
Медленно умирают на глазах — но именно сюда едут за атмосферой: тревожный обзор Гагры
В майской Абхазии море ещё холодное, а туристические маршруты не так людны. Но именно это время выбрала путешественница, чтобы отправиться в Гагру — не за пляжным отдыхом, не за природными пейзажами, а за архитектурой. Не новой, а уходящей, почти исчезнувшей. Об этом блогер написала в канале "Зачем я там была" на платформе Дзен.
Её цель — не открытки с пальмами и кафе у моря, а тихие, молчаливые памятники времени: полуразрушенные вокзалы, театры-призраки, мозаики, покрытые пылью, и дачи, давно лишённые жизни, но всё ещё держащие форму. Такая прогулка — не для каждого. Но если вы, как и она, чувствуете эстетику руин, возможно, в этих развалинах вы тоже увидите не упадок, а особую красоту.
Вокзал Гагрипш: станция, где время остановилось
Первым местом, куда отправилась туристка, стал старый вокзал Гагрипш. Всего в пяти минутах ходьбы от её жилья — и вот он, величественный силуэт с осыпающейся штукатуркой и трещинами на фасаде.
Этот вокзал был построен в 1943 году, и тогда назывался "Гагра-Пассажирская". Уже в 1951 году, после того как появился новый вокзал в Новой Гагре, его перепрофилировали в остановочный пункт. Название менялось: "Гагра", "Гагра-Павильон" — но суть оставалась прежней.
Залы ожидания внутри — словно из парадного дворца: лепнина, огромные окна, высоченные потолки.
"Таких вокзалов для обычных людей больше не строят", — отмечает путешественница.
Во время войны в начале 90-х здание серьёзно пострадало. С тех пор его не трогали — ни реставраторы, ни инвесторы.
Театр, в котором больше не звучит голос
Зимний театр, бывший кинотеатр "Гагра" — ещё один образец советской архитектурной гордости. Почти античный храм, только с отпечатком социалистической эпохи: коринфские колонны, львы у входа, фронтон, напоминающий классические европейские здания.
Когда-то здесь шли спектакли, позже — показывали фильмы. Сейчас — только тишина. Лишь верхний этаж сохранился относительно неплохо. Потолки всё ещё держат остатки лепнины и пустые гнёзда от люстр.
"Во время прогулки по этому зданию можно услышать собственное эхо. Оно как будто разговаривает с тобой", — делится она.
Уединённое гнездо: дача Нестора Лакоба
На склоне горы, в зелени, спрятана бывшая дача Нестора Лакоба — влиятельного абхазского политического деятеля 1930-х годов. Местные легенды приписывают это строение массажистке принца Ольденбургского, но, как обычно, истина скромнее.
Здание действительно построено в начале XX века, но история его — скорее политическая, чем романтическая. Арки, балконы, лестницы, камень и тишина — всё это должно было стать местом уединения, но сейчас остались лишь обломки.
Паркет исчез, окна разбиты, лестницы крошатся. И всё же с веранды открывается тот самый вид на море, который когда-то, наверное, казался бесконечно счастливым.
Восточная сказка: дача купца Силина
Прямо возле ресторана "Гагрипш" находится ещё одна жемчужина заброшенной архитектуры — дача, окутанная легендами. По одной из них, построил её богатый купец, вернувшийся из Персии с экзотической женой.
Правда, как это часто бывает, куда прозаичнее: здание действительно возводилось для купца Сергея Силина, а его супруга была москвичкой, дочерью другого купца — Василия Носова. Проект принадлежал архитектору П. А. Толстых. Но стиль дачи и правда восточный: лёгкий, фантазийный, с элементами "ориентального" влияния.
Сейчас это не музей, а просто — руины. Но даже в этом состоянии они завораживают.
"Заброшки" без посещения: дворец Ольденбургского и санаторий "Грузия"
К сожалению, не всё запланированное удалось увидеть, говорит туристка. Дворец принца Ольденбургского оказался закрыт, как и бывший санаторий "Грузия". Ни старые карты, ни лайфхаки бывалых "заброшколюбов" не помогли попасть внутрь.
"Ну что ж, будет повод вернуться", — с улыбкой говорит она.
Развалины, в которых всё ещё живёт история
В таких местах не звучит музыка, не ходят официанты, нет ярких табличек. Здесь только ветер, тени деревьев и шорох собственных шагов. Но для тех, кто умеет слушать, это — настоящая экскурсия по времени.
Гагра в этом смысле — уникальна. Город, где роскошь прошлого борется с безразличием настоящего. Город, в котором полуразрушенные здания могут сказать о культуре и истории больше, чем десяток экскурсоводов.
Если окажетесь там — не спешите в пляжное кафе. Посмотрите вверх. В руинах иногда можно увидеть самое настоящее.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru