Пациент, напечатанный на принтере: Владивосток выводит медицинское обучение на уровень будущего
Во Владивостоке создают уникальные медицинские тренажёры, которые позволяют будущим врачам безопасно отрабатывать сложные операции. Разработками занимается команда Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
По словам авторов проекта, каждая тренировка на таких симуляторах снижает риск врачебной ошибки и помогает студентам выйти в профессию с реальными практическими навыками. Об этом сообщает "Вести Приморья".
3D-модели для будущих хирургов
В университете разработали технологию, позволяющую воссоздавать анатомические структуры человека с высокой точностью. Макеты создаются на 3D-принтере по компьютерной томограмме, что делает их максимально приближенными к клинической реальности.
"Например, у него может быть костная опухоль, которая будет возвышаться над общей формой позвонка. Мы можем эти позвонки распечатать, сделать из нашего материала, который контрастен на рентгене, и тренировать те или иные манипуляции на индивидуальной клинической картине", — рассказала разработчик симулятора, студентка пятого курса лечебного факультета Вероника Бандур.
Каждая модель создаётся под конкретную задачу: от обучения диагностике до отработки точных хирургических движений. Студенты могут тренироваться на примерах, которые повторяют реальные патологии пациентов.
Симуляторы нового поколения
Особую гордость у команды разработчиков вызывают тренажёры для пункции межпозвонковых дисков — одной из самых сложных процедур в нейрохирургии. Эта манипуляция проводится под контролем С-дуги, и ошибка даже в миллиметр может привести к повреждению сосудов или нервных корешков.
По словам врача-нейрохирурга Михаила Скрябина, такой симулятор позволяет воспроизвести все ощущения настоящей операции: студент чувствует связки, ткани, сопротивление жирового слоя — как при работе с живым пациентом.
"Мы применяем самые современные, малоинвазивные эндоскопические методы для лечения грыж межпозвонковых дисков и делаем это достаточно успешно", — отметил специалист.
Подобные макеты создаются и для других направлений медицины — например, для тренировок по ультразвуковой диагностике и биопсии молочных желез. На таких моделях будущие врачи учатся искать новообразования и безопасно выполнять пункцию.
Виртуальная реальность в помощь
Современные симуляторы ДВФУ дополняются технологиями дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности. Надев AR-очки, студент видит не просто муляж, а полноценного пациента в цифровом кабинете с медицинским оборудованием и инструкцией для выполнения процедуры.
"Поменяли симуляционную модель, поменяли программу — и у нас новый образовательный модуль. Представьте, сколько нужно комнат, чтобы имитировать каждый кабинет — стоматологический, реанимационный. Это очень дорого. А в концепции виртуальной реальности мы можем создавать их сколько угодно", — пояснил хирург и разработчик симуляторов Александр Ожерельев.
Такие решения делают обучение гибким, экономичным и доступным, что особенно важно для региональных вузов.
Подготовка врачей будущего
В Школе медицины и наук о жизни ДВФУ уверены: симуляционные технологии помогают решать ключевую проблему медицинского образования — ограниченный доступ студентов к практике.
"Существует в медицине такая проблема, что у студентов нет возможности оттачивать манипуляции на человеке. Здесь возникают вопросы этики и закона. Эти задачи нам нужно решать", — подчеркнул директор школы Роман Гончарук.
Команда разработчиков уже получила признание в профессиональном сообществе и планирует масштабировать проект. В планах — создание симуляционных центров и программ дополнительного обучения для других вузов Дальнего Востока.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru