Сергей Королев Опубликована 04.06.2018 в 22:10

Клиент всегда прав: покупатель может не сдавать вещи в ячейку магазина

Совершая покупки в крупных супермаркетах, мы часто сталкиваемся с тем, что нас обязывают сдавать свои личные вещи в специальные ячейки. Из-за этого разгораются скандалы между охраной магазина и покупателями, по причине нежелания последних доверять свои вещи магазину.

Удивительно, но многие охранники открыто заявляют, что супермаркет не несет никакой ответственности за сохранность личных вещей своих клиентов, которые они оставляют в ячейках. В то же время нередко встречаются случаи, когда охрана торговой точки категорически не хочет пускать человека в зал с сумками и рюкзаками.

Сотрудники магазинов обычно показывают на табличку, которая висит на самом видно месте. Текст виден хорошо и четко. "Администрация за сохранность вещей ответственности не несет". В итоге — разговор на повышенных тонах и испорченное настроение.

Обязан ли покупатель сдавать свои личные вещи? Кто обеспечит их сохранность? Кто будет нести ответственность в случае вскрытия ячеек и похищения вещей?

Давайте за разъяснением обратимся к нормативным документам.

Покупатели не обязаны сдавать свои личные вещи в камеру хранения при входе в магазин. Статья 421 Гражданского кодекса России регламентирует свободу договора и прямо запрещает понуждение к его заключению. Исходя из этого очевидно, что требования положить вещи в ячейку являются незаконными и охрана с руководством магазина не вправе их выдвигать.

Если посещение магазина поставлено в зависимость и обусловлено сдачей личных вещей в ячейки хранения, то это нарушает нормы Гражданского Кодекса РФ. На этот раз речь идет о публичности договора (ст. 426). Согласно статье, магазин не имеет права отказать в продаже товаров при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги. Наличие сумки у покупателя для осуществления публичного договора никаких помех не создает.

Если магазин предлагает воспользоваться сейфом и выдает к нему ключ, он тем самым заключает с покупателем договор безвозмездного хранения, по которому несет ответственность за вещи, оставленные в железной ячейке.

Согласно статей 886, 887, 891, 901, 401, 902 ГК РФ: "По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах.

Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей".

Если вы все же поддались на уговоры или требования охраны магазина, поместив собственные вещи в ячейку, а вернувшись из торгового зала обнаружили пропажу вещей или вовсе исчезнувшую сумку, то немедленно вызывайте полицию. По приезду сотрудников полиции, должны произвести следственные действия и возбудить уголовное дело. Вора могут и не найти, но в судебном процессе материалы уголовного дела сыграют важнейшую роль.

Что делать, если украли вещи из камеры хранения? Главное правило — сохраните ключ с номером ячейки. Это единственное подтверждение факта сдачи вещи на хранение и, согласно п. 2 ст. 887 ГК РФ, приравнивается к заключенному договору. Если вы отдадите его сотрудникам магазина, доказать факт передачи имущества будет невозможно. Зафиксируйте, какие вещи были оставлены.

Для этого письменно потребуйте предоставить видеозапись с камер наблюдения. Чтобы доказать, какие предметы были в сумке, подойдут показания свидетелей и любой другой фактаж. На основании этого сделайте калькуляцию похищенного. Для этого подойдут сохранившиеся чеки, а при их отсутствии — ваша личная оценка. Напишите претензию на имя администрации торговой точки. Документ отправьте заказным письмом с описью вложения. Адрес вы найдете в "Уголке покупателя".

Подайте иск в суд, если администрация магазина откажется возместить ущерб добровольно. Как показывает судебная практика, требования истцов удовлетворяются в полном объеме.

Несет ли ответственность магазин за вещи в камере хранения?

Несмотря на заявления о том, что администрация не несет ответственности за сданные на хранение личные вещи, это не так. Такая ответственность существует, согласно ст. 426 и 924 ГК РФ.

Согласно ст. 901 ГК РФ, заведение обязано возместить стоимость пропавшего имущества. Согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ, покупатель не обязан доказывать, что в хищении виноват магазин.

Чтобы отстоять законные права, их надо знать. И помнить известное правило, состоящее всего из двух пунктов: Клиент всегда прав. Если клиент не прав, смотри пункт первый.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Отказ от импульсивного потребления минимизирует лишние траты сегодня в 18:40
Деньги любят счёт, но ещё больше — эмоции: почему удовольствие от экономии реально существует

Экономия перестаёт быть лишением, когда превращается в инструмент управления. Девять приёмов делают её источником устойчивости, а не стресса.

Читать полностью »
Путаница в сроках доставки онлайн-покупки может говорить о мошенничестве сегодня в 16:46
Посылка за границей, деньги в никуда: как посредники превращают желание сэкономить в аферу века

После ухода брендов с российского рынка посредники стали единственным способом купить многие вещи. Но где проходит граница между услугой и обманом.

Читать полностью »
Расхламление может спровоцировать чувсво сожаления и новые покупки сегодня в 14:51
Минимализм довёл до крайности: зачем люди выкидывают нужные вещи и потом всё покупают заново

Бездумное расхламление превращает порядок в источник новых трат и утрат. Почему минимализм не всегда освобождает, а иногда делает человека зависимее.

Читать полностью »
Люди часто переплачивают за устаревшие услуги из страха перед новыми сегодня в 12:58
Каждый из нас жертва психологии: эти восемь ловушек мышления делают нас идеальными покупателями

Обычные привычки искажают финансовые решения сильнее, чем кажется: мозг заставляет платить за комфорт, страх и иллюзии контроля, выдавая это за разумный выбор.

Читать полностью »
Копилка поможет удержать мелкие наличные в финансовом обороте сегодня в 10:02
Монеты звенят — мозг успокаивается: как копилка стала лучшим финансовым тренером для взрослых

Почему старая копилка эффективнее банковских приложений: как мелочь превращает финансовый хаос в систему, возвращая контроль и уверенность в деньгах.

Читать полностью »
Неподходящие способы экономии только вредят материальному положению сегодня в 8:05
Когда советы по экономии становятся ловушкой: 8 способов, которые разоряют бедных быстрее кредита

Когда денег хватает лишь на базовые нужды, привычные советы об экономии превращаются в ловушки. Разбираем, какие из них вредят бедным и чем их заменить.

Читать полностью »
В вопросах финансов люди чаще всего действуют нерационально сегодня в 6:11
Финансовый инстинкт против здравого смысла: почему даже рациональные люди совершают безумные траты

Почему рациональные люди совершают нерациональные траты и как поведенческая экономика помогает избежать ловушек ума, управляя решениями без принуждения.

Читать полностью »
Общественное мнение способно оказать влияние на отношение человека к деньгам сегодня в 4:17
Деньги не приходят к тем, кто их боится: как избавиться от внутренних блоков и стать финансово свободным

Почему финансовое здоровье не связано с богатством, как детские сценарии мешают взрослым решениям и что отличает зрелое отношение к деньгам.

Читать полностью »