Свекла
Свекла
Дмитрий Ларионов Опубликована сегодня в 11:27

Забудьте о ржавых машинах: шведы нашли гениальную замену дорожной соли обычной свеклой

В Швеции разработали инновационный метод борьбы с гололедом на основе свеклы — эксперты

В Швеции, где уровень благосостояния значительно выше, чем во многих странах, власти отказываются от традиционной дорожной соли в пользу инновационной смеси на основе свекольного порошка и кукурузного крахмала, чтобы защитить не только дороги, но и тысячи жизней птиц. Об этом сообщает венгерский новостной портал Telex. Этот подход сочетает безопасность движения с экологической ответственностью, минимизируя вред для природы без потери эффективности.

Проблемы традиционного использования дорожной соли

Традиционная соль, применяемая для борьбы с гололедом, эффективно очищает дороги, но наносит серьезный ущерб окружающей среде. Она корродирует кузова автомобилей, загрязняет почву и воду, а также представляет угрозу для животных. Птицы часто принимают кристаллы соли за зерна или минералы, поедают их, что приводит к обезвоживанию, повреждению почек и массовой гибели.

В Швеции ежегодно погибают тысячи пернатых из-за такой путаницы, особенно в зимний период, когда естественная пища становится scarce. Сравнивая с другими странами Европы, где соль остается стандартом, шведский опыт показывает, что безальтернативное использование усугубляет проблему: почвенное засоление снижает плодородие на 20-30% в прибрежных зонах. Это заставляет искать заменители, которые сохраняют сцепление колес с дорогой, но не вредят экосистеме.

Факты из европейских исследований подтверждают, что соль проникает в грунтовые воды, повышая соленость на десятки километров от трасс. В отличие от нее, органические добавки позволяют снизить эти риски, не жертвуя безопасностью. Шведы, опираясь на данные мониторинга, оценивают ежегодные потери птиц в тысячи особей только в одном регионе.

Запуск инновационного проекта в Швеции

Проект по замене соли стартовал осенью 2024 года под руководством компании Svevia в районе Эрншёльдсвик. Он предполагает использование так называемой циркулярной соли, произведенной из промышленных отходов, таких как зола и побочные продукты удобрений. Тестирование продлится до июня 2026 года, охватив два зимних сезона, чтобы собрать полные данные об эффективности.

Svevia, один из крупнейших подрядчиков по обслуживанию дорог в Швеции, координирует внедрение, фокусируясь на экологичности. В отличие от импортной соли, которая требует значительных логистических затрат, новая смесь использует локальные ресурсы, снижая углеродный след.

Сравнивая с аналогичными инициативами в Норвегии или Финляндии, шведский подход выделяется интеграцией отходов: зола стабилизирует смесь, а органика усиливает адгезию. Это не только экономит бюджет — до 15% на сезон, — но и способствует циркулярной экономике. Участники проекта отмечают, что первые результаты уже вдохновляют соседние страны на эксперименты.

Состав и свойства новой смеси

Новая "птицедружественная соль" включает три ключевых компонента: сниженное содержание натрия для минимизации токсичности, экстракт свеклы для удержания влаги и кукурузный крахмал для замедления растворения. Свекольный порошок придает смеси красноватый оттенок, делая ее визуально отличимой от естественной пищи. Это отпугивает птиц, снижая риск поедания.

В отличие от стандартной соли, которая работает до -6°C, новая смесь эффективна до -20°C благодаря сахарам и органике, понижающим точку замерзания. Кукурузный крахмал предотвращает быстрое вымывание, продлевая действие на 20-30% дольше. Факты из предварительных тестов Svevia подтверждают, что такая формула требует корректировки оборудования для дозировки из-за мелкой фракции, но не уступает в производительности.

Сравнивая с чистой солью, органическая добавка лучше прилипает к асфальту, уменьшая разброс и загрязнение обочин. Примеры из шведских регионов показывают, что красный цвет не только защищает фауну, но и облегчает контроль за нанесением: операторы видят покрытие даже в снегу. Это делает смесь универсальной для городских и загородных трасс.

Экологические и социальные преимущества

Внедрение смеси уже спасло тысячи птиц, по оценкам экологов, и снизило солевую нагрузку на почву и воду. Долгосрочные эффекты включают восстановление растительности вдоль дорог и улучшение качества водоемов. В сравнении с традиционными методами, где соль накапливается годами, этот подход разлагается естественным путем, не оставляя токсичных остатков.

Автолюбители Швеции положительно отреагировали на инициативу с первых тестов.

"В конце концов, решение, которое защищает не только автомобили, но и природу. Надеюсь, скоро внедрят везде!", — отметил один из водителей на форуме.

Это отражает общее одобрение: меньше коррозии для машин и чище окружающая среда.

Факты из отрасли указывают, что интерес к технологии растет в Европе: Германия и Дания изучают аналогичные рецепты. В Швеции проект способствует сохранению биоразнообразия, где птицы составляют ключевую часть экосистемы. Сравнивая с глобальными практиками, такая инновация снижает ежегодные убытки от экологического ущерба на миллионы евро.

Эффективность и перспективы тестирования

Предварительные данные показывают, что смесь не только экологична, но и практична: она требует меньше объема для покрытия той же площади. Тесты до 2026 года позволят уточнить дозировку, учитывая, что мелкие частицы не проникают в лед так же глубоко, как крупная соль. Однако общая эффективность выше за счет лучшей адгезии в экстремальный холод.

В отличие от соли, вызывающей эрозию почвы, новая формула питает грунт органикой, способствуя росту трав. Примеры из Эрншёльдсвика демонстрируют нулевые случаи массовой гибели птиц в тестовых зонах. Это подтверждает, что корректировки оборудования окупаются быстрой окупаемостью.

Перспективы широкого применения вдохновляют: если тесты подтвердят стабильность, технология распространится по Скандинавии. Сравнивая с альтернативными методами, такими как песок или химикаты, свекольная смесь лидирует по балансу цены и пользы. Швеция снова задает тон в устойчивом развитии инфраструктуры.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

В Берлине продлили действие закона о контроле за арендной платой вчера в 23:11
До 2029 года под контролем: Берлин объявил новую войну арендным рекордам и алчным хозяевам

Берлин продлил закон о контроле за арендной платой до 2029 года. Почему меры считают недостаточными, как они изменят рынок и чего боятся инвесторы.

Читать полностью »
Часы, ножи и зонты попадают в список антиподарков в 2026 году — Наша газета вчера в 21:08
Подарок выглядел симпатично — но в Год Огненной Лошади он стал знаком разрыва

В год Красной Огненной Лошади важна символика подарков: некоторые вещи могут восприниматься как знак застоя или разрыва. Издание Наша газета объясняет, чего избегать.

Читать полностью »
Зима 2025–2026 будет холоднее предыдущей — синоптик Вильфанд вчера в 20:01
Прогноз на зиму меняет ожидания: тепла больше не будет — столица готовится к другой реальности

Зима 2025–2026 будет холоднее предыдущей, но без серьёзных отклонений от нормы. Прогноз дал научный руководитель Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд.

Читать полностью »
Утечка в кране увеличивает расход воды до 4 тыс. литров — РВК-Воронеж вчера в 19:38
Микротрещины в трубах ведут двойную игру: они крадут ресурс и открывают путь загрязнениям

Заместитель главного инженера РВК-Воронеж Александр Потапов объяснил, почему даже маленькая утечка превращается в проблему масштаба города — от тарифов до экологии.

Читать полностью »
В цехе фасовки масла Екатеринбурга нашли хлор и бактерии — Роспотребнадзор вчера в 15:53
Чистые продукты — грязнее некуда: Роспотребнадзор вскрыл масляный цех под Екатеринбургом с хлоркой и бактериями

В Екатеринбурге из-за нарушений санитарных норм на фасовке масла деятельность трёх предприятий приостановлена судом. Масштаб проблемы выходит за пределы одного цеха.

Читать полностью »
Рынка краткосрочной аренды в Афинах вырос на фоне действий администрации — AirDNA вчера в 14:06
Запрет сработал наоборот: туристы захватывают центр Афин быстрее, чем чиновники успевают считать

В Афинах запрет на новые лицензии для краткосрочной аренды дал обратный эффект: число квартир выросло, а рынок показал устойчивость к регулированию.

Читать полностью »
Новый автобус №202 запустят в Раменках 22 ноября — департамент транспорта вчера в 11:56
Новая линия в Раменках сократит путь до метро — жители поймут это уже после первой поездки

С 22 ноября в Раменках запускают маршрут №202, который улучшит доступность Мосфильмовской и Кинематографического квартала, усилив связи с метро и МЦД.

Читать полностью »
Горожане указали на потерю прямого маршрута к вокзалу — Департамент городского хозяйства Кургана вчера в 10:38
Обычный вокзал стал точкой невозврата: дорога к нему теперь лежит через пересадки и долгие переходы

Жители курганских посёлков требуют вернуть автобусный маршрут к Пригородному вокзалу, но власти пока не готовы менять схему движения.

Читать полностью »