
Редкий советский "вездестой" вернулся к жизни после реставрации
В музее "Моторы войны" представлен уникальный экспонат — отреставрированный полугусеничный ЗИС-33, собранный по оригинальной конструкции и полностью исправен. Машину восстановили специалисты мастерской Шаманского, и теперь она вновь демонстрирует все особенности необычной инженерной мысли советской эпохи. Как сообщает издание "За рулем", это не просто музейный экспонат, а живая история, способная передвигаться своим ходом, как и восемь десятилетий назад.
История создания ЗИС-33 берет начало в суровой зиме советско-финской войны 1939-1940 годов. Именно тогда военные осознали, что стандартные колесные грузовики, такие как ЗИС-5, не справляются с перемещением по глубокому снегу и разбитым проселкам Карелии. Это стало толчком к срочной разработке полугусеничной техники, которая могла бы сочетать колесную мобильность и гусеничную проходимость. Одним из инициаторов проекта стал Никита Хрущёв, который в тот момент входил в состав военного совета Киевского особого военного округа.
Проект взял в работу завод имени Сталина, а конструкторским бюро руководил инженер Борис Фиттерман. По сути, ЗИС-33 представлял собой модифицированный трехтонный ЗИС-5, к которому добавили гусеничный движитель. В задней части рамы размещалась специальная балка с ведущими звездочками, а передача усилия на гусеницы осуществлялась через цепи, снабжённые натяжными механизмами. Гусеницы были съёмными: при необходимости их можно было демонтировать, превратив машину обратно в обычный грузовик.
Для повышения проходимости в условиях глубокого снега передние колёса могли быть оснащены металлическими лыжами. Также под мотором размещался обтекатель, защищающий от снега и льда. Конструктивные особенности привели к ряду изменений: подножки были укорочены, глушитель упростили, а запасное колесо переместили вперёд. Несмотря на инновации, гусеничный механизм оказался слишком тяжёлым: только сами гусеницы весили около 200 килограммов каждая, а весь комплект — более 1300 кг. Это негативно сказывалось на трансмиссии, особенно страдал задний редуктор. Уменьшилась грузоподъёмность, увеличился расход топлива, а шины изнашивались в ускоренном режиме.
Первый серийный ЗИС-33 был выпущен в январе 1940 года — всего через несколько месяцев после старта разработки. До конца апреля было собрано около четырёх тысяч экземпляров, и они приняли активное участие в боях на северо-западном фронте. В войсках новая машина получила прозвище "вездестой" — за склонность к перегреву двигателя и частые поломки трансмиссии на бездорожье. Мощности 76-сильного двигателя объемом 5,5 литра явно не хватало для уверенного движения с гусеничной системой, особенно на заснеженных и грязевых участках.
Тем не менее, ЗИС-33 сыграл важную роль и в годы Великой Отечественной войны, особенно на ранних этапах конфликта. Его использовали для снабжения, эвакуации и транспортировки боеприпасов. После окончания службы большинство этих машин были либо утрачены в боевых условиях, либо переоборудованы обратно в стандартные ЗИС-5, избавившись от тяжёлого гусеничного модуля.
Сейчас отреставрированный ЗИС-33 — один из немногих сохранившихся представителей своего рода. Благодаря кропотливой работе реставраторов, автомобиль вновь обрел первоначальный облик и техническую функциональность. Он напоминает о тех временах, когда технические решения рождались на грани необходимости, и когда от них зависела жизнь бойцов на передовой.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru