Вадим Ладьин Опубликована 01.11.2017 в 14:08

Бизнес-этикет (не путать с этикеткой)

Бизнес-этикет (не путать с этикеткой). 1651.jpeg

1. Время – деньги.

Пунктуальность, уважение к чужому времени и грамотное владение основами тайм-менеджмента – основа основ в деловом мире. Можно быть ярким харизматичным презентатором, великолепным переговорщиком, профессиональным управленцем, но постоянно опаздывать, воровать чужое время, тратить жизнь на ожидания, пустопорожнюю болтовню не по делу.

Вряд ли при таком раскладе получится построить долгосрочное сотрудничество с крупными компаниями: непунктуальных людей в деловом мире не уважают. Партнеры, работодатели, коллеги, поняв, что человек постоянно опаздывает, могут вынести вердикт-приговор такому страдальцу: ненадежный, отстающий от времени, от ритма современной жизни.

Оправдания, извинения усилят это впечатление, поскольку вежливость и уважение к другим в таких спутниках не нуждаются. Выход один: каждый деловой человек обязан знать и владеть основами тайм-менеджмента, уметь планировать свой рабочий день, грамотно сортировать дела на важные и срочные, делегировать часть рутинных заданий и контролировать ход событий.

2. Соблюдение дресс-кода.

Первое впечатление о человеке легко сложить по его внешнему виду: деловой костюм, аккуратная прическа, гармонично подобранные аксессуары. Внешний вид определяет статус и положение в обществе, может рассказать о характере и внутреннем мире человеке гораздо больше, чем его слова.

Информацию несет не только речь, но и одежда, прическа, детали туалета. Вызов и провокация во внешнем облике – протест против общества, его законов и устоев. Во многих крупных компаниях в корпоративной книге продаж дресс-коду уделена отдельная глава.

Если же предприятие или организация не имеет строгих стандартов в отношении внешнего вида персонала, необходимо придерживаться общепринятых норм и правил, принятых в деловом мире.

3. Рабочий стол, как зеркало внутреннего мира.

Порядок на рабочем столе – порядок в голове. Этот старый постулат золотыми буквами нужно высечь на дверях любого делового кабинета. Не обязательно быть гуру психологии, чтобы понять, как и кто из сотрудников работает, лишь увидев их рабочий стол. Заваленный неразобранными бумагами, с толстым слоем пыли на столе.

Девственно чистый, без единой лишней вещи. Уставленный фотографиями детей, любимых, цветами, сувенирами. Строгий порядок, ровные стопки бумаг, книг и папок. Все на своем месте.

Какие сотрудники, владельцы этих рабочих столов, интересны работодателю в первую очередь?

4. Грамотная речь, деловой стиль письма.

Внешний вид расскажет о человеке многое, однако его умение общаться может заставить забыть собеседника, как и во что тот одет. Структурированная деловая речь по существу, без «воды», без лирических отступлений – дар делового человека.

Использование слов-паразитов, вводных слов, повторов, кривляния, искажение голоса, пародийность в деловом мире - табу. Научившись красиво, грамотно говорить, нетрудно перенести мысли на бумагу, научиться писать деловые письма.

Главное, не свалиться до другой крайности: официальные письма, написанные сухим языком учебников, вызывают скуку и желание поскорее их закрыть, выбросить в корзину.

5. Уважение собеседника, партнера, клиента.

Эгоистичного, думающего только о себе, своей выгоде и доходе человека не уважают ни в деловом мире, ни в его собственной компании. Клерк, захлопнувший дверь перед носом клиента, обратившегося к нему в конце рабочего дня или перед обедом.

Сотрудник, громко разговаривающий по телефону в кабинете, где работают его коллеги. Руководитель, не умеющий выслушать своих подчиненных. Директор, употребляющий крепкие слова и выражения в отношении окружающих.

Все эти психологические портреты персонажей, не владеющих бизнес-этикетом, людей, неспособных понять другого, услышать его, помочь, решить возникшую проблему. Умение уважать чужое мнение – важный компонент делового этикета.

6. Соблюдение коммерческой тайны.

Почти в каждой компании существует конфиденциальная информация, которая не подлежит разглашению. Старый плакат 1941 года художницы Нины Ватолиной «Не болтай!» сегодня получает свою вторую жизнь и как нельзя лучше вписывается в интерьер многих современных предприятий и организаций.

Каждому руководителю важно с первых же дней работы своих сотрудников издать приказ о неразглашении коммерческой тайны и собрать подписи всего коллектива об ознакомлении с ним. Понятно, что подобный шаг не сможет стопроцентно решить вопрос сохранения секретных сведений компании, однако это правило делового этикета может служить маркером для выявления нелояльных сотрудников.

7. На работе – работать!

Если сделать фотографию рабочего дня большинства сотрудников офисов и предприятий, картина будет весьма удручающей. Восемьдесят процентов рабочего времени уходит на сплетни, перекуры, чаепития, посещение социальных сетей, решение личных дел.

И лишь двадцать процентов – на ту самую работу, за которую платят зарплату. Сотрудник, который приносит компании прибыль, быстро делает головокружительную карьеру. Секрет его успеха прост: 80% рабочего времени он работает, пока другие «отдыхают».

8. Умение слушать и слышать оппонента.

Редчайший дар, данный от природы: умение услышать другого, понять его. В бизнесе этот дар приносит миллионы, у него есть точное определение – слух на деньги. Каждый клиент, сотрудник и партнер по бизнесу обязательно расскажет о том, что ему нужно, что его мучает, в чем ему нужна помощь.

Важно лишь уметь услышать и сделать встречное предложение. В деловом мире этот навык важен еще и потому, что помогает сберечь время, которое дороже денег, поскольку его нельзя накопить.

9. Телефонный этикет.

Деловое общение невозможно без телефонных переговоров, этика в данном случае помогает быстро наладить отношения и достойно провести переговоры. Многие партнеры по бизнесу, клиенты судят о компании по телефонным беседам и ответам сотрудников по телефону.

К телефонному диалогу нужно готовиться заранее: подготовить вопросы, которые необходимо задать собеседнику, уточнить время, имена и даты, которые могут понадобиться в разговоре. Личные звонки в рабочее время допускаются лишь в случае крайней необходимости. Пустой трёп по телефону мешает коллегам, отвлекает внимание сотрудников и формирует имидж несерьезного пустого человека.

10. Нэтикет – этикет общения в Интернете.

Без интернета ни одно предприятие существовать сегодня не может. Умение общаться в переписке по электронной почте, комментировать деловые статьи и отвечать на просьбы и заявки клиентов на сайте компании показывает деловой уровень сотрудника. Каждое обращение должно быть именным, личным, письмо необходимо подписывать именем исполнителя, давать полные контактные данные – наименование компании, почтовый адрес, телефон, ник в программе Skype, адрес корпоративного сайта, режим работы предприятия.

11. Прием делегаций.

Протокольный прием делегаций – отдельная часть делового этикета, включающая длинный перечень действий по встрече, размещению, представлению, знакомству членов делегации с представителями принимающей стороны. Протокол ведения деловой встречи, вручение подарков, деловых сувениров, цветов, презентация компании и продукта, поведение на фуршете или банкете – все эти вопросы скрупулезно описаны в толстых книгах по деловому протоколу. При встрече иностранных делегаций к общепринятому своду деловых правил присоединяются особенности национального этикета.

12. Деловые переговоры.

Одно из важнейших правил делового этикета – умение вести грамотные переговоры, доводить их до конкретного результата. Чтобы переговоры прошли на высоком уровне, нужно перед их началом определить четкие цели, составить точный план, выбрать удобное время и место для обеих сторон. На первом этапе переговоров необходимо завладеть вниманием собеседника, создавая доверительную атмосферу.

В ходе беседы нужно отмечать для себя этапы прохождения переговоров и завершить их сразу после того, как намеченная цель будет достигнута. Все результаты переговоров должны быть зафиксированы и проанализированы.

13. Взаимоотношения начальник-подчиненный.

Согласно правилам делового этикета руководитель ко всем сотрудникам должен относиться ровно, одинаково, соблюдая при этом разумную дистанцию. Замечания подчиненным всегда нужно делать с глазу на глаз, показательную публичную «порку» логично организовывать после того, как сотрудник не отреагировал на порицание начальника.

Отдавать приказы, давать устные задания начальнику нужно четко, конкретно, получать обратную связь, контролировать процесс, проводить анализ эффективности исполнения. Подчиненный должен выполнять приказы и распоряжения руководителя, при этом имеет право высказать собственную точку зрения, дать совет по улучшению решения того или иного вопроса.

14. Отношения в коллективе между сотрудниками.

Микроклимат в коллективе во многом зависит от того, какие отношения сложились в компании между коллегами. Ровные, доброжелательные, уважительные отношения – основа здорового коллектива. Если кто-то из сослуживцев допускает промах или ошибку, коллегам важно научиться его не высмеивать, а корректно указать на недостатки в работе, предложить свою помощь.

Служебные романы, взаимная ненависть, холодная война, серые кардиналы и офисный планктон, козни друг против друга – злые силы, мешающие рабочей обстановке и решению главных задач коллектива.

15. Деловые жесты.

Эта часть бизнес-этикета заслуживает нескольких томов описания с красочными картинками. Жесты, манеры, мимика могут рассказать о человеке больше слов. Движения сотрудника в рабочее время должны быть энергичными, не вялыми, не замедленными. Походка – уверенной, при этом размахивать руками и делать очень крупные шаги не рекомендуется.

Прямая осанка, уверенный взгляд, отсутствие суеты в движениях – признаки человека дела. Рукопожатие – единственный тактильный жест прикосновения к собеседнику, который разрешен в деловой среде.

Похлопывания по плечу, жаркие объятия, поцелуи и другие жесты дружелюбия возможны лишь среди очень близких партнеров и родственников. При рукопожатии рука не должна быть апатичной, влажной или холодной. Долго трясти или сильно сжимать поданную руку собеседника не принято.

Жанна Пятирикова

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Домашние уходовые процедуры позволят сэкономить и сохранить бюджет вчера в 22:37
Деньги утекают по шести основным трубам: где прячутся самые прожорливые расходы и как их перекрыть

Как пересмотреть шесть крупных статей расходов, сократить траты без потери качества жизни и превратить экономию в привычку, а не вынужденную меру.

Читать полностью »
Вредные привычки в значительной степени бьют по финансовому состоянию вчера в 20:43
Зарплата исчезает за неделю, хотя вы ничего лишнего не покупали: где на самом деле утекают деньги

20 практических приёмов, которые превращают контроль над деньгами в систему: от выбора между брендом и аналогом до реального пересмотра привычек.

Читать полностью »
Объём эмиссии XRP снизился до минимальных значений — Glassnode вчера в 18:47
Хрупкий рынок дрожит под токеном XRP: один шаг до бычьего разворота — или глубочайшего падения

Объём прибыли XRP упал до минимума с 2024 года, но запуск ETF может изменить рынок: актив балансирует между хрупкостью и шансом на институциональное восстановление.

Читать полностью »
Коррекция на рынке криптовалют подошла к концу — Standard Chartered вчера в 16:50
Деньги снова начнут течь рекой: почему биткоин может стать первым, кто почувствует запах доллара

Крипторынок пережил болезненный откат, но аналитики Standard Chartered и BitMEX расходятся в причинах. Один видит дно, другой — угрозу долларовой ликвидности.

Читать полностью »
Инвестиции в краудфандинговые проекты крайне рискованны — эксперт по финансам Кикевич вчера в 15:54
Кот в мешке вместо прибыли: подводные камни инвестиций в краудфандинговые проекты

Эксперт по инвестициям Сергей Кикевич рассказал MoneyTimes, почему вложения в краудфандинг крайне рискованны.

Читать полностью »
Волатильность биткоина будет сокращаться по мере созревания — Майкл Сейлор вчера в 14:53
Финансовый мир рушится, но MicroStrategy не дрогнет: Сейлор объяснил, почему биткоин вечен

Майкл Сейлор утверждает, что биткоин достиг зрелости: волатильность падает, старая финансовая система трещит, а MicroStrategy строит устойчивость на отказе от долга.

Читать полностью »
Индикатор Mayer Multiple намекнул на возможность восстановления Ethereum вчера в 12:56
Рынок Ethereum сжался до предела: ликвидность испарилась, и именно так начинались прошлые рывки вверх

Ethereum упал до $3000, но индикаторы накопления и распродажа мелких держателей указывают на близость разворота. Где пройдёт граница новой фазы роста.

Читать полностью »
Создание бюджета необходимо для ведения собственных финансов вчера в 10:13
Когда поведение меняется, деньги следуют за ним: восемь привычек, которые запускают этот процесс

Восемь привычек, которые формируют реальную финансовую свободу — не через доход, а через мышление и устойчивость к соблазнам.

Читать полностью »