мужчина в аэропорту
мужчина в аэропорту
Екатерина Тимиряева Опубликована 20.06.2025 в 12:07

Новая авиареволюция в России: что изменится с 1 сентября для туристов

Когда слышишь, что власти хотят "запретить билетам дорожать в праздники", первая реакция может быть: "Наконец-то!" Ведь каждый, кто хотя бы раз покупал билеты на майские или новогодние, знает — цена порой вырастает вдвое. Но что стоит за этим желанием "спасти" пассажира от авиапереплат?

Цены под прицелом регулятора

По информации телеграм-канала "Авиаторщина", Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) обратилось к авиакомпаниям с просьбой рассмотреть возможность введения ценового регулирования на внутренние авиарейсы в периоды праздничных дат. Цель проста — сдержать рост цен на билеты, которые традиционно "взлетают" во время массовых отпусков и праздников.

Дополняет эту инициативу и позиция Минтранса: министерство, со своей стороны, предлагает запретить повышение стоимости билетов в праздники вовсе. По их логике, это должно сделать путешествия внутри страны более доступными и снизить отток туристов за рубеж.

Новая волна ограничений: что ещё хотят запретить?

На этом регуляторные инициативы не заканчиваются. Один из сенаторов предложил законопроект, согласно которому авиакомпании больше не смогут самостоятельно определять параметры ручной клади. В документе говорится:

"Перевозчик не в праве самостоятельно устанавливать нормы по весу и габаритам ручной клади, в том числе суммарным габаритам ручной клади и вещей, которые авиационными правилами дозволяется провозить сверх нормы без взимания дополнительной платы…"

Речь идёт о защите прав пассажиров, которым иногда приходится сталкиваться с произволом на стойке регистрации, когда привычный рюкзак вдруг признаётся "слишком большим".

С 1 сентября также вступает в силу новый приказ Минтранса: авиакомпании не смогут отменять обратный билет, если пассажир не явился на первый сегмент маршрута. Это частая проблема для тех, кто, к примеру, хочет пропустить часть маршрута или меняет планы в пути.

Авиакомпании бьют тревогу

Пока государственные органы пытаются навести порядок, эксперты рынка авиации в один голос предупреждают: чрезмерное регулирование почти всегда приводит к противоположному результату.

Механизм динамического ценообразования, который сейчас используется большинством перевозчиков, как раз и позволяет устанавливать минимальные тарифы в низкий сезон или на рейсы с низкой загрузкой. Если запретить гибкое ценообразование, компании попытаются компенсировать недополученные доходы. Например, перестанут снижать цены в периоды низкого спроса, а это значит, что "дешёвых билетов" станет меньше, а не больше.

Кроме того, дополнительные ограничения по багажу и условиям возврата билетов приведут к удорожанию других сервисов. Что-то подобное уже случалось: после попыток "усреднить" тарифы или ограничить доплаты, авиакомпании стали вводить скрытые комиссии, повышать сборы за бронирование и даже уменьшать включённые услуги.

Пример из прошлого: чему нас учит рынок

Похожий сценарий уже разыгрывался в Европе. В 2010-х годах власти некоторых стран попытались ввести ценовые ограничения на бюджетные авиарейсы. Результат оказался неутешительным: перевозчики массово начали закрывать направления, убыточные по новым условиям, а низкие тарифы стали исчезающим видом.

Важно понимать: цена на билет — это не только себестоимость топлива и зарплаты экипажа. Это сложная математика логистики, загрузки, сезонности, спроса и конкуренции. Пытаясь "выправить" один элемент, можно легко разрушить всю экосистему.

Что на самом деле стоит за этими инициативами?

Сторонники регулирования говорят о заботе о гражданах. Мол, дорогие билеты мешают людям летать по стране, делают внутренний туризм недоступным. Противники же указывают: такое вмешательство лишь нарушает рыночные законы.

Интересно, что даже депутаты, поддерживающие инициативу Минтранса, признают: механизм динамического ценообразования им "непонятен" и вызывает раздражение. Но вместо изучения принципов работы отрасли, делается ставка на жёсткие административные меры.

Кто в итоге заплатит за "удешевление"?

Парадоксально, но цель "удешевить авиабилеты" может обернуться ростом цен для всех. Ограничив свободу в пиковые дни, государство подталкивает авиакомпании искать способы возместить убытки. А сделать это можно лишь за счёт остальных рейсов — в будни, в низкий сезон, на непопулярных направлениях.

Иными словами, комфорт ограниченного числа пассажиров, путешествующих в праздники, может быть обеспечен за счёт миллионов других, кто летает "вне пиков".

Пассажиры будут видеть "замороженные" цены на майские, но платить больше за билеты в ноябре. И вряд ли назовут это справедливым решением, отмечают скептики.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

В отелях гостям могут быть доступны бесплатный кофе, йога и аренда техники сегодня в 0:05
Как получить максимум от отдыха и не переплатить: скрытые подарки отелей

Россиянам рассказали, какие бесплатные услуги в отелях остаются незамеченными — от йоги и кофе до шаттлов и хранения багажа.

Читать полностью »
Российская туристка раскрыла стоимость отдыха в Турции для семьи вчера в 23:56
Когда 400 тысяч превращаются в счастье: как нестандартные развлечения обогатили отдых

Российская туристка рассказала о девятидневном отдыхе в Сиде, который обошелся ей в 390-400 тысяч рублей на троих, включая проживание и развлечение на воздушном шаре.

Читать полностью »
В Чечне растет туристический поток в горные районы — прирост 25-30% в год вчера в 23:52
Ведущий туристический маршрут Чечни: что скрывает загадочное озеро Кезеной-Ам

Горные районы Чеченской Республики становятся всё более популярными среди туристов благодаря живописным пейзажам, развивающейся инфраструктуре и активным видам отдыха.

Читать полностью »
Блогер покинул отель The Himley Country Hotel из-за грязи и неприятных запахов вчера в 23:36
Что скрывает ужасный отель Великобритании: тревел-блогер раскрыл шокирующие подробности

Тревел-блогер описал опыт пребывания в The Himley Country Hotel, отмечая отвратительные условия: запахи пота и страха, грязные номера и пауков.

Читать полностью »
Туристы покинули Пицунду из-за низкого уровня сервиса в местных столовых вчера в 23:30
Пицунда разочаровала: почему местный сервис не выдержал конкуренции с курортами XXI века

В Пицунде туристы столкнулись с проблемами сервиса и питания, что привело к досрочному завершению отдыха. Курорт подойдёт для ценителей уединенного отдыха.

Читать полностью »
Срок пребывания в черных списках авиадебоширов предлагают увеличить до трех лет вчера в 23:21
Из самолёта — в список нежелательных: авиакомпании объединяются против дебоширов

"Аэрофлот" предложил ввести общие черные списки для авиадебоширов и увеличить срок запрета на перелеты до трёх лет. Как это изменит безопасность полетов?

Читать полностью »
Россиянам предлагают уникальные экскурсии в Казани в рамках нового авиамаршрута вчера в 22:51
Астрахань и Казань теперь связаны новым маршрутом: что скрывает этот неожиданный авиарейс

Жители Астраханской области могут теперь легко добраться в Казань за два часа благодаря регулярным рейсам авиакомпаний Nordwind Airlines и Car.

Читать полностью »
Сбер: спрос на квартиры посуточно в Ростове-на-Дону растёт из-за делового и культурного туризма вчера в 22:39
Он был просто транзитом к морю — теперь сюда едут специально: как Ростов стал новым туристическим магнитом

Ростов-на-Дону вошёл в число лидеров по краткосрочной аренде: туристы выбирают квартиры на три дня, экономя до 60% по сравнению с отелями.

Читать полностью »