
Забудьте о подклиниваниях: одна процедура раз и навсегда решает проблему с тормозами
Правильный уход за тормозной системой — это не только своевременная замена колодок и дисков, но и внимание к, казалось бы, мелочам. Одной из таких критически важных деталей являются направляющие суппорта. От их бесперебойной работы зависит, насколько равномерно будут изнашиваться колодки, не будет ли подклиниваний и перегревов. Многие автовладельцы, решив заняться обслуживанием самостоятельно, сталкиваются с дилеммой: чем же именно смазать эти пальцы, чтобы не навредить? Оказывается, далеко не каждый состав, лежащий в гараже, для этого подходит.
Зачем смазывать направляющие
Основная задача направляющих — позволять суппорту плавно перемещаться взад и вперед, подводя колодки к диску и отводя их после прекращения торможения. Если движение становится затрудненным, колодки начинают подтормаживать даже когда вы не нажимаете на педаль. Это приводит к их ускоренному износу, перегреву тормозного диска и повышенному расходу топлива. Правильная смазка обеспечивает легкое скольжение и защищает от коррозии, которая является частой причиной закисания.
Открытые и закрытые направляющие
Прежде чем хвататься за тюбик, важно понять, нужна ли вашим направляющим смазка вообще. Конструктивно они делятся на два типа. Наиболее распространены "закрытые" пальцы, которые спрятаны под резиновыми пыльниками. Именно их смазывать необходимо. Однако встречается и второй тип — "открытые". У них нет внешнего пыльника, так как защитная манжета расположена внутри самого суппорта. В таких конструкциях смазка не только бесполезна, но и вредна: она будет собирать на себя пыль и абразивные частицы, превращаясь в абразивную пасту, которая ускорит износ.
Критерии выбора правильной смазки
Поскольку направляющие не испытывают колоссальных нагрузок, как, скажем, подшипники в двигателе, ключевые требования к смазке связаны с температурой и совместимостью с материалами.
Температурный режим тормозной системы очень суров. При активной езде по городу или в горной местности суппорт может раскаляться до 180-200 °C. Состав должен сохранять свои свойства, не высыхать и не вытекать. Второй критический фактор — совместимость с резиной. Многие популярные и доступные смазки на основе минеральных мазей (такие как литол или солидол) вызывают набухание и разрушение резиновых пыльников, что ведет к потере защиты и выходу из строя всего узла.
Распространенная ошибка: противоскрипные пасты
Отдельно стоит предостеречь от использования специальных противоскрипных паст для суппортов. Они продаются в похожих упаковках и часто находятся на соседней полке в магазине. Однако их назначение совершенно иное: эти составы наносятся на тыльную сторону тормозных колодок и металлические пластины для подавления вибраций и скрипов. Для смазки направляющих они не предназначены и не обеспечат нужного скольжения и защиты от высоких температур.
Сравнение популярных смазок
Чтобы упростить выбор, рассмотрим несколько проверенных продуктов, которые отвечают всем требованиям.
Название продукта | Производитель | Объем / Форма выпуска | Ориентировочная стоимость | Примечания |
МС 1630 | ВМПАВТО | 4 г / Стик-пакет | Низкая | Проверенный отечественный вариант, отлично подходит для разового применения. |
Bremsen-Anti-Frie | LIQUI MOLY | 5 г / Тюбик | Средняя | Продукт от известного немецкого бренда, гарантирует высокое качество и термостойкость. |
PFG110 | TRW | 25 мл / Тюбик | Высокая | Экономичный выбор для тех, кто часто проводит обслуживание или владеет несколькими автомобилями. |
Как правильно смазать направляющие: пошаговая инструкция
Сама процедура не требует специальных инструментов, но важна аккуратность и чистота.
- Демонтаж и очистка. Первым делом нужно снять суппорт, вынуть сами направляющие из их посадочных мест. Старую, почерневшую смазку и всю грязь необходимо тщательно удалить. Идеальный помощник для этого — аэрозольный очиститель тормозов, например, LIQUI MOLY Bremsen-Reiniger или его более доступный аналог. Он эффективно растворяет остатки смазки и быстро испаряется, не оставляя следов.
- Осмотр. Прежде чем наносить новый состав, внимательно осмотрите направляющие на предмет задиров и коррозии. Обязательно проверьте состояние резиновых пыльников. Если на них есть даже мелкие трещины или разрывы, деталь подлежит замене. Эксплуатация с поврежденным пыльником бессмысленна — внутрь быстро набьется грязь.
- Нанесение. Нанесите небольшое количество выбранной смазки тонким равномерным слоем на всю поверхность направляющей. Не нужно выдавливать много — излишки все равно выдавятся при сборке.
- Сборка. Установите направляющие на место, верните на позицию суппорт и затяните все необходимые болты с рекомендуемым моментом.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
Ошибка: использование универсального литола или солидола.
Последствие: разбухание и разрушение резиновых пыльников, потеря защиты, закисание направляющих.
Альтернатива: специализированная высокотемпературная смазка МС 1630 или TRW PFG110.
Ошибка: применение противоскрипной пасты.
Последствие: недостаточное скольжение, подклинивание суппорта, перегрев и ускоренный износ колодок.
Альтернатива: смазка для направляющих LIQUI MOLY Bremsen-Anti-Frie.
А что если…
Если пренебречь этой процедурой? Последствия не заставят себя ждать. Вы рискуете столкнуться с повышенным износом тормозных колодок, перегревом тормозного диска и даже потерей эффективности торможения в критической ситуации. Кроме того, замена закисших направляющих и ремонт суппорта обойдутся значительно дороже, чем тюбик правильной смазки.
Частые вопросы (FAQ)
Как часто нужно смазывать направляющие?
Эту процедуру оптимально проводить при каждой плановой замене тормозных колодок, то есть примерно каждые 25-40 тысяч километров пробега.
Сколько смазки нужно на один суппорт?
Для одного суппорта (двух направляющих) достаточно 2-3 граммов состава. Небольшого тюбика или стик-пакета хватит на полное обслуживание одной машины.
Что будет, если смазка попадет на тормозной диск или колодку?
Это крайне нежелательно. Эффективность торможения может резко снизиться. Если это произошло, необходимо тщательно обезжирить диск и колодки с помощью того же аэрозольного очистителя тормозов.
Мифы и правда
Миф: "чем больше смазки, тем лучше".
Правда: излишки смазки не улучшат работу, а, наоборот, могут вытечь и попасть на тормозной диск, что опасно. Достаточно тонкого слоя.
Миф: "любая термостойкая смазка подойдет".
Правда: термостойкость — не единственный критерий. Состав должен быть совместим с резиной и пластиком, из которых сделаны пыльники и уплотнители.
Три факта о тормозной системе
- Во время интенсивного торможения температура тормозных дисков на спортивных автомобилях может достигать 500-600 °C, поэтому к материалам и смазкам предъявляются исключительно высокие требования.
- Первые дисковые тормоза на автомобилях появились еще в 50-х годах прошлого века, но массовое распространение они получили лишь спустя два десятилетия, вытесняя менее эффективные барабанные механизмы.
- Современные системы, такие как ABS и ESP, напрямую зависят от бесперебойной работы суппортов: любое подклинивание может исказить данные датчиков и нарушить работу электронных помощников.
Исторический контекст
Эволюция тормозных систем тесно связана с ростом скоростей автомобилей. Если на первых самодвижущихся экипажах хватало простого механического тормоза, то с увеличением мощности моторов потребовались более эффективные решения. Появление гидравлического привода в 20-х годах XX века стало первым шагом, но настоящей революцией стало внедрение дисковых тормозов.
Изначально они использовались в авиации и на гоночных машинах, где надежность и эффективность охлаждения были критичны. Со временем, по мере усложнения конструкции и повышения надежности, дисковые тормоза перекочевали на серийные легковые автомобили, а вместе с ними пришла и необходимость в регулярном обслуживании таких узлов, как направляющие суппорта, для сохранения их первоначальной эффективности.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru