Играть по старым правилам уже опасно: рост утильсбора ставит иностранных автогигантов перед выбором
В России автопроизводителям придётся всё активнее ориентироваться на локализацию. Стимулом для этого становится не только курс рубля или доступ к субсидиям, но и ежегодное повышение утилизационного сбора, которое закреплено до 2030 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление главы Минпромторга Антона Алиханова.
Повышение утильсбора как часть инвестиционной стратегии
Антон Алиханов напомнил, что в прошлом году была утверждена индексация утильсбора, причём не одноразовая, а пошаговая и ежегодная - с конкретными параметрами, зафиксированными вплоть до конца десятилетия. Это, по его словам, создаёт стабильные и предсказуемые условия для тех компаний, которые рассматривают возможность инвестиций в локализацию производства.
"Мы утвердили поэтапную ежегодную индексацию утильсбора до 2030 года — это даёт инвесторам чёткое понимание, как реализовывать вложения", — заявил Алиханов.
Система поэтапной индексации, по мнению министра, призвана не просто ограничить импорт готовых машин, но и подтолкнуть производителей к переносу сборочных операций в Россию. Речь идёт о создании предсказуемого экономического поля, где иностранным компаниям будет выгоднее инвестировать в локальное производство, чем продолжать импорт.
Первый эффект: запуск новых производств
Алиханов привёл в пример компанию "АГР", которая уже отреагировала на новые условия. Производственные мощности были развернуты в Калуге и Санкт-Петербурге — именно после того, как стали известны параметры ежегодной индексации сбора.
Таким образом, правительство фактически связывает возможность долгосрочной работы иностранных автокомпаний в России с уровнем их участия в локальных цепочках. Чем глубже локализация — тем меньше финансовое давление через фискальные механизмы.
"Компания "АГР” запустила производственные площадки в Калуге и Санкт-Петербурге после того, как было принято решение о повышении утильсбора", — уточнил Антон Алиханов / ТАСС.
Это означает, что прозрачные и жёстко зафиксированные правила становятся одним из немногих инструментов привлечения капитала в отрасль, которая особенно чувствительна к внешнеэкономическим изменениям.
Баланс интересов: защита рынка и стимул для инвестора
Министр также отметил, что речь не идёт об изоляции или вытеснении иностранных компаний. Напротив, задача заключается в создании взвешенных условий, при которых работать в России будет экономически целесообразно только при участии в локальном производственном цикле.
Такой подход предполагает не прямую протекционистскую политику, а постепенное выстраивание рыночных барьеров, основанных на экономических стимулах. В результате компании получают возможность планировать долгосрочные проекты, а государство — укреплять промышленную базу.
Учитывая уже принятые решения, Минпромторг ожидает, что другие участники рынка также начнут расширять производственные цепочки внутри страны, чтобы не нести дополнительные издержки на импорт.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru