водитель у грузовика
водитель у грузовика
Дмитрий Лавров Опубликована сегодня в 12:51

Почасовая оплата вместо километров: как новая система может навести порядок

В России предложили сделать оплату грузоперевозок прозрачной

Ассоциация "Грузавтотранс" выступила с предложением изменить систему ценообразования на рынке грузоперевозок в России. Организация предлагает сделать тарифы прозрачными и справедливыми, внедрив новый алгоритм расчётов по аналогии с такси — оплату по часам работы, а не по километрам и тоннажу. Об этом сообщил президент ассоциации Владимир Матягин в интервью газете "Известия".

Когда перегруз становится нормой

По словам Матягина, нынешняя система оплаты провоцирует перевозчиков нарушать правила, экономить на безопасности и рисковать жизнью.

"Магистральные фуры и перевозчики насыпных грузов часто ездят с перегрузом, разбивая дороги, водители не спят сутками, допускают рискованные обгоны — и всё потому, что на это их подталкивают заказчики и сложившаяся система оплаты рейсов", — подчеркнул глава ассоциации.

Сегодня водители получают оплату в зависимости от массы груза и километража, что мотивирует их перевозить больше, сокращая время отдыха и нарушая установленные нормы. Это не только разрушает дороги, но и приводит к авариям.

Почему проблема усугубляется? Заказчики нередко требуют выполнить рейс в нереальные сроки и по заниженным ставкам. Чтобы не потерять клиента, перевозчики соглашаются, перегружая машины и нарушая правила весового контроля.

Почасовой тариф как решение

"Грузавтотранс" предлагает ввести единый алгоритм расчёта рейсов, встроенный в электронный документооборот (ЭДО) и государственную платформу ГосЛог. Новая модель будет учитывать время, проведённое в пути и на погрузке, а не только километраж.

Как это должно работать:

  1. заказчик оформляет заявку через ЭДО с указанием маршрута и времени;

  2. система автоматически рассчитывает почасовой тариф;

  3. водитель получает оплату за время работы, включая ожидание и простои.

Такой принцип используется в такси, где время и километры объединены в прозрачную схему тарификации. По мнению инициаторов, внедрение почасовой оплаты устранит стимулы к перегрузу и повысит безопасность на дорогах.

Можно ли будет контролировать такие расчёты? Да — цифровая интеграция с ГосЛогом позволит фиксировать все этапы перевозки, исключая "чёрный нал".

Серая зона перевозок

Коммерческий директор транспортной компании "Скиф-Карго" Михаил Коптев подтвердил, что значительная часть рынка работает всерую, скрывая доходы и не выплачивая налоги.

"Подобный подход позволяет удерживать тарифы на минимальном уровне. Но компании не платят налоги, а их сотрудники остаются без социальных гарантий", — заявил Коптев.

По его словам, реформа, которую предлагает "Грузавтотранс", может вывести из тени тысячи перевозчиков, обеспечив их водителей официальной занятостью и защитой.

Почему бизнес сопротивляется? Прозрачные расчёты означают рост издержек и невозможность демпинга. Компании, привыкшие экономить на безопасности и зарплатах, рискуют потерять конкурентное преимущество.

Рынок уже на грани перегрева

По данным логистической платформы "Монополия", в мае средние тарифы на грузоперевозки в России выросли из-за дефицита машин и составили 66,4 ₽ за километр, что почти достигло уровня 2024 года (68,7 ₽/км).

Что произойдёт, если систему не менять? При сохраняющемся дефиците транспорта и стареющем автопарке рост тарифов продолжится. При этом качество услуг и безопасность останутся на прежнем уровне. Введение прозрачного тарифа могло бы стабилизировать рынок, снизив давление на перевозчиков.

"Если не менять систему, рынок всё больше будет уходить в серую зону, а дороги — разрушаться быстрее", — предупреждает Матягин.

Как новая модель изменит отрасль

Инициатива "Грузавтотранса" может стать первым шагом к реформе логистики. В перспективе она позволит:

  • сократить количество перегрузов и аварий;

  • легализовать работу частных перевозчиков;

  • упростить контроль за налоговыми выплатами;

  • стабилизировать тарифы на уровне, выгодном и водителям, и заказчикам.

А что если идея не приживётся? В этом случае рынок продолжит существовать в двух слоях — официальном и теневом. Первые будут терять прибыль из-за налоговой нагрузки, вторые — демпинговать и нарушать правила, создавая неравные условия.

Типичная ошибка регуляторов — борьба с последствиями вместо причины. Штрафы и весовой контроль работают плохо, если сама система оплаты заставляет нарушать.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Ученые из Перми предупредили: работа двигателя с перебоями может быть признаком плохого топлива сегодня в 15:03
Вы заправили мотор, а он уже умирает: вот чем грозит подделка на заправках

Учёные из Пермского Политеха объяснили, по каким признакам автомобиль распознаёт некачественное топливо и почему последствия могут стоить владельцу капитального ремонта.

Читать полностью »
Автостат: продажи легковушек преодолели отметку в млн штук к концу октября сегодня в 14:20
Российский авторынок взял планку в миллион новых машин — впереди может быть новый рекорд

Российский авторынок превысил миллион проданных машин и приближается к новому рекорду, несмотря на грядущее повышение утилизационного сбора и рост цен.

Читать полностью »
Депутат Зубрилин заявил о необходимости сделать систему утильсбора прозрачной сегодня в 14:14
Вся правда об утильсборе: почему требуют вскрыть эту систему, как банковский сейф

Депутат Мосгордумы Зубрилин подсчитал, сколько на самом деле стоит утилизация авто, и заявил, что владельцы платят за то, на чём зарабатывают переработчики.

Читать полностью »
Установка неподходящей фары грозит неправильным отражением светового потока сегодня в 13:49
Ошибки с автоосвещением: как выбор лампы может стоить вам не только денег, но и безопасности

Что нужно знать каждому водителю о лампах в автомобиле? Подробный разбор юридических нюансов, технических характеристик и практических советов по выбору и замене.

Читать полностью »
Эксперты: полировка пластиковых фар продлевает срок службы оптики на два года сегодня в 10:08
Мутные фары — тихая угроза ночных дорог: как полировка возвращает им заводской блеск и безопасность

Современные пластиковые фары можно вернуть к прозрачности с помощью полировки — это безопасный способ восстановления света и внешнего вида без замены оптики.

Читать полностью »
Автомобили в России стали старше на 3,8 года с 2021-го — исследование Ренессанс Страхование сегодня в 7:23
Автомобиль живёт дольше брака, но коррозия не прощает никого

Средний возраст автомобилей в России вырос почти на четыре года. Почему машины стареют быстрее, кто удерживает рынок и как владельцам избежать лишних затрат.

Читать полностью »
Шмигирев: сбой топливной системы мог вызвать массовые поломки двигателей Geely сегодня в 6:06
Geely под прицелом: мотор может резко умереть — как распознать дорогостоящий сбой заранее

Владельцы новых Geely в России столкнулись с массовыми отказами двигателей. Эксперты рассказали, почему прогорают клапаны и сколько может стоить ремонт.

Читать полностью »
Чаще всего РКПП переходит в аварийный режим из-за перегрева или сбоя датчиков сегодня в 5:24
Робот не такой уж и робот: как сэкономить на топливе и получить динамичность разгона на РКПП

РКПП: как правильно эксплуатировать и обслуживать капризный, но технологичный тип трансмиссии.

Читать полностью »