
Турбулентность нового типа: авиакомпании объявили войну пауэрбанкам
Можно ли представить себе полёт без привычного пауэрбанка? С 1 октября авиакомпания Emirates вводит строгие правила: зарядить телефон или ноутбук с помощью внешнего аккумулятора в полёте больше не получится. Причина — опасность возгорания литиевых батарей, число инцидентов с которыми по всему миру стремительно растёт.
Новые правила Emirates
Пассажирам Emirates разрешат взять в салон только один внешний аккумулятор ёмкостью менее 100 Вт·ч. Но даже его нельзя класть в ручную кладь: устройство должно находиться либо в кармане кресла, либо в сумке под передним сиденьем. Заряжать сами аккумуляторы или использовать их для подпитки гаджетов во время полёта теперь запрещено.
"Мы приняли это решение из-за растущего числа инцидентов с литиевыми аккумуляторами на борту во всей авиационной отрасли", — пояснили в Emirates.
Подобные меры уже стали реакцией на трагические случаи: в январе самолёт южнокорейской Air Busan сгорел перед взлётом, предположительно из-за пауэрбанка. Были и другие происшествия — от Delta AirLines до российской "Якутии".
Турция и Азия: запреты становятся нормой
Следом за Эмиратами ограничения ввели и турецкие перевозчики. В августе AJet и Pegasus Airlines запретили использование пауэрбанков на борту по рекомендации авиационного регулятора. Причиной стал инцидент на рейсе Asiana Airlines Стамбул — Сеул: пассажир уронил аккумулятор между креслами, и самолёт пришлось возвращать в аэропорт, пишет АТОР.
Теперь пауэрбанки до 100 Вт·ч можно перевозить только в ручной клади, но пользоваться ими запрещено. Более мощные — до 160 Вт·ч — требуют разрешения авиакомпании. А устройства свыше 160 Вт·ч можно провозить в багаже лишь при соблюдении особых условий.
Turkish Airlines пошла ещё дальше: запретила перевозить "умные чемоданы" с несъёмными литиевыми батареями. Аккумулятор нужно изъять и упаковать отдельно, иначе багаж не примут.
В Азии правила ещё жёстче. В Китае разрешают брать с собой только сертифицированные устройства с маркировкой CCC. Под запрет попадают даже популярные бренды — Anker, Xiaomi, Ugreen, если конкретная модель не имеет сертификации. В Японии с июля ввели запрет хранить пауэрбанки на багажных полках: их нужно держать там, где бортпроводник может контролировать устройство.
США и Европа: осторожное наблюдение
Интересно, что западные авиакомпании пока не спешат с жёсткими мерами. Исключение — Southwest Airlines, которая в мае обязала хранить активированные аккумуляторы на виду, например, в кармане кресла или на столике.
ICAO (Международная организация гражданской авиации) и IATA (Ассоциация воздушного транспорта) пока не меняли общие рекомендации. Но эксперты отмечают: при росте числа инцидентов изменения неизбежны.
Россия: без изменений, но с оглядкой
Российские перевозчики пока ограничиваются стандартами IATA: можно провозить пауэрбанки до 100 Вт·ч и пользоваться ими во время полёта. Устройства от 100 до 160 Вт·ч требуют согласования.
Замминистра транспорта Владимир Потешкин заявил:
"В России пока не планируют ужесточать правила перевозки пауэрбанков. Но вместе с тем мы учитываем требования ICAO и рекомендации, которые уже применяются за рубежом".
Почему литиевые батареи опасны
Главный риск связан с явлением "теплового разгона". При повреждении, перезаряде или дефекте внутри батареи начинается цепная реакция, сопровождающаяся выделением тепла, газов и, как следствие, возгоранием или взрывом.
По данным Федерального управления гражданской авиации США (FAA), с 2015 года число таких случаев выросло на 42%. На пауэрбанки приходится 43% всех возгораний на рейсах. Для сравнения: электронные сигареты стали причиной 20% инцидентов, а ноутбуки и телефоны — около 12%.
Мировая авиация всё чаще выбирает безопасность вместо удобства. И хотя для многих пассажиров отказ от привычного способа зарядки в полёте кажется неприятным ограничением, растущая статистика возгораний заставляет авиакомпании действовать на опережение.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru