Водительские права
Водительские права
Антон Василюк Опубликована 27.08.2025 в 2:06

Один раз отучиться и на все случаи жизни: какую категорию в правах открывают про запас

Требования ГИБДД к водителям автобусов

Задумывались ли вы, сколько человек можно посадить в автобус, прежде чем для его управления потребуются специальные права? Ответ — больше восьми. Как только пассажирских мест становится девять, водителю уже недостаточно обычной категории "B". В мир профессионального транспорта ведет особый путь — получение категории "D".

Это не просто еще одна отметка в водительском удостоверении. Это пропуск в профессию, связанную с высочайшей ответственностью за жизни людей. Процесс обучения и экзаменов здесь серьезнее, а требования к водителям — строже. Давайте разберемся, как получить заветные "автобусные" права и что ждет водителя после этого.

Ключевые этапы на пути к правам категории D

Стать водителем автобуса — значит пройти длинный и организованный путь. Вот пошаговый план, который поможет вам сориентироваться.

Соответствие требованиям

Первое, с чего стоит начать, — это проверка собственного соответствия строгим критериям. Для допуска к обучению вам необходимо:

  1. Достичь 20-летнего возраста (для гражданских перевозок управлять автобусом можно только с 21 года).
  2. Иметь водительский стаж не менее одного года по категории "B" или "C". Это новое правило, действующее с апреля 2024 года.
  3. Не иметь медицинских противопоказаний. Будущим водителям автобусов предстоит пройти расширенную медкомиссию.

Выбор автошколы

Обучение возможно только в аккредитованной автошколе с соответствующей лицензией (её можно проверить на сайте ГИБДД). При выборе учреждения обращайте внимание на:

  1. Репутацию и отзывы выпускников.
  2. Опыт и квалификацию инструкторов.
  3. Состояние и разнообразие автопарка (на каких автобусах проходит обучение).
  4. Прозрачность стоимости и сроков.

Прохождение медкомиссии

Для категории "D" медосмотр — особенно важен. Справку по форме 003-В/у выдает лицензированное медицинское учреждение. Помимо стандартных для всех водителей специалистов (терапевт, офтальмолог), потребуется осмотр:

  1. Оториноларинголога (ЛОРа).
  2. Невролога.
  3. Психиатра.
  4. Психиатра-нарколога.

А также прохождение электроэнцефалографии (ЭЭГ). Помните: срок действия такой справки ограничен одним годом.

Непосредственно обучение

Курс состоит из теоретической и практической частей.

  1. Теория: углубленное изучение ПДД, особенностей устройства автобусов, основ пассажирских перевозок и оказания первой помощи.
  2. Практика: оттачивание навыков вождения на автодроме (маневрирование, парковка) и в городских условиях.

Срок обучения в среднем занимает от 2 до 4 месяцев.

Сдача внутреннего экзамена

Перед походом в ГИБДД вам предстоит доказать свои знания и умения экзаменаторам в самой автошколе. Формат обычно mirrors государственный экзамен: теория по билетам и практическое вождение.

Экзамен в ГИБДД

После успешной сдачи внутреннего испытания автошкола подает заявку в Госавтоинспекцию. Экзамен также делится на два этапа:

  1. Теория: 20 вопросов за 20 минут. Допускается две ошибки, за каждую из которых добавляется 5 дополнительных вопросов.
  2. Практика: демонстрация навыков на площадке и вождение в городских условиях с инспектором.

Перед экзаменом необходимо оплатить госпошлину за выдачу прав — 2000 рублей.

Получение прав

После триумфальной сдачи всех испытаний останется лишь подать в ГИБДД пакет документов (паспорт, медсправку) и получить новое водительское удостоверение с открытой категорией "D". Обычно это происходит в день обращения.

Нюансы и подводные камни

Возраст и стаж

Закон четко регулирует возрастные рамки. Учиться на категорию "D" можно с 20 лет. Однако управлять гражданским автобусом разрешается только с 21 года. Для военнослужащих сделано исключение: они могут управлять армейскими автобусами с 18 лет.

Что касается стажа, то нововведение 2024 года требует наличия как минимум годового опыта вождения с категорией "B" или "C" перед тем, как вы сможете сесть за руль автобуса.

Чем отличаются категории D, D1, DE и D1E

Многие путаются в этих обозначениях. Все просто:

Категория D — автобусы с числом пассажирских мест более 8 (без ограничения сверху).

Подкатегория D1 — "малые" автобусы, рассчитанные на 9-16 пассажиров.

Категория DE — автобусы с прицепом, чья масса превышает 750 кг.

Подкатегория D1E — малые автобусы (из D1) с тяжелым прицепом.

Интересный факт: автошколы практически не предлагают обучение исключительно на подкатегорию "D1". Гораздо выгоднее и практичнее сразу пройти курс на полноценную категорию "D" — в правах вам автоматически откроют и "D1". Это избавит от необходимости переучиваться в будущем.

Что ждет после получения прав

Получение заветной пластиковой карточки — это лишь первый шаг в карьере водителя автобуса. Далее почти наверняка потребуется оформить карту водителя для тахографа.

Тахограф — это контрольное устройство, которое устанавливается в транспортное средство для отслеживания режима труда и отдыха водителя, скорости и маршрута движения. Его наличие обязательно для большинства автобусов, используемых для перевозок.

Карта тахографа — это персональный чип, на который записываются все данные о рейсе. Без нее работать на современном пассажирском транспорте практически невозможно.

Существует два типа карт:

  1. Карта СКЗИ — для работы в России. Стоимость изготовления — 4000-8000 рублей.
  2. Карта ЕСТР — для международных рейсов (в Европу и страны Таможенного союза). Её стоимость может доходить до 20 000 рублей.

Изготавливается карта около двух недель и требует периодического обновления (раз в 3 года). Штрафы за отсутствие карты или работу без нее весьма существенны: для водителя — от 3000 до 5000 рублей.

Стоимость обучения

Цена на получение категории "D" варьируется в зависимости от региона и автошколы. В среднем по стране это 25 000 — 45 000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге цена может достигать 70 000 рублей. Переподготовка с другой категории (например, с "C" на "D") обойдется дешевле.

Помните: садиться за руль автобуса без соответствующей категории в правах — крайне рискованно. По статье 12.7 КоАП РФ это приравнивается к езде без прав и карается штрафом от 5000 до 15000 рублей, а транспортное средство отправят на штрафстоянку.

Путь к управлению автобусом требует времени, денег и серьезной подготовки. Но для тех, кто видит себя в профессии водителя, это единственно верная и инвестиция в свое будущее.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Оспорить штраф ГИБДД можно в течение 10 дней — автоюрист Лев Воропаев сегодня в 21:51
Фантомное нарушение: почему штраф приходит, даже если вы никуда не ездили

Автоюрист Лев Воропаев объяснил, как оспорить ошибочный штраф ГИБДД. Если нарушение зафиксировала камера или инспектор, жалобу нужно подавать в суд по месту их нахождения.

Читать полностью »
Блогер: установка заглушек на решётку радиатора может повредить двигатель сегодня в 20:38
Ошибка, которая стоит двигателя: почему не стоит перекрывать радиатор полностью

Картонка на радиаторе — пережиток прошлого, но для машин, созданных для тропиков, она порой становится спасением в мороз. Когда заглушка оправдана — в статье.

Читать полностью »
Грамотный уход за кузовом автомобиля поможет избежать коррозии сегодня в 19:56
Вы забудете о коррозии, если сделаете это: самые эффективные способы защиты авто

Советы по уходу за автомобилем помогут сохранить лакокрасочное покрытие в идеальном состоянии. Узнайте, как защитить кузов от солнца, грязи и механических повреждений.

Читать полностью »
Michelin, Continental и Goodyear выпускают прежние модели шин под другими марками сегодня в 18:45
Не ведитесь на азот и особые газы: правда о шинных мифах

Шинный рынок полон уловок — от “второй линии” под другими марками до платного азота в колёсах. Разбираем, где экономия реальна, а где маркетинговая иллюзия.

Читать полностью »
Автоэксперт Миронов назвал причины, по которым дизельные моторы долговечнее бензиновых сегодня в 16:35
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями

Автоэксперт Игорь Миронов объяснил, почему дизельные двигатели служат в полтора раза дольше бензиновых — их конструкция изначально рассчитана на высокие нагрузки и плавное сгорание топлива.

Читать полностью »
Bild: Volkswagen временно закрывает заводы в Германии из-за нехватки микрочипов сегодня в 15:32
Один поставщик остановил империю: как Nexperia поставила Volkswagen на паузу

Volkswagen вынужден останавливать конвейеры из-за дефицита чипов после конфликта вокруг Nexperia. Под угрозой инвестиции, рабочие места и планы концерна на 2026 год.

Читать полностью »
Механики раскрывают, как обслуживают собственные автомобили сегодня в 14:22
Ремонт превращается в испытание доверия: честность мастера теперь дороже любой детали

Бывший механик рассказывает, как мастера обслуживают собственные машины, почему не стоит бояться присадок и где проходит граница между экономией и халтурой.

Читать полностью »
Автомеханик Александр Демченко: превышение уровня масла на 0,5 литра способно повредить турбину сегодня в 13:35
Перелив всего на 200 мл может стоить тысячи: незаметная ошибка, которая убивает двигатель изнутри

Перелив масла кажется безобидной ошибкой, но избыток смазки вызывает вспенивание и перегрузку турбины. Почему это опасно и как избежать дорогостоящего ремонта.

Читать полностью »