Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 92,1314
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 98,7079

Признание кризиса

Очередное совещание правительства обозначило новый вектор государственной экономической политики. Она становится в полной мере кризисной, речь идет о возможном сокращении государственных расходов, что особо примечательно на фоне только что принятого трехлетнего бюджета, в котором новые условия не были учтены.

Что именно, по пунктам, намерено сделать правительство, пока неизвестно. Известно ли это самому правительству - тоже вопрос. Пока озвученые некие общие намерения. Они дополняются теми или иным "источниками", которые предоставляют фрагментарную информацию в СМИ.

Коммерсант отмечает, что речь идет о сокращении федеральных целевых программ, части федерального бюджета в 2009 году которой составит 744,1 млрд рублей, будет секвестирована Федеральная адресная инвестиционная программа, на 2009 год это 559,8 трлн рублей, инвестпрограммах госмонополий, госкомпаний и компаний с госучастием.

Ведомости пишут, что готовится усиление таможенно-тарифной защиты отечественных отраслей, в том числе автопрома и агропрома; будет увеличена поддержка малого и среднего бизнеса, увеличены кредиты; жестко будут пресекаться попытки направить средства господдержки на валютный рынок и вывод их за рубеж. "Путин назвал отрасли, спасение которых государство считает приоритетным: строительство, машиностроение, сельское хозяйство, ОПК, сырьевой сектор и розница, - пишет издание.

Не исключаются преференции отечественным производителям, и тарифные преграды на пути импорта в Россию. Мера абсолютно адекватная в условиях кризиса, да только вот продовольственный импорт уже давно превысил параметры продовольственой безопасности страны, а состояние сельского хозяйства не позволяет обеспечить население продуктами в полном объеме.

Кроме того, необходим дифференцированный подход по отраслям. В области машиностроения вряд-ли имеет смысл отказываться от поставок новейшего зарубежного обородования на наш рынок. Зато можно по делу применить "сталинский опыт", который во время депрессии 29 года покупал западные заводы вместе с технологиями и размещал их в СССР. Впрочем, в рамках сокращения госрасходов этот опыт вряд-ли будет актуален. А если бы не тратили миллиарды долларов на восполнение утекающей ликвидности, которая обернулась тривиальным кидаловом и спекулятивным выводом средств за рубеж?

С урезанием инвестиционных программ госкорпораций, которые издавна носят непрозрачный характер, пожалуй, можно согласиться. Однако попытки урезать инфляционные инфраструктурные расходы, за которые высказываются некоторые эксперты, это прямой путь в ловушку, из которой стране уже не выбраться. Трубопроводы никто рубить не будет - договора подписаны и труба - это традиционый источник притока (и оттока) денег. Стало быть речь идет и дорожном строительстве. Соблазн велик, но он может привести к реальному распаду и без того практически ничем не связанной страны. Кроме того, дорожное строительство (вспомним опыт Рузвельта) - это реальный способ создать новые рабочие места. Безусловно, ни одного мигранта на этих проектах работать не должно.

Следует напомнить и еще один факт. На этой неделе правительство Китая решило выделить $100 млрд. на строительство новых транспортных путей. Китайцы нацелены на построение сети в Средней Азии, для того чтобы создать новый шелковый путь, независимый, скажем прямо, от ударных группировок ВМФ США. Участие России в этом проекте путем активнейшего развития своих магистралей и их соединения с китайским проектом может стать выигрышем века и локомотивом всей российской экономики. О каких инфляционных издержках можно говорить, если существует реальная возможность привязаться к самой мощной промышленности мира и потенциально снизить транспортные издержки для собственных производителей?

С ЖКХ, больницами и детскими садами, как частью социальной инфраструктуры, тоже никак нельзя "подвязывать". Физически вымрем, советский ресурс выработан, в провинции все просто разваливается. А провинция - это и есть Россия. Вариант: русские кулибины и их разработки, которые могут существенно удешевить и вывести на новый уровень имеющиеся коммуникации. Этих людей, какими чудаковатыми не казались их идеи, жизненно необходимо привечать и поддерживать. В этом направлении нужно ориентировать и венчурные фонды, занимающиеся в большинстве своем "исследованием влияния лунного света на покачивание проводов".

О поддержке строительного сектора, в форме выкупа государством социального жилья, было объявлено несколько ранее. Но любители "золотых метров" и рентабельности в 1000% должны умереть как класс. Или утопиться в своих золотых унитазах.

Также глава правительства высказался за расширение кредитования банковским сектором малого бизнеса. Правда, в современых условиях это представляется уже несвоевременным. Кредитоваться в условиях кризиса и сужающегося спроса вряд-ли кто рискнет. Другое дело - налоговая поддержка. Впрочем, свой план Путин пообещал "повесить" на сайте правительства. Посмотрим...

Штрафы за незаконные дорожные знаки грозят собственникам автотрасс

Штрафы за незаконные дорожные знаки грозят собственникам автотрасс

Владельцев автомобильных дорог, а также ответственных за организацию дорожного движения, хотят штрафовать за неправомерно установленные дорожные знаки, а также неверно нанесенную разметку на проезжей части, пишет РГ.

С мая в РФ может быть отменена пошлина на экспорт угля

С мая в РФ может быть отменена пошлина на экспорт угля

Введенная в начале марта этого года экспортная пошлина на уголь в России может быть отменена уже в начале мая. Хотя её и установили сроком действия на год, но сейчас власти близки к пересмотру решения, пишут "Ведомости".

РФ заняла около трети в структуре зернового импорта ОАЭ

РФ заняла около трети в структуре зернового импорта ОАЭ

Доля российского зерна в общем объеме импорта в Объединенные Арабские Эмираты составляет варьируется от 30 до 35%, сообщил торговый представитель РФ в ОАЭ Андрей Терехин.

Бизнесмены из РФ планируют создать зерновой хаб в ОАЭ

Бизнесмены из РФ планируют создать зерновой хаб в ОАЭ

Открытие крупного зернового хранилища в Объединенных Арабских Эмиратах рассматривается российскими крупнейшими зерновыми компаниями заявил торговый представитель РФ в ОАЭ Андрей Терехин