязнений можно только через полную замену.
Нужна ли промывка двигателя
Этот вопрос решается индивидуально. Если вы всегда используете качественное масло одного типа и стандарта и строго соблюдаете регламент замены, то в большинстве случаев промывка не требуется. Она может быть полезна при переходе на другой тип смазки или при покупке подержанного автомобиля с неизвестной историей обслуживания.
Плюсы и минусы самостоятельной замены масла
Плюсы | Минусы |
Экономия денег на оплате услуг СТО. | Необходимость в утилизации отработанного масла. |
Лучшее понимание состояния своего автомобиля. | Риск испачкаться и необходимость иметь место для работы. |
Уверенность в качестве использованных материалов (масла и фильтра). | Ответственность за правильность выполнения всех этапов лежит на вас. |
Ответы на частые вопросы (FAQ)
Как выбрать моторное масло?
Ориентируйтесь на допуски и спецификации, рекомендованные производителем вашего автомобиля. Учитывайте вязкость (SAE), тип основы (синтетика, полусинтетика) и стандарты качества (API, ACEA).
Что лучше: оригинальный фильтр или аналог?
Оригинальные детали гарантированно подходят по всем параметрам. Качественные аналоги от известных брендов (Mann, Bosch, Fram) часто не уступают им в качестве, но стоят дешевле.
Нужно ли менять воздушный фильтр одновременно с маслом?
Это не обязательно, но крайне желательно. Чистый воздушный фильтр напрямую влияет на эффективность работы двигателя и расход топлива.
Что делать со старым маслом?
Ни в коем случае не выливайте его на землю или в канализацию. Отработку можно сдать в специальные пункты приёма, которые часто есть на крупных АЗС или автосервисах.
Мифы и правда
Миф 1: если масло почернело через сотню километров, оно плохое.
Правда: как раз наоборот. Потемнение — это признак того, что моющие присадки в масле работают и оно удерживает в себе сажу и продукты износа.
Миф 2: разные масла нельзя смешивать.
Правда: в экстренной ситуации для долива лучше использовать любое масло подходящего класса вязкости, чем ехать с низким уровнем. Но при первой же возможности нужно полностью заменить всю жидкость в системе.
Три факта о моторном масле
- Современные моторные масла содержат сложный пакет присадок: моющих, противоизносных, антиокислительных и диспергирующих, которые в совокупности защищают двигатель.
- Основная функция масла — не только снижать трение, но и охлаждать детали двигателя, отводя от них избыточное тепло.
- Синтетические масла были разработаны для авиации во время Второй мировой войны, так как обычные минеральные составы не выдерживали экстремальных температурных нагрузок.
Исторический контекст
Эволюция моторных масел неразрывно связана с развитием самого автомобиля. На заре автомобилестроения, в начале XX века, для смазки простейших двигателей использовались самые примитивные продукты, вплоть до касторового масла. С ростом мощностей и оборотов моторов возникла потребность в более стабильных составах.
Знаковым стал переход от минеральных масел, получаемых прямой перегонкой нефти, к синтетическим, молекулы которых создаются искусственно с заданными свойствами. Этот прорыв, совершённый в середине прошлого века, позволил значительно увеличить ресурс двигателей, интервалы замены и устойчивость масел к экстремальным температурам, открыв дорогу для современных высокофорсированных силовых агрегатов.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru