
АвтоВАЗ пытался задушить конкурентов утильсбором, но Китай уже ответил ценами
С недавних пор в России действует утилизационный сбор на автомобили, и его размер продолжает неуклонно расти. Известно, что инициатива введения этого сбора исходила от руководства АвтоВАЗа, которое стремилось таким образом ограничить доступ на рынок иностранных автопроизводителей, прежде всего китайских брендов. Позиции АвтоВАЗа усилились также благодаря утверждённому недавно списку автомобилей, разрешённых к эксплуатации в такси, где российский производитель также оказался в явном выигрыше. Однако ситуация далеко не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд, ведь конкуренты не собираются сдаваться без боя и уже готовят ответные шаги.
Основным объектом утилизационного сбора стали именно китайские автомобили, которые на протяжении последних лет заняли прочные позиции на российском рынке. Эти машины привлекали покупателей лучшим соотношением качества и цены по сравнению с вазовскими моделями. Повышение утилизационного сбора на некоторое время осложнило ситуацию для китайских производителей, однако они быстро адаптировались и нашли способы обхода новых ограничений. В частности, в самой КНР заметно выросли цены на автомобили, включая электромобили и гибридные модели, что стало следствием общей конъюнктуры рынка и усиливающейся конкуренции между многочисленными китайскими автозаводами.
Интересно, что сегодня в Китае можно приобрести крупный и качественный автомобиль по цене значительно ниже, чем стоит отечественная LADA Granta. Например, гибрид BYD Destroyer 05 Honor Edition с длиной кузова почти пять метров и мощностью бензинового двигателя 110 лошадиных сил в сочетании с электромотором на 180 "лошадок" оценивается на внутреннем рынке примерно в 800 тысяч рублей в пересчёте на российскую валюту. Эта ценовая политика обусловлена жесткой конкуренцией, которая стимулирует китайских производителей снижать цены, чтобы привлечь как можно больше покупателей и сохранить свои позиции.
Согласно данным аналитиков JPMorgan Chase, в апреле 2025 года средний размер скидок на электромобили и гибриды в Китае достиг 16,8%, что превысило показатели марта на полпроцента. В то время как в декабре прошлого года скидки были всего лишь 10%, наблюдается явная тенденция к снижению стоимости автомобилей. Это означает, что удешевление продукции не ограничится только внутренним рынком, но распространится и на экспортные поставки, в том числе и на российский рынок.
Для российских автолюбителей это хорошая новость, так как возвращение китайских брендов с более привлекательными ценами и высоким качеством может стать реальной альтернативой отечественным автомобилям. Однако данный тренд ставит АвтоВАЗ в сложное положение, поскольку ему придётся искать новые способы конкуренции или рисковать потерей части своей клиентуры. Вопрос в том, насколько далеко пойдут российские власти в защите отечественного производителя — не исключено, что в будущем могут появиться и более жёсткие меры против иностранных автомобилей, вплоть до запретов на эксплуатацию.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru