
Новый закон о такси в России: кто останется в легальном рынке после 2026 года
Государственная Дума приняла закон, который существенно ограничивает доступ автомобилей к официальному рынку такси. Согласно новым правилам, в список допускаемых моделей вошли лишь автомобили с промышленной локализацией не ниже 3200 баллов или те, что подпадают под действующие соглашения о специальной промышленной кооперации, заключённые после марта 2022 года. В реестр входят только несколько моделей отечественного производства, таких как Веста, Гранта, Искра, Аура, Москвич 3 и Москвич 6, а также Xcite X-Cross 7 и Xcite X-Cross 8 и электромобили Evolute. Вступление нормы в силу отложено до марта 2026 года, при этом для Калининградской области этот срок продлен до 2028 года, а для Дальнего Востока — до 2030-го. Тем не менее, сама логика ограничений останется неизменной: после этих дат вне списка автомобили больше не смогут попасть в реестр официальных такси.
На сегодняшний день в Федеральной государственной информационной системе Такси зарегистрировано свыше 670 тысяч легковых автомобилей, работающих по разрешениям. При этом максимальный срок эксплуатации машины в такси составляет около пяти лет. Среднесуточный пробег автомобиля с шашечками достигает примерно 200 километров, а уровень аварийности в такси в семь раз выше, чем у обычных легковых автомобилей. В итоге ежегодно парк такси должен обновляться примерно на 134 тысячи машин, что связано с естественным износом и аварийными случаями.
Основной посыл закона — поддержать отечественных автопроизводителей и обеспечить создание рабочих мест внутри страны, чтобы спрос на новые автомобили развивался именно на российском рынке. Но эксперты и сами таксисты отмечают ряд сложностей и подводных камней. Прежде всего речь идет о финансовых ограничениях. Не каждый водитель или таксопарк могут позволить себе приобрести новую машину, особенно учитывая отсутствие государственных субсидий или специальных программ поддержки для покупки отечественных автомобилей. На рынке нет льготных условий кредитования, а цены на новые локализованные модели остаются высокими. В результате многие водители вынуждены искать альтернативы, зачастую выбирая более доступные иномарки по рыночным ценам.
На фоне грядущих изменений агрегаторы такси уже тестируют новые подходы к работе с водителями и машинами. Один из таких вариантов — аренда автомобиля с водителем, что формально регулируется как прокат транспортного средства и не требует специального разрешения на такси. Пионером этого формата стала служба Максим, где пользователь, вызывая машину через приложение, фактически подписывает договор аренды. Водитель при этом может работать на автомобиле любой марки и модели, при условии, что он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
Этот подход позволяет агрегаторам обойти новые ограничения закона. В небольшом сегменте премиум-заказов остается официальный такси с приоритетом и сниженной комиссией, а основные категории — эконом, комфорт, бизнес и минивэны — переводятся на аренду с экипажем. Для пассажиров перемены практически незаметны, поскольку интерфейс приложений и цены сохраняются. Однако юридическая сущность поездки меняется, и такие поездки фактически выходят из-под отраслевого контроля. Это, по мнению экспертов, может привести к массовому переходу водителей в так называемую серую аренду.
Без масштабной государственной поддержки и мер по стимулированию закупок локализованных автомобилей легальное такси рискует превратиться в узкоспециализированный рынок. Основная масса пассажиров и водителей уйдет в альтернативные схемы работы, которые хоть и остаются законными формально, но не регулируются так строго, как традиционное такси. Для пассажиров важна скорость и доступность поездок, а для водителей — минимальные бюрократические препятствия и стабильный доход.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru