Жигули
Жигули
Дмитрий Толстенёв Опубликована 26.05.2025 в 3:03

Редкий советский "вездестой" вернулся к жизни после реставрации

В музее "Моторы войны" представлен уникальный экспонат — отреставрированный полугусеничный ЗИС-33, собранный по оригинальной конструкции и полностью исправен. Машину восстановили специалисты мастерской Шаманского, и теперь она вновь демонстрирует все особенности необычной инженерной мысли советской эпохи. Как сообщает издание "За рулем", это не просто музейный экспонат, а живая история, способная передвигаться своим ходом, как и восемь десятилетий назад.

История создания ЗИС-33 берет начало в суровой зиме советско-финской войны 1939-1940 годов. Именно тогда военные осознали, что стандартные колесные грузовики, такие как ЗИС-5, не справляются с перемещением по глубокому снегу и разбитым проселкам Карелии. Это стало толчком к срочной разработке полугусеничной техники, которая могла бы сочетать колесную мобильность и гусеничную проходимость. Одним из инициаторов проекта стал Никита Хрущёв, который в тот момент входил в состав военного совета Киевского особого военного округа.

Проект взял в работу завод имени Сталина, а конструкторским бюро руководил инженер Борис Фиттерман. По сути, ЗИС-33 представлял собой модифицированный трехтонный ЗИС-5, к которому добавили гусеничный движитель. В задней части рамы размещалась специальная балка с ведущими звездочками, а передача усилия на гусеницы осуществлялась через цепи, снабжённые натяжными механизмами. Гусеницы были съёмными: при необходимости их можно было демонтировать, превратив машину обратно в обычный грузовик.

Для повышения проходимости в условиях глубокого снега передние колёса могли быть оснащены металлическими лыжами. Также под мотором размещался обтекатель, защищающий от снега и льда. Конструктивные особенности привели к ряду изменений: подножки были укорочены, глушитель упростили, а запасное колесо переместили вперёд. Несмотря на инновации, гусеничный механизм оказался слишком тяжёлым: только сами гусеницы весили около 200 килограммов каждая, а весь комплект — более 1300 кг. Это негативно сказывалось на трансмиссии, особенно страдал задний редуктор. Уменьшилась грузоподъёмность, увеличился расход топлива, а шины изнашивались в ускоренном режиме.

Первый серийный ЗИС-33 был выпущен в январе 1940 года — всего через несколько месяцев после старта разработки. До конца апреля было собрано около четырёх тысяч экземпляров, и они приняли активное участие в боях на северо-западном фронте. В войсках новая машина получила прозвище "вездестой" — за склонность к перегреву двигателя и частые поломки трансмиссии на бездорожье. Мощности 76-сильного двигателя объемом 5,5 литра явно не хватало для уверенного движения с гусеничной системой, особенно на заснеженных и грязевых участках.

Тем не менее, ЗИС-33 сыграл важную роль и в годы Великой Отечественной войны, особенно на ранних этапах конфликта. Его использовали для снабжения, эвакуации и транспортировки боеприпасов. После окончания службы большинство этих машин были либо утрачены в боевых условиях, либо переоборудованы обратно в стандартные ЗИС-5, избавившись от тяжёлого гусеничного модуля.

Сейчас отреставрированный ЗИС-33 — один из немногих сохранившихся представителей своего рода. Благодаря кропотливой работе реставраторов, автомобиль вновь обрел первоначальный облик и техническую функциональность. Он напоминает о тех временах, когда технические решения рождались на грани необходимости, и когда от них зависела жизнь бойцов на передовой.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Tesla Model X показала лучшие результаты в тестах систем помощи водителю сегодня в 7:42

Электронный ассистент спасёт — но не каждый: какие автомобили прошли жёсткий экзамен на выживание

Масштабное тестирование 36 автомобилей показало, какие системы помощи водителю действительно работают, а какие — опасная иллюзия.

Читать полностью »
В Бразилии замечен бронированный электромобиль Zeekr 001 сегодня в 7:42

Электромобиль, который не боится пуль: почему броня стала новым трендом

В Бразилии замечен бронированный электромобиль Zeekr 001 — новый пример того, как "зелёный" транспорт адаптируется к опасным условиям.

Читать полностью »
Редкую Ferrari 360 Modena заметили на улицах Екатеринбурга сегодня в 7:42

Этот красный зверь заставил весь Екатеринбург замереть: что скрывает скромная парковка у ресторана

В Екатеринбурге заметили редкую Ferrari 360 Modena — итальянский спорткар, который стоит миллионы и привлекает все взгляды.

Читать полностью »
Число угонов автомобилей в России сократилось втрое за полгода сегодня в 6:42

Угонщики сдают позиции: почему воры резко разлюбили российские улицы

Количество угонов автомобилей в России сократилось втрое, при этом воры всё чаще выбирают китайские марки и корпоративные автопарки.

Читать полностью »
EXEED EXLANTIX ES показал рекордные 3,7 секунды до 100 км/ч на испытаниях в Кувейте сегодня в 6:42

Эта машина рвёт трек — и вот почему: как китайский электрокар поставил на уши весь автопром

Китайский EXEED EXLANTIX ES показал рекордные 3,7 секунды до 100 км/ч на испытаниях, заявив о себе как о новом игроке в мире электрокаров.

Читать полностью »
BYD представила новый бюджетный электрокроссовер Yuan UP 2025 сегодня в 6:42

Китайский кроссовер всколыхнул рынок: как за 850 тысяч рублей получить электромобиль будущего

Китайская BYD представила новый бюджетный электрокроссовер с технологиями премиум-класса по цене от 850 тысяч рублей.

Читать полностью »
В России снизилась стоимость полиса ОСАГО: что изменилось в 2025 году сегодня в 6:09

Секреты снижения цен на ОСАГО: почему страховщики готовы платить больше и как это повлияет на водителей?

Средняя цена полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) за первое полугодие 2025 года составила 7 278 рублей, что на 5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Читать полностью »
Краш-тесты 2025 года: какие автомобили показали наилучшие результаты безопасности сегодня в 5:41

Китайские машины сломали стереотип: почему европейцы теперь нервно курят в сторонке

Новые краш-тесты показали, что китайские автомобили догнали европейские и японские бренды по уровню безопасности.

Читать полностью »