
Новая авиареволюция в России: что изменится с 1 сентября для туристов
Когда слышишь, что власти хотят "запретить билетам дорожать в праздники", первая реакция может быть: "Наконец-то!" Ведь каждый, кто хотя бы раз покупал билеты на майские или новогодние, знает — цена порой вырастает вдвое. Но что стоит за этим желанием "спасти" пассажира от авиапереплат?
Цены под прицелом регулятора
По информации телеграм-канала "Авиаторщина", Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) обратилось к авиакомпаниям с просьбой рассмотреть возможность введения ценового регулирования на внутренние авиарейсы в периоды праздничных дат. Цель проста — сдержать рост цен на билеты, которые традиционно "взлетают" во время массовых отпусков и праздников.
Дополняет эту инициативу и позиция Минтранса: министерство, со своей стороны, предлагает запретить повышение стоимости билетов в праздники вовсе. По их логике, это должно сделать путешествия внутри страны более доступными и снизить отток туристов за рубеж.
Новая волна ограничений: что ещё хотят запретить?
На этом регуляторные инициативы не заканчиваются. Один из сенаторов предложил законопроект, согласно которому авиакомпании больше не смогут самостоятельно определять параметры ручной клади. В документе говорится:
"Перевозчик не в праве самостоятельно устанавливать нормы по весу и габаритам ручной клади, в том числе суммарным габаритам ручной клади и вещей, которые авиационными правилами дозволяется провозить сверх нормы без взимания дополнительной платы…"
Речь идёт о защите прав пассажиров, которым иногда приходится сталкиваться с произволом на стойке регистрации, когда привычный рюкзак вдруг признаётся "слишком большим".
С 1 сентября также вступает в силу новый приказ Минтранса: авиакомпании не смогут отменять обратный билет, если пассажир не явился на первый сегмент маршрута. Это частая проблема для тех, кто, к примеру, хочет пропустить часть маршрута или меняет планы в пути.
Авиакомпании бьют тревогу
Пока государственные органы пытаются навести порядок, эксперты рынка авиации в один голос предупреждают: чрезмерное регулирование почти всегда приводит к противоположному результату.
Механизм динамического ценообразования, который сейчас используется большинством перевозчиков, как раз и позволяет устанавливать минимальные тарифы в низкий сезон или на рейсы с низкой загрузкой. Если запретить гибкое ценообразование, компании попытаются компенсировать недополученные доходы. Например, перестанут снижать цены в периоды низкого спроса, а это значит, что "дешёвых билетов" станет меньше, а не больше.
Кроме того, дополнительные ограничения по багажу и условиям возврата билетов приведут к удорожанию других сервисов. Что-то подобное уже случалось: после попыток "усреднить" тарифы или ограничить доплаты, авиакомпании стали вводить скрытые комиссии, повышать сборы за бронирование и даже уменьшать включённые услуги.
Пример из прошлого: чему нас учит рынок
Похожий сценарий уже разыгрывался в Европе. В 2010-х годах власти некоторых стран попытались ввести ценовые ограничения на бюджетные авиарейсы. Результат оказался неутешительным: перевозчики массово начали закрывать направления, убыточные по новым условиям, а низкие тарифы стали исчезающим видом.
Важно понимать: цена на билет — это не только себестоимость топлива и зарплаты экипажа. Это сложная математика логистики, загрузки, сезонности, спроса и конкуренции. Пытаясь "выправить" один элемент, можно легко разрушить всю экосистему.
Что на самом деле стоит за этими инициативами?
Сторонники регулирования говорят о заботе о гражданах. Мол, дорогие билеты мешают людям летать по стране, делают внутренний туризм недоступным. Противники же указывают: такое вмешательство лишь нарушает рыночные законы.
Интересно, что даже депутаты, поддерживающие инициативу Минтранса, признают: механизм динамического ценообразования им "непонятен" и вызывает раздражение. Но вместо изучения принципов работы отрасли, делается ставка на жёсткие административные меры.
Кто в итоге заплатит за "удешевление"?
Парадоксально, но цель "удешевить авиабилеты" может обернуться ростом цен для всех. Ограничив свободу в пиковые дни, государство подталкивает авиакомпании искать способы возместить убытки. А сделать это можно лишь за счёт остальных рейсов — в будни, в низкий сезон, на непопулярных направлениях.
Иными словами, комфорт ограниченного числа пассажиров, путешествующих в праздники, может быть обеспечен за счёт миллионов других, кто летает "вне пиков".
Пассажиры будут видеть "замороженные" цены на майские, но платить больше за билеты в ноябре. И вряд ли назовут это справедливым решением, отмечают скептики.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru