Как развиваются умные города? Москву признали одним из лучших в мире мегаполисов — в чем секрет
Технологии, урбанизация и новые подходы в городском планировании постепенно меняют облик крупных мегаполисов, создавая уникальные условия для жизни и работы. В 2025 году 600 крупнейших городов мира, по данным McKinsey, должны будут генерировать более 60% мирового ВВП, а их население составит более четверти всего человечества.
Такие темпы урбанизации требуют внимательного пересмотра подходов к строительству и организации городской жизни. Какие шаги предпринимаются для оптимизации городской среды, улучшения транспортных потоков и повышения качества жизни, рассказывают эксперты и аналитики, изучавшие современные тенденции в урбанистике. Об этом пишут "Ведомости. Город".
Город без автомобилей: новое видение урбанистики
В последние годы идея отказа от личных автомобилей в городах находит все больше сторонников среди урбанистов. Особенно ярко эту концепцию выразил Кент Ларсон, директор группы City Science в MIT Media Lab.
"Меня утомило стремление оптимизировать транспортные потоки с помощью интернета вещей и технологий умного города. Я считаю, что лучшее решение — это полное избавление от автомобилей в городах", — сказал он в интервью для исследования Deloitte.
Планируется, что на смену автомобилям придут новые формы городской мобильности, такие как электросамокаты и велосипеды. Также перспективным направлением является использование беспилотных транспортных средств. Исследование Deloitte, проведенное в США, прогнозирует, что к 2040 году автономные автомобили, включая беспилотные такси и пассажирские дроны, смогут составить до 80% всех пассажирских перевозок в городах.
В качестве примера эффективного внедрения подобных идей выступает концепция "15-минутного города", предложенная французским ученым Карлосом Морено в 2016 году. Эта концепция предполагает, что все необходимые объекты городской инфраструктуры — магазины, кафе, школы и больницы — должны быть расположены в пределах пешей доступности от дома. В настоящее время этот подход активно внедряется в Париже, где на развитие пешеходных зон и велосипедных дорожек было выделено 350 миллионов евро.
В России же активное развитие микромобильности наблюдается на примере аренды электросамокатов. Если в 2020 году численность пользователей кикшеринга составляла около 1,5 миллионов человек, то в 2024 году эта цифра выросла до 25,3 миллиона, а только за первое полугодие 2025 года количество поездок на электросамокатах увеличилось на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Электросамокаты и велосипеды: решение проблемы "последней мили"
Одной из актуальных проблем урбанистики является так называемая проблема "последней мили" — перемещение от остановки общественного транспорта до конечного пункта назначения. В условиях растущей урбанизации и загруженности транспортных систем этот вопрос становится особенно важным.
Электросамокаты и велосипеды стали популярным решением для городских жителей, позволяя не только уменьшить время в пути, но и разгрузить общественный транспорт, особенно в условиях краткосрочных поездок. Партнер компании Kept Степан Светанков отмечает, что развитие средств микромобильности позволяет сократить нагрузку на транспортную инфраструктуру и способствует более эффективному использованию времени горожан. Кроме того, это помогает снизить загрязнение воздуха и уменьшить количество автомобилей на дорогах.
Система интеллектуального управления транспортом, которая позволяет отслеживать и регулировать транспортные потоки в реальном времени, также играет важную роль в оптимизации городских перевозок. Основатель компании InnovaTransport Алексей Смирнов отмечает, что использование искусственного интеллекта и нейросетей для анализа движения и оперативного реагирования на инциденты помогает повысить эффективность городской транспортной системы.
Зеленые города: тренд на озеленение и улучшение качества жизни
Параллельно с развитием транспортных технологий и улучшением городской мобильности все больше внимания уделяется концепции "зеленых городов". Эта идея не нова, но в последние годы она приобретает особое значение. Примером успешного применения данной концепции является Сингапур, который в 2017 году был признан самым зеленым городом мира по версии проекта MIT и Всемирного экономического форума.
Однако озеленение становится актуальным и для городов с менее благоприятными экологическими условиями. В 2019 году Фритаун, столица Сьерра-Леоне, запустила амбициозную программу по озеленению, цель которой заключалась в увеличении растительного покрова на 50% в течение трех лет. Кампания по посадке миллиона деревьев была завершена на 95%, что значительно улучшило экологическую обстановку в одном из самых густонаселенных городов мира.
Тренд на "зеленые" пространства также затронул и российские города. Ландшафтный дизайнер Иван Шаферов отмечает, что с ростом урбанизации появляется потребность в создании качественных общественных пространств, где люди могут отдыхать, работать или заниматься спортом. В последние годы российские мегаполисы активно развивают парки, скверы и зоны для прогулок, что улучшает качество жизни горожан.
Город как платформа для развития: новый взгляд на экономику мегаполисов
Технологии и инновации не только меняют облик городов, но и формируют новую экономическую модель. Город больше не рассматривается только как место для жизни, но и как платформа для развития бизнеса и реализации человеческого потенциала. Как объясняет эксперт Анна Данченок, города стали активными участниками формирования экономической повестки. Они создают благоприятные условия для роста предпринимательства и экономического развития, формируя индустриальные кластеры и предоставляя различные инструменты поддержки.
Современные мегаполисы разрабатывают стратегии для создания инновационных экосистем, которые могут повысить конкурентоспособность городов и привлечь инвестиции. Такие города активно используют ресурсы своей физической инфраструктуры, землю и транспортные системы для оптимизации своих экономических процессов и создания новых рабочих мест. В этом контексте важным аспектом является эффективное использование пространства, в том числе через полицентричность и развитие многофункциональных объектов.
Умный город: данные и технологии в управлении мегаполисом
Одним из центральных элементов городской трансформации является концепция "умного города". В отличие от традиционного подхода, который опирается на физическую инфраструктуру, умные города используют данные и новые технологии для улучшения качества жизни горожан. Как утверждает Степан Светанков, в основе концепции лежит анализ данных и использование передовых технологий для повышения устойчивости городов и оптимизации всех процессов, от транспортной системы до управления энергоресурсами.
В рейтинге умных городов 2025 года Москва занимает второе место, уступив лишь Сингапуру. В столице России активно развиваются технологии, направленные на улучшение городской инфраструктуры, включая расширение возможностей ИТ-инфраструктуры, развитие электротранспорта и повышение финансирования научных исследований и разработок. Сингапур, в свою очередь, продолжает инвестировать в инновации, направляя не менее 1% своего ВВП на поддержку образовательных и технологических инициатив.
Таким образом, развитие городов в ближайшие десятилетия будет связано с интенсивным внедрением новых технологий, совершенствованием транспортных систем, озеленением и созданием комфортной городской среды. Умные города станут не только центрами экономики, но и обеспечат высокое качество жизни для своих жителей.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru