Жигули
Жигули
Дмитрий Толстенёв Опубликована 26.05.2025 в 3:03

Редкий советский "вездестой" вернулся к жизни после реставрации

В музее "Моторы войны" представлен уникальный экспонат — отреставрированный полугусеничный ЗИС-33, собранный по оригинальной конструкции и полностью исправен. Машину восстановили специалисты мастерской Шаманского, и теперь она вновь демонстрирует все особенности необычной инженерной мысли советской эпохи. Как сообщает издание "За рулем", это не просто музейный экспонат, а живая история, способная передвигаться своим ходом, как и восемь десятилетий назад.

История создания ЗИС-33 берет начало в суровой зиме советско-финской войны 1939-1940 годов. Именно тогда военные осознали, что стандартные колесные грузовики, такие как ЗИС-5, не справляются с перемещением по глубокому снегу и разбитым проселкам Карелии. Это стало толчком к срочной разработке полугусеничной техники, которая могла бы сочетать колесную мобильность и гусеничную проходимость. Одним из инициаторов проекта стал Никита Хрущёв, который в тот момент входил в состав военного совета Киевского особого военного округа.

Проект взял в работу завод имени Сталина, а конструкторским бюро руководил инженер Борис Фиттерман. По сути, ЗИС-33 представлял собой модифицированный трехтонный ЗИС-5, к которому добавили гусеничный движитель. В задней части рамы размещалась специальная балка с ведущими звездочками, а передача усилия на гусеницы осуществлялась через цепи, снабжённые натяжными механизмами. Гусеницы были съёмными: при необходимости их можно было демонтировать, превратив машину обратно в обычный грузовик.

Для повышения проходимости в условиях глубокого снега передние колёса могли быть оснащены металлическими лыжами. Также под мотором размещался обтекатель, защищающий от снега и льда. Конструктивные особенности привели к ряду изменений: подножки были укорочены, глушитель упростили, а запасное колесо переместили вперёд. Несмотря на инновации, гусеничный механизм оказался слишком тяжёлым: только сами гусеницы весили около 200 килограммов каждая, а весь комплект — более 1300 кг. Это негативно сказывалось на трансмиссии, особенно страдал задний редуктор. Уменьшилась грузоподъёмность, увеличился расход топлива, а шины изнашивались в ускоренном режиме.

Первый серийный ЗИС-33 был выпущен в январе 1940 года — всего через несколько месяцев после старта разработки. До конца апреля было собрано около четырёх тысяч экземпляров, и они приняли активное участие в боях на северо-западном фронте. В войсках новая машина получила прозвище "вездестой" — за склонность к перегреву двигателя и частые поломки трансмиссии на бездорожье. Мощности 76-сильного двигателя объемом 5,5 литра явно не хватало для уверенного движения с гусеничной системой, особенно на заснеженных и грязевых участках.

Тем не менее, ЗИС-33 сыграл важную роль и в годы Великой Отечественной войны, особенно на ранних этапах конфликта. Его использовали для снабжения, эвакуации и транспортировки боеприпасов. После окончания службы большинство этих машин были либо утрачены в боевых условиях, либо переоборудованы обратно в стандартные ЗИС-5, избавившись от тяжёлого гусеничного модуля.

Сейчас отреставрированный ЗИС-33 — один из немногих сохранившихся представителей своего рода. Благодаря кропотливой работе реставраторов, автомобиль вновь обрел первоначальный облик и техническую функциональность. Он напоминает о тех временах, когда технические решения рождались на грани необходимости, и когда от них зависела жизнь бойцов на передовой.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Спирт или раствор соли помогут при примёрзших дворниках сегодня в 8:07
Перестал поднимать щётки и начал делать так: одна минута — и дворники не примерзают всю зиму

Многие водители поднимают дворники зимой, думая, что это спасает от примерзания. На деле привычка вредна — есть более эффективные и безопасные способы защиты.

Читать полностью »
Зола помогает выехать на скользком зимнем подъеме — портал сегодня в 6:56
Скользкий подъем больше не ловушка: деревенский трюк превращает зимнюю дорогу в послушный аттракцион

Простой деревенский лайфхак помогает водителям без усилий справляться со скользкими подъемами. Почему зола в багажнике способна выручить в любой зимний день?

Читать полностью »
Манера вождения и засоры в системе вызывают перерасход топлива — эксперт Петров сегодня в 5:52
Машина ест бензин как голодный зверь: способна удвоить расход мелкая деталь — её даже не замечают

Почему растёт расход топлива даже у исправного автомобиля: влияние бензина, стиля вождения и скрытых неисправностей, о которых рассказал эксперт Pravda.Ru.

Читать полностью »
Отсутствие колпачка на клапане ускоряет утечку воздуха — Car and Motor сегодня в 4:27
Шины теряют давление тише шёпота: простой лайфхак с колпачками избавляет от скрытых утечек и лишнего расхода

Мало кто знает, что безопасность шин зависит не только от протектора, но и от клапанов. Цвет колпачка способен рассказать, чем наполнена ваша шина.

Читать полностью »
Чёрные точки на лобовом стекле защищают клей от солнца — beachclub-allerseits сегодня в 2:22
Лобовое стекло скрывает умную защиту: чёрные точки на кромке работают лучше любого антиблика и фильтра

Неброские черные точки по краю лобового стекла скрывают продуманную инженерную технологию. Они защищают, укрепляют и продлевают срок службы автомобиля.

Читать полностью »
Качественные секретки уберегут колёса автомобиля от воров сегодня в 0:02
Эти 3 ошибки при парковке делают ваш автомобиль легкой добычей: большинство водителей совершают их каждый вечер

Автовладельцы до сих пор рискуют остаться без колёс. Как современные методы — от секреток до датчиков — помогают сохранить шины и диски от кражи.

Читать полностью »
Хозяйственное мыло заменяет автохимию в уходе за авто — канал Горбунова вчера в 22:59
Так экономят только самые хитрые автовладельцы: это средство работает там, где ждут только химию

Обычный брусок хозяйственного мыла способен заменить несколько видов автохимии. Разбираем неожиданные способы его применения, которые экономят бюджет.

Читать полностью »
Слишком густое масло вызывает перегрев и образование нагара — автомеханики вчера в 20:43
Мастера улыбаются, а фильтр остаётся старым: быстрый способ заметить подмену и не дать себя обмануть

Механик рассказал, какие ошибки совершают водители и сервисы при замене моторного масла, и как не попасть на обман, сохранив ресурс двигателя.

Читать полностью »