
Как дворянские усадьбы превратили фруктовые сады в прибыльные предприятия XIX века
До отмены крепостного права на многих помещичьих усадьбах разбивали плодовые сады, которые служили не только украшением территории, но и удовлетворяли потребности владельцев усадеб. В урожайные годы избыток фруктов шёл на продажу в близлежащие города, что позволяло хозяйствам получать дополнительный доход. Такие сады обычно организовывались в виде квадратов или прямоугольников, обрамлённых аллеями, внутри которых сажали плодовые деревья, а по краям высаживали ягодные кустарники. Нередко к таким садам примыкал парк — либо регулярный, либо пейзажный — с разнообразными местными и привозными растениями. Многие декоративные и плодовые деревья, несмотря на значительные расходы, импортировали из-за рубежа. В садах были оранжереи, где выращивали экзотические культуры: апельсины, лимоны, персики, абрикосы, миндаль, а иногда даже ананасы. Например, в усадьбе Салтыкова-Щедрина Спас-Угол оранжереи служили и местом, где местные жители могли приобретать привитые плодовые деревья.
После отмены крепостного права многие помещики отказались от содержания таких роскошных садов, и в целом традиция поместного садоводства заметно пошла на убыль, как и крестьянское садоводство. Тем не менее, уже к концу 1870-х годов интерес к плодовым культурам начал возрождаться, а с 1880-х годов садоводство превратилось из любительского занятия в серьёзную торгово-промышленную отрасль с ощутимой прибылью. Об этом свидетельствуют данные перевозок фруктов и ягод по железным дорогам России в 1894–1897 годах, когда отечественные продукты составляли около 80% всех перевозимых плодов.
В ряде усадеб развивались и другие промыслы, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции. Ещё до отмены крепостного права для таких работ использовался труд свободных крестьян, освобождённых по закону "О свободных хлебопашцах" 1803 года. На примере помещика Костанжогло из "Мёртвых душ" Гоголь показал, как хозяин рачительно развивал своё имение, увеличивая доходы и превращая хозяйство в промышленное предприятие, перерабатывая отходы и побочные продукты. Такое постепенное переосмысление усадебного хозяйства готовилось исподволь.
В 1830–1840-х годах вырос интерес к агрономии и новым сельскохозяйственным орудиям, возникло около двадцати сельскохозяйственных обществ, а также несколько газет и журналов, посвящённых разным отраслям сельского хозяйства. Издания "Вестник Императорского российского общества садоводства", "Плодоводство", "Промышленное садоводство и огородничество" и другие широко освещали новшества в садоводстве. На сельскохозяйственных выставках стали демонстрироваться как зарубежные, так и отечественные усовершенствованные орудия, многие из которых создавались крестьянами. Это привело к появлению первых заводов сельскохозяйственного машиностроения.
Даже люди, далёкие от земледелия, начали интересоваться этим ремеслом. Поэт и театральный деятель П. А. Катенин, находясь в ссылке в своём имении в Костромской губернии, несмотря на сомнения в собственных способностях, просил друга привезти семена различных культур, желая улучшить свой огород и попробовать новые растения в северных условиях.
В усадьбах строились мельницы, маслобойки, крупорушки и лесопилки, продукция которых обеспечивала не только местные города, но и поступала в отдалённые регионы. С приближением XX века расширялось строительство винокуренных и кожевенных заводов, что обеспечивало занятость для крестьян и позволяло помещикам использовать всё больше свободных рабочих рук для мелкопромышленного производства.
Так, в Пензенской губернии в XIX веке насчитывалось 11 винокуренных заводов и 12 мукомольных мельниц, расположенных в дворянских имениях. Часто хозяева имений сооружали у себя сразу несколько предприятий, что позволяло диверсифицировать производство и увеличить доходы.
Одним из ярких примеров развития переработки фруктов стала усадьба Мишино, где после реформы занялись садоводством, а через полвека хозяйство В. И. Гагарина стало крупным поставщиком переработанной фруктовой продукции. Там выпускали сырьё для кондитерских фабрик — патоку, яблочное пюре, грушевое тесто, карамельные начинки — а также готовую продукцию, например, пастилу и фруктовые консервы. Ассортимент и качество продукции сделали имение известным далеко за пределами местного региона, охватывая даже Москву и Петербург.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru