
Россия запускает Ассоциацию БПЛА: что это даст производителям и рынку
В Самарской области официально стартовала работа Ассоциации производителей и разработчиков беспилотных авиационных систем. Знаковое совещание по этому поводу прошло 5 июня в Тольятти, на территории компании Транспорт будущего, которая считается одной из ведущих в отрасли. Участие в мероприятии приняли представители федеральной и региональной власти, а также ключевые игроки рынка БАС. В частности, в совещании участвовали заместитель министра промышленности и торговли России Василий Шпак и вице-губернатор Самарской области Антон Емельяненко. Помимо очных участников, к обсуждению подключились представители из других регионов страны в формате видеоконференции.
Обсуждение коснулось перспектив и форм сотрудничества между разработчиками, производителями, научными учреждениями и другими заинтересованными сторонами, задействованными в сфере беспилотной авиации. Инициатива по созданию ассоциации принадлежит губернатору Самарской области Вячеславу Федорищеву, который озвучил её еще в марте во время заседания комиссии Госсовета по направлению Промышленность. За три месяца, как отметил вице-губернатор, региональная команда провела активную работу с представителями индустрии и вузов, чтобы четко сформулировать задачи, цели и формат будущей ассоциации.
По словам Антона Емельяненко, в рамках подготовки создавались смысловые ориентиры, определяющие отличие ассоциации от существующих общественных объединений. Он также подчеркнул, что ключевым преимуществом будет объединение усилий компаний и научных центров в одном координационном пространстве, что обеспечит более эффективное взаимодействие на национальном уровне.
Самарская область сегодня является одним из флагманов в развитии беспилотной авиации в России. На её территории работает научно-производственный центр, созданный в рамках национального проекта Беспилотные авиационные системы. В настоящее время в центре задействованы 55 компаний из 21 региона, которые реализуют 57 проектов. Это включает не только разработку самих БПЛА, но и их комплектующих, систем управления и сопутствующих технологий.
По словам вице-губернатора, назрела необходимость выйти на новый уровень кооперации. Количество участников в отрасли превысило сотню, и системная интеграция стала неизбежной. Ассоциация, как предполагается, станет платформой для такой координации. Базироваться она будет на уже существующей и технически оснащенной площадке Транспорт будущего.
В свою очередь, Василий Шпак озвучил ряд конкретных предложений. Он подчеркнул, что в стране до сих пор не существовало ассоциации, которая объединяла бы весь спектр участников экосистемы беспилотной авиации — от разработчиков до конечных потребителей и научно-образовательных центров. Новая структура, по его мнению, должна взять на себя именно такую функцию. Это позволит консолидировать ресурсы, выработать единые технические и программные стандарты, а также усилить влияние отрасли на уровне принятия государственных решений.
Одним из предложений стало создание открытых программных решений на базе ассоциации. Это даст возможность членам использовать разработки друг друга без дополнительных затрат, при условии согласования протоколов информационного взаимодействия. Особенно перспективным направлением он назвал применение беспилотников в сельском хозяйстве. Здесь, по словам замминистра, уже есть высокий запрос на автоматизацию, и открытая программная архитектура может ускорить внедрение решений на местах.
Кроме того, Василий Шпак предложил учредить национальную премию в области применения беспилотных технологий в аграрном секторе. По его словам, эту инициативу можно начать реализовывать уже сейчас, чтобы осенью, в рамках ежегодной сельскохозяйственной выставки в Самарской области, подвести первые итоги. Планируется, что премия станет ежегодной, а Самара — её координационным центром.
Итогом совещания стало подписание меморандума о создании Ассоциации производителей и разработчиков беспилотных авиационных систем. Также было заключено соглашение о намерениях между Правительством Самарской области и представителями рынка БАС. Участники подчеркнули, что это только начало, а впереди — формирование дорожной карты, выработка стандартов и объединение научных и промышленных компетенций, чтобы вывести Россию на новый уровень в развитии беспилотных технологий.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru