
Вылетели — и попали: что изменилось в небе, и почему это касается каждого
Казалось бы, что может быть привычнее для путешественника, чем авиаперелёт? Но в современной России даже полёт по расписанию всё чаще превращается в испытание на выдержку. В последние месяцы полёты стали не просто дорогим, но и непредсказуемым делом. В июле 2025 года очередной транспортный коллапс охватил крупнейшие аэропорты страны — десятки отменённых рейсов, тысячи задержанных пассажиров и гостиницы, внезапно превращённые в ночлежки для туристов.
Как выжить в новых реалиях? Что можно сделать заранее, чтобы не остаться в аэропорту с чемоданом и банкой энергетика? И кто, в конце концов, должен отвечать за срыв отпуска или командировки? Ответы — ниже.
Полёты под угрозой: как это выглядит на практике
С 5 по 7 июля Росавиация зафиксировала резкий всплеск отмен и задержек рейсов. За эти три дня:
- Было отменено 485 рейсов,
- Ещё 88 самолётов ушли на запасные аэродромы,
- Почти 2000 рейсов были задержаны.
В результате около 94 тысяч человек оказались в гостиницах, а количество выданных ваучеров на еду и напитки перевалило за 350 тысяч. В таких условиях аэропорты работали в авральном режиме. В Шереметьево пришлось срочно нарастить число сотрудников, а сотни человек вышли на внеурочные смены. Похожая ситуация наблюдалась и в Пулково: смены усилили, а наземные службы работали без перерывов.
Когда не летит, едет: поезда спасают
Интересно, что всплеск на авиа направил волну пассажиров к железной дороге. Спрос на билеты между Москвой и Петербургом в июле вырос кратно. Люди просто искали, как выбраться из города или успеть на пересадку.
Согласно данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в июльский авиаколлапс попали почти 11 тысяч туристов, а общее количество нарушенных рейсов приблизилось к 2500. Даже после нормализации расписания спрос на железнодорожные билеты оставался высоким.
Кто оплачивает последствия: авиакомпания, туроператор или страховая?
Пассажиры часто теряются, не зная, к кому обращаться за компенсацией. В РСТ разъяснили: если рейс отменён или задержан по вине перевозчика — претензии направляются авиакомпании, даже если тур куплен у туроператора.
"Туроператор отвечает за организацию тура в целом, включая перевозку, но именно перевозчик несёт ответственность за задержку", — подчёркивают в Российском союзе туроператоров.
При этом туроператоры тоже страдают — они вынуждены срочно менять отели, искать альтернативные рейсы, координировать десятки клиентов. Например, в Anex Tour рассказали, что часть их туристов не смогла вовремя улететь в начале июля, но им была оказана вся возможная поддержка.
Без страховки — как без парашюта
Страховые компании тоже оказались на передовой. По словам Романа Щеглеватых из Всероссийского союза страховщиков, выплата по полисам продолжается до сих пор. Одна только "АльфаСтрахование" уже перечислила клиентам более 28 миллионов рублей, а общий риск составил свыше 32 миллионов, пишет "Коммерсантъ".
Важно, что многие страховки работают автоматически: клиент получает компенсацию напрямую на карту, если оформлял полис с покрытием на случай задержки. Сценарий прост — пассажир оформляет полис, страховщик отслеживает изменения в расписании, и если случилась задержка — выплаты производятся без лишней бюрократии.
По данным "Росгосстраха", около 5-6% клиентов включают опцию "задержка/отмена рейса" в стандартный полис. Причём, после каждого громкого инцидента спрос на эту опцию резко возрастает.
Не все страхуют: тонкости и подводные камни
Впрочем, не все страховые компании предлагают подобные продукты. В "РЕСО-Гарантии", например, пояснили, что у них нет отдельных полисов на случай отмены или задержки рейса — только классические продукты на случай невыезда (болезнь, отказ в визе и т. п.).
Именно поэтому важно внимательно читать условия, прежде, чем оформлять страховку. Если в полисе нет чёткой формулировки о компенсации в случае отмены или переноса рейса, такой полис не спасёт вас от затрат.
Реакция туротрасли и помощь от государства
Летний коллапс — не первый в этом году. В июне, во время 12-дневного конфликта на Ближнем Востоке, между РФ и ОАЭ было отменено более 70 рейсов, а 14 тысяч человек остались без вылета. Половина из них — клиенты туроператоров. Потери индустрии тогда составили не менее 300 миллионов рублей.
Чтобы хоть как-то компенсировать затраты, туроператоры обратились в правительство с просьбой снизить отчисления в Фонд персональной ответственности. И власти пошли навстречу: по распоряжению Михаила Мишустина с июля 2025 года отчисления снижены с 1% до 0,75%, а срок уплаты перенесён на январь 2026 года. Освобождённые средства будут использоваться для возврата денег туристам, пострадавшим из-за ограничений.
Как подготовиться к неожиданностям: советы пассажирам
АТОР и страховые компании советуют пассажирам не ждать "грома", а готовиться заранее. Вот что поможет пережить возможный сбой:
- Оформите страховку от задержек (стоимость — около стоимости кофе в аэропорту, польза — на десятки тысяч);
- Распечатайте все документы (или сохраните скриншоты в телефоне);
- Снимите наличные, желательно в мелких купюрах;
- Заранее пополните топливные карты и электронные проезды;
- Уточните права: через 2 часа задержки — напитки и связь, через 4 — горячее питание, после 8 часов — отель и трансфер;
- Знайте: комната матери и ребёнка, хранение багажа, доступ к Wi-Fi — это не бонус, а обязанность аэропорта.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru