
Один раз отучиться и на все случаи жизни: какую категорию в правах открывают про запас
Задумывались ли вы, сколько человек можно посадить в автобус, прежде чем для его управления потребуются специальные права? Ответ — больше восьми. Как только пассажирских мест становится девять, водителю уже недостаточно обычной категории "B". В мир профессионального транспорта ведет особый путь — получение категории "D".
Это не просто еще одна отметка в водительском удостоверении. Это пропуск в профессию, связанную с высочайшей ответственностью за жизни людей. Процесс обучения и экзаменов здесь серьезнее, а требования к водителям — строже. Давайте разберемся, как получить заветные "автобусные" права и что ждет водителя после этого.
Ключевые этапы на пути к правам категории D
Стать водителем автобуса — значит пройти длинный и организованный путь. Вот пошаговый план, который поможет вам сориентироваться.
Соответствие требованиям
Первое, с чего стоит начать, — это проверка собственного соответствия строгим критериям. Для допуска к обучению вам необходимо:
- Достичь 20-летнего возраста (для гражданских перевозок управлять автобусом можно только с 21 года).
- Иметь водительский стаж не менее одного года по категории "B" или "C". Это новое правило, действующее с апреля 2024 года.
- Не иметь медицинских противопоказаний. Будущим водителям автобусов предстоит пройти расширенную медкомиссию.
Выбор автошколы
Обучение возможно только в аккредитованной автошколе с соответствующей лицензией (её можно проверить на сайте ГИБДД). При выборе учреждения обращайте внимание на:
- Репутацию и отзывы выпускников.
- Опыт и квалификацию инструкторов.
- Состояние и разнообразие автопарка (на каких автобусах проходит обучение).
- Прозрачность стоимости и сроков.
Прохождение медкомиссии
Для категории "D" медосмотр — особенно важен. Справку по форме 003-В/у выдает лицензированное медицинское учреждение. Помимо стандартных для всех водителей специалистов (терапевт, офтальмолог), потребуется осмотр:
- Оториноларинголога (ЛОРа).
- Невролога.
- Психиатра.
- Психиатра-нарколога.
А также прохождение электроэнцефалографии (ЭЭГ). Помните: срок действия такой справки ограничен одним годом.
Непосредственно обучение
Курс состоит из теоретической и практической частей.
- Теория: углубленное изучение ПДД, особенностей устройства автобусов, основ пассажирских перевозок и оказания первой помощи.
- Практика: оттачивание навыков вождения на автодроме (маневрирование, парковка) и в городских условиях.
Срок обучения в среднем занимает от 2 до 4 месяцев.
Сдача внутреннего экзамена
Перед походом в ГИБДД вам предстоит доказать свои знания и умения экзаменаторам в самой автошколе. Формат обычно mirrors государственный экзамен: теория по билетам и практическое вождение.
Экзамен в ГИБДД
После успешной сдачи внутреннего испытания автошкола подает заявку в Госавтоинспекцию. Экзамен также делится на два этапа:
- Теория: 20 вопросов за 20 минут. Допускается две ошибки, за каждую из которых добавляется 5 дополнительных вопросов.
- Практика: демонстрация навыков на площадке и вождение в городских условиях с инспектором.
Перед экзаменом необходимо оплатить госпошлину за выдачу прав — 2000 рублей.
Получение прав
После триумфальной сдачи всех испытаний останется лишь подать в ГИБДД пакет документов (паспорт, медсправку) и получить новое водительское удостоверение с открытой категорией "D". Обычно это происходит в день обращения.
Нюансы и подводные камни
Возраст и стаж
Закон четко регулирует возрастные рамки. Учиться на категорию "D" можно с 20 лет. Однако управлять гражданским автобусом разрешается только с 21 года. Для военнослужащих сделано исключение: они могут управлять армейскими автобусами с 18 лет.
Что касается стажа, то нововведение 2024 года требует наличия как минимум годового опыта вождения с категорией "B" или "C" перед тем, как вы сможете сесть за руль автобуса.
Чем отличаются категории D, D1, DE и D1E
Многие путаются в этих обозначениях. Все просто:
Категория D — автобусы с числом пассажирских мест более 8 (без ограничения сверху).
Подкатегория D1 — "малые" автобусы, рассчитанные на 9-16 пассажиров.
Категория DE — автобусы с прицепом, чья масса превышает 750 кг.
Подкатегория D1E — малые автобусы (из D1) с тяжелым прицепом.
Интересный факт: автошколы практически не предлагают обучение исключительно на подкатегорию "D1". Гораздо выгоднее и практичнее сразу пройти курс на полноценную категорию "D" — в правах вам автоматически откроют и "D1". Это избавит от необходимости переучиваться в будущем.
Что ждет после получения прав
Получение заветной пластиковой карточки — это лишь первый шаг в карьере водителя автобуса. Далее почти наверняка потребуется оформить карту водителя для тахографа.
Тахограф — это контрольное устройство, которое устанавливается в транспортное средство для отслеживания режима труда и отдыха водителя, скорости и маршрута движения. Его наличие обязательно для большинства автобусов, используемых для перевозок.
Карта тахографа — это персональный чип, на который записываются все данные о рейсе. Без нее работать на современном пассажирском транспорте практически невозможно.
Существует два типа карт:
- Карта СКЗИ — для работы в России. Стоимость изготовления — 4000-8000 рублей.
- Карта ЕСТР — для международных рейсов (в Европу и страны Таможенного союза). Её стоимость может доходить до 20 000 рублей.
Изготавливается карта около двух недель и требует периодического обновления (раз в 3 года). Штрафы за отсутствие карты или работу без нее весьма существенны: для водителя — от 3000 до 5000 рублей.
Стоимость обучения
Цена на получение категории "D" варьируется в зависимости от региона и автошколы. В среднем по стране это 25 000 — 45 000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге цена может достигать 70 000 рублей. Переподготовка с другой категории (например, с "C" на "D") обойдется дешевле.
Помните: садиться за руль автобуса без соответствующей категории в правах — крайне рискованно. По статье 12.7 КоАП РФ это приравнивается к езде без прав и карается штрафом от 5000 до 15000 рублей, а транспортное средство отправят на штрафстоянку.
Путь к управлению автобусом требует времени, денег и серьезной подготовки. Но для тех, кто видит себя в профессии водителя, это единственно верная и инвестиция в свое будущее.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru