Жигули
Жигули
Дмитрий Толстенёв Опубликована 26.05.2025 в 3:03

Редкий советский "вездестой" вернулся к жизни после реставрации

В музее "Моторы войны" представлен уникальный экспонат — отреставрированный полугусеничный ЗИС-33, собранный по оригинальной конструкции и полностью исправен. Машину восстановили специалисты мастерской Шаманского, и теперь она вновь демонстрирует все особенности необычной инженерной мысли советской эпохи. Как сообщает издание "За рулем", это не просто музейный экспонат, а живая история, способная передвигаться своим ходом, как и восемь десятилетий назад.

История создания ЗИС-33 берет начало в суровой зиме советско-финской войны 1939-1940 годов. Именно тогда военные осознали, что стандартные колесные грузовики, такие как ЗИС-5, не справляются с перемещением по глубокому снегу и разбитым проселкам Карелии. Это стало толчком к срочной разработке полугусеничной техники, которая могла бы сочетать колесную мобильность и гусеничную проходимость. Одним из инициаторов проекта стал Никита Хрущёв, который в тот момент входил в состав военного совета Киевского особого военного округа.

Проект взял в работу завод имени Сталина, а конструкторским бюро руководил инженер Борис Фиттерман. По сути, ЗИС-33 представлял собой модифицированный трехтонный ЗИС-5, к которому добавили гусеничный движитель. В задней части рамы размещалась специальная балка с ведущими звездочками, а передача усилия на гусеницы осуществлялась через цепи, снабжённые натяжными механизмами. Гусеницы были съёмными: при необходимости их можно было демонтировать, превратив машину обратно в обычный грузовик.

Для повышения проходимости в условиях глубокого снега передние колёса могли быть оснащены металлическими лыжами. Также под мотором размещался обтекатель, защищающий от снега и льда. Конструктивные особенности привели к ряду изменений: подножки были укорочены, глушитель упростили, а запасное колесо переместили вперёд. Несмотря на инновации, гусеничный механизм оказался слишком тяжёлым: только сами гусеницы весили около 200 килограммов каждая, а весь комплект — более 1300 кг. Это негативно сказывалось на трансмиссии, особенно страдал задний редуктор. Уменьшилась грузоподъёмность, увеличился расход топлива, а шины изнашивались в ускоренном режиме.

Первый серийный ЗИС-33 был выпущен в январе 1940 года — всего через несколько месяцев после старта разработки. До конца апреля было собрано около четырёх тысяч экземпляров, и они приняли активное участие в боях на северо-западном фронте. В войсках новая машина получила прозвище "вездестой" — за склонность к перегреву двигателя и частые поломки трансмиссии на бездорожье. Мощности 76-сильного двигателя объемом 5,5 литра явно не хватало для уверенного движения с гусеничной системой, особенно на заснеженных и грязевых участках.

Тем не менее, ЗИС-33 сыграл важную роль и в годы Великой Отечественной войны, особенно на ранних этапах конфликта. Его использовали для снабжения, эвакуации и транспортировки боеприпасов. После окончания службы большинство этих машин были либо утрачены в боевых условиях, либо переоборудованы обратно в стандартные ЗИС-5, избавившись от тяжёлого гусеничного модуля.

Сейчас отреставрированный ЗИС-33 — один из немногих сохранившихся представителей своего рода. Благодаря кропотливой работе реставраторов, автомобиль вновь обрел первоначальный облик и техническую функциональность. Он напоминает о тех временах, когда технические решения рождались на грани необходимости, и когда от них зависела жизнь бойцов на передовой.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Michelin, Continental и Goodyear выпускают прежние модели шин под другими марками сегодня в 18:45
Не ведитесь на азот и особые газы: правда о шинных мифах

Шинный рынок полон уловок — от “второй линии” под другими марками до платного азота в колёсах. Разбираем, где экономия реальна, а где маркетинговая иллюзия.

Читать полностью »
Автоэксперт Миронов назвал причины, по которым дизельные моторы долговечнее бензиновых сегодня в 16:35
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями

Автоэксперт Игорь Миронов объяснил, почему дизельные двигатели служат в полтора раза дольше бензиновых — их конструкция изначально рассчитана на высокие нагрузки и плавное сгорание топлива.

Читать полностью »
Bild: Volkswagen временно закрывает заводы в Германии из-за нехватки микрочипов сегодня в 15:32
Один поставщик остановил империю: как Nexperia поставила Volkswagen на паузу

Volkswagen вынужден останавливать конвейеры из-за дефицита чипов после конфликта вокруг Nexperia. Под угрозой инвестиции, рабочие места и планы концерна на 2026 год.

Читать полностью »
Механики раскрывают, как обслуживают собственные автомобили сегодня в 14:22
Ремонт превращается в испытание доверия: честность мастера теперь дороже любой детали

Бывший механик рассказывает, как мастера обслуживают собственные машины, почему не стоит бояться присадок и где проходит граница между экономией и халтурой.

Читать полностью »
Автомеханик Александр Демченко: превышение уровня масла на 0,5 литра способно повредить турбину сегодня в 13:35
Перелив всего на 200 мл может стоить тысячи: незаметная ошибка, которая убивает двигатель изнутри

Перелив масла кажется безобидной ошибкой, но избыток смазки вызывает вспенивание и перегрузку турбины. Почему это опасно и как избежать дорогостоящего ремонта.

Читать полностью »
Autonews: глюки и плохая адаптация к морозам — главные недостатки машин из Китая сегодня в 12:17
Зимой не выдерживают даже приборы: россияне рассказали, что пошло не так с китайскими машинами

Российские владельцы китайских автомобилей столкнулись с массовыми сбоями электроники и плохой адаптацией машин к морозам. Почему это происходит и можно ли избежать проблем.

Читать полностью »
Средняя стоимость подготовки автомобиля к зиме в России достигла 8,4 тысячи рублей сегодня в 11:09
Подготовка к зиме обойдётся дороже, чем в прошлом году: подсчитано, сколько заплатят водители

Аналитики "Мегамаркета" подсчитали, сколько в 2025 году стоит подготовить автомобиль к зиме и почему зимние шины подорожали почти на четверть.

Читать полностью »
KIA Rio и Hyundai Solaris стали лидерами вторичного рынка сегодня в 11:06
Секрет популярности: почему эти иномарки разлетаются как горячие пирожки

Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало рейтинг самых популярных подержанных иномарок в России за 9 месяцев 2025 года.

Читать полностью »