Жигули
Жигули
Дмитрий Толстенёв Опубликована сегодня в 3:03

Редкий советский "вездестой" вернулся к жизни после реставрации

В музее "Моторы войны" представлен уникальный экспонат — отреставрированный полугусеничный ЗИС-33, собранный по оригинальной конструкции и полностью исправен. Машину восстановили специалисты мастерской Шаманского, и теперь она вновь демонстрирует все особенности необычной инженерной мысли советской эпохи. Как сообщает издание "За рулем", это не просто музейный экспонат, а живая история, способная передвигаться своим ходом, как и восемь десятилетий назад.

История создания ЗИС-33 берет начало в суровой зиме советско-финской войны 1939-1940 годов. Именно тогда военные осознали, что стандартные колесные грузовики, такие как ЗИС-5, не справляются с перемещением по глубокому снегу и разбитым проселкам Карелии. Это стало толчком к срочной разработке полугусеничной техники, которая могла бы сочетать колесную мобильность и гусеничную проходимость. Одним из инициаторов проекта стал Никита Хрущёв, который в тот момент входил в состав военного совета Киевского особого военного округа.

Проект взял в работу завод имени Сталина, а конструкторским бюро руководил инженер Борис Фиттерман. По сути, ЗИС-33 представлял собой модифицированный трехтонный ЗИС-5, к которому добавили гусеничный движитель. В задней части рамы размещалась специальная балка с ведущими звездочками, а передача усилия на гусеницы осуществлялась через цепи, снабжённые натяжными механизмами. Гусеницы были съёмными: при необходимости их можно было демонтировать, превратив машину обратно в обычный грузовик.

Для повышения проходимости в условиях глубокого снега передние колёса могли быть оснащены металлическими лыжами. Также под мотором размещался обтекатель, защищающий от снега и льда. Конструктивные особенности привели к ряду изменений: подножки были укорочены, глушитель упростили, а запасное колесо переместили вперёд. Несмотря на инновации, гусеничный механизм оказался слишком тяжёлым: только сами гусеницы весили около 200 килограммов каждая, а весь комплект — более 1300 кг. Это негативно сказывалось на трансмиссии, особенно страдал задний редуктор. Уменьшилась грузоподъёмность, увеличился расход топлива, а шины изнашивались в ускоренном режиме.

Первый серийный ЗИС-33 был выпущен в январе 1940 года — всего через несколько месяцев после старта разработки. До конца апреля было собрано около четырёх тысяч экземпляров, и они приняли активное участие в боях на северо-западном фронте. В войсках новая машина получила прозвище "вездестой" — за склонность к перегреву двигателя и частые поломки трансмиссии на бездорожье. Мощности 76-сильного двигателя объемом 5,5 литра явно не хватало для уверенного движения с гусеничной системой, особенно на заснеженных и грязевых участках.

Тем не менее, ЗИС-33 сыграл важную роль и в годы Великой Отечественной войны, особенно на ранних этапах конфликта. Его использовали для снабжения, эвакуации и транспортировки боеприпасов. После окончания службы большинство этих машин были либо утрачены в боевых условиях, либо переоборудованы обратно в стандартные ЗИС-5, избавившись от тяжёлого гусеничного модуля.

Сейчас отреставрированный ЗИС-33 — один из немногих сохранившихся представителей своего рода. Благодаря кропотливой работе реставраторов, автомобиль вновь обрел первоначальный облик и техническую функциональность. Он напоминает о тех временах, когда технические решения рождались на грани необходимости, и когда от них зависела жизнь бойцов на передовой.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Обновлённый Kia Soul 2025 уже в России — но цена удивит даже фанатов сегодня в 4:09

В России начались продажи обновлённого Kia Soul 2025 модельного года, который доступен с двумя атмосферными моторами, передним приводом и ценами от 3,45 млн рублей. При покупке можно получить скидку до полумиллиона рублей.

Читать полностью »
Какой кроссовер с полным приводом выбрать и стоит ли вообще сегодня в 4:08

Эксперт разобрал плюсы и минусы кроссоверов с полным приводом и объяснил, когда стоит выбирать такие автомобили, а когда лучше сэкономить.

Читать полностью »
Новый Volvo XC70 стал кроссовером и получил запас хода до 200 км сегодня в 4:06

Обновлённый Volvo XC70 полностью преобразился в кроссовер с гибридной силовой установкой и запасом хода до 200 км на электричестве. Новая платформа и стиль делают его заметным игроком в премиум-сегменте SUV.

Читать полностью »
Лада Гранта за 750 тысяч — реальный шанс или маркетинговая ловушка сегодня в 4:05

Базовая версия LADA Granta за 750 тысяч рублей существует лишь формально — дилеры практически не получают таких автомобилей, и купить их по заявленной цене почти невозможно.

Читать полностью »
Неизвестные атаковали машину с военкомами ВСУ в центре Украины сегодня в 3:59

В Кременчуге неизвестные напали на автомобиль военкомов, разбив его молотком. Этот инцидент стал отражением растущего сопротивления принудительной мобилизации на Украине.

Читать полностью »
Он катался на крыше внедорожника по Невскому — теперь дело в полиции сегодня в 3:58

Два жителя Ленобласти устроили опасный трюк на Невском проспекте: один ехал на крыше внедорожника, второй был за рулем. Теперь в их отношении возбуждено уголовное дело из-за поддельного VIN-номера.

Читать полностью »
Обновлённый Toyota RAV4 удивил гибридом и мощной версией 295 л.с. сегодня в 3:04

Toyota представила обновлённый RAV4 с гибридной и плагин-гибридной силовой установкой, улучшенной платформой и более вместительным багажником.

Читать полностью »
Скорость и дождь — плохие союзники: Mercedes устроил ДТП на трассе М-11 сегодня в 3:02

На трассе М-11 Mercedes из-за высокой скорости и дождя врезался в Lada Kalina — пострадали женщина и ребёнок. ДТП произошло на 302-м километре трассы в Вышневолоцком округе.

Читать полностью »