
Лето в разгаре, а Турция пуста: туристы исчезли в самый жаркий сезон
Пустые марины, тишина вместо гудков стартующих лодок, и суда, которые больше не ждут своих пассажиров. Так сегодня выглядит картина в некогда шумных курортных гаванях Турции. Бодрум, Мармарис, Фетхие — всё ещё манят своими пейзажами, но яхты там всё чаще не отплывают. Туризм под парусом, одна из визитных карточек страны, переживает не лучшие времена.
Яхты больше не приносят прибыль
Причина обвала в яхтенном секторе проста и болезненна — экономическая нестабильность и непредсказуемый рост цен. Как рассказал генеральный секретарь Ассоциации индустрии яхт и лодок Турции (YATED) Орхун Шентюрк, массовая распродажа яхт — это уже не редкое явление, а нарастающая тенденция.
По его словам, в популярных курортных центрах, таких как Бодрум и Мармарис, владельцы прогулочных судов — как частные лица, так и чартерные компании — начали избавляться от своего флота. Туристы, как местные, так и иностранные, стали избегать морских прогулок.
"Спрос на аренду яхт упал практически повсеместно — в Европе, в Турции, и даже среди самих турок. Это касается и однодневных экскурсий, и многодневных чартров", — поясняет Шентюрк.
Он отмечает, что особенно серьёзно пострадали марины в заливе Хисароню, где в лучшие времена каждую субботу суда массово выходили в море. Сегодня же, по словам эксперта, "три четверти из них остаются на якоре — клиентов нет".
Что отпугивает яхтенных туристов?
Проблема комплексная. Среди ключевых факторов:
- Рост стоимости стоянки.
"Для яхты длиной 25-30 метров годовая швартовка обойдётся от 35 000 до 55 000 евро. А в самых престижных маринах — до 65 000 евро", — говорит Шентюрк. Такие суммы делают эксплуатацию судна убыточной.
- Цены на еду и напитки. Во время круизов расходы на питание значительно выросли, особенно на фоне общей инфляции.
- Высокие сборы за въезд и выезд судов, особенно под иностранным флагом.
- Стагнация инфраструктуры. Маринам стало тесно, а новых мест для швартовки не появляется.
Всё это сводит на нет те преимущества, которыми Турция ещё недавно обыгрывала соседнюю Грецию: доступность, свободу перемещений, простую регистрацию судов. Сегодня — это уже не конкурентное преимущество.
Есть и хорошие новости — для россиян
Тем не менее, турецкий яхтенный рынок не совсем опустел. Есть туристы, которые не только продолжают плавать, но и с удовольствием… покупают лодки. Среди них — граждане России, Казахстана, Азербайджана и стран Ближнего Востока. Как отмечает Шентюрк, яхты под турецким флагом проще зарегистрировать, чем под европейским, да и процедура оформления — значительно дешевле.
Интересно, что за время пандемии продажи яхт в Турции даже подскочили, так как вырос спрос на "изолированный отдых". Однако после резкого увеличения НДС на новые суда (20%), даже это преимущество начало терять актуальность.
Экологическая сторона кризиса
Есть и побочный эффект от яхтенного спада — стихийное развитие "левых" стоянок.
"Во многих бухтах Мармариса растут незаконные пирсы, превращённые в круглогодичные стоянки для лодок. Это привело к загрязнению воды и береговой линии", — предупреждает эксперт.
И ещё одна проблема — что делать с теми судами, которые массово распродаются? Рынок подержанных яхт насыщен до предела, а хранение требует расходов. Некоторые лодки просто остаются в бухтах, постепенно превращаясь в обуза для местных властей и экологов.
Турция — не единственная в беде
Кризис затронул не только Эгейское и Средиземное побережье Турции. Схожая ситуация наблюдается и в Хорватии, ещё недавно процветавшей как направление для яхтинга. Но и там цены подскочили — как на аренду марин, так и на еду, топливо, обслуживание.
Однако у Хорватии, как государства — члена ЕС, остаются плюсы. Это строгие экологические нормы, стабильные правовые механизмы и свободное перемещение судов между странами. Именно поэтому спад там не столь резкий, как в Турции.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru